Авторский блог Герман Щербина 02:20 22 января 2017

Ленин и Карма Йога.

Почему вы служите обществу и стране? Да, совершая служение, вы очищаете своё сердце. Исчезают эгоизм, ненависть, ревность, идея превосходства и все скрытые негативные качества. Развиваются скромность, чистая любовь, симпатия, терпимость и милосердие. Уничтожается чувство обособленности. Искореняется эгоизм. Вы обретёте широкий открытый взгляд на жизнь.

Мой старший друг, который посещал музей в Ленинских горках говорил, что видел в мемориальной комнате В.И. Ленина книгу "Карма Йога".

Могло ли такое быть? На этот вопрос можно ответить если взять, к примеру, книгу индийского Учителя по данной теме и заменить термины индуистской религии на другие пролетарские: общественная собственность, коллективизм, мораль строителя коммунизма и т.д.

Вот несколько отрывков из Учения Карма Йога.

Карма Йога: самоотверженное действие; исполнение повседневных обязанностей; служба человечеству. Быть непривязанным к плодам действий, предлагать действия на алтарь Господа - это делает вас могущественным Йогом. Доктрина Кармы приносит надежду для безнадёжных, помогает беспомощным, радует грустных и даёт новые силы для слабых. Доктрина Кармы развивает веру и поддерживает этику. Она гласит: “Если вы причиняете вред другому человеку, вы вредите себе”....

Что является объектом Севы, или служения? Почему вы служите бедным и нуждающимся, а также страдающему человечеству в целом? Почему вы служите обществу и стране? Да, совершая служение, вы очищаете своё сердце. Исчезают эгоизм, ненависть, ревность, идея превосходства и все скрытые негативные качества. Развиваются скромность, чистая любовь, симпатия, терпимость и милосердие. Уничтожается чувство обособленности. Искореняется эгоизм. Вы обретёте широкий открытый взгляд на жизнь. Вы начнёте ощущать единство и единение. В конце концов, вы обретёте знание о Душе. Вы осознаете "Единое во всём" и "всё - в Едином". Вы ощутите безграничную радость. Что, в конце концов, является обществом? Это - не что иное, как собрание единиц, или индивидуумов. Мир - это не что иное, как проявление Бога. Служение человечеству и стране - фактически не что иное, как служение Богу.

Чем являлся для нас СССР, народ и каждый человек - не объектом ли служения?

Идеология Карма Йоги почти совпадает с идеологией строителя коммунизма, за исключением одного понятия: Бог. Видимо, что в это всеобъемлющее понятие традиционные религии вложили такой смысл, что народ воспринимал его как очень далекое от жизни. Можно сказать цитатой из Ветхого Завета:" Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина".

Бога для советского человека должна была открыть Наука, но это открытие искусственно сдерживалось. В конце концов эти идеологические запреты были прерваны, а ощущением свободы возникшем у народа воспользовались "перестроечники" и произошло то что произошло.

Но уже Ленин в начале 20-го века интересовался русской религиозной философией, исходящей не из академических кругов, а из живой народной стихии. И надо думать, что он смог бы правильно вписать духовные поиски народа в общую идею построения справедливого коммунистического общества. Вот некоторые материалы:

В версии сектантской истории, написанной Бонч-Бруевичем в 1911 году, хлыстовство наследовало главным европейским ересям, богомилам и альбигойцам, а то и прямо, без посредников, гностицизму14. В 18 веке, по словам Бонч-Бруевича, “повсюду в России, — как-то сразу и неожиданно, — начинают открывать общины, в глубокой тайне организованные”. В его подходе к истории сектантских общин слышится отзвук так хорошо знакомой ему внутрипартийной борьбы:

  • дробление общин и их учений [...] всегда дает право сделать заключение о длительном, предшествующем процессе возникновения, сплочения, развития, известного подъема и, наконец, самокритики, результатом которой, в связи с другими обстоятельствами, иногда бывает отпадение части приверженцев общины от своей прежней организации15.

На 2-м съезде РСДРП 1903 года Ленин зачитывал доклад Раскол и сектантство в России, написанный Бонч-Бруевичем.

  • Секта хлыстов очень многочисленная. Эта секта тайная, и потому об ее учении очень мало было напечатано в легальной прессе сколько-нибудь правдоподобных сведений [...] Эта секта наиболее организованна, конспиративна и сильна.

Учение хлыстов впитало в себя многое из “христианского коммунизма”, рассказывал Бонч-Бруевич устами Ленина, а именно уничтожение частной собственности и буржуазного института семьи. В резолюции, написанной Лениным и принятой с поправками Плеханова, сектантство характеризовалось как “одно из демократических течений, направленных против существующего порядка вещей”, и “внимание всех членов партии” обращалось на работу с сектантами23. От себя лично Бонч-Бруевич добавлял больше красок:

  • С политической точки зрения хлысты потому заслуживают нашего внимания, что являются страстными ненавистниками всего, что исходит от [...] правительства [...] Я убежден, что при тактичном сближении революционеров с хлыстами мы можем приобрести там очень много друзей24.

Но даже в самое горячее время, работая с Бонч-Бруевичем в Кремле, Ленин находил время на его коллекцию сектантских автографов:

  • Владимир Ильич очень интересовался рукописями сектантов, которые я собирал [...] Особенно заинтересовали его философские сочинения. Как-то раз, когда он особенно углубился в их чтение [...] сказал мне: “Как это интересно. Ведь это создал простой народ [...] Ведь вот наши приват-доценты написали пропасть бездарных статей о всякой философской дребедени (...) вот эти рукописи, созданные самим народом, имеют во сто раз большее значение, чем все их писания”44.

Идея о том, что будущее России связано с коммунистическими настроениями религиозных сект, не принадлежала ни Бонч-Бруевичу, ни Ленину. Многие названия старых русских сект, о которых Бонч-Бруевич рассказывал партии начиная со 2-го съезда РСДРП по 13-й, были популярны среди народников начиная еще с 1860-х годов, когда природу их “политического протеста” впервые описал Афанасий Щапов.

Сразу после большевистской революции Владимир Бонч-Бруевич оказывается в должности заведующего управлением делами Совета народных комиссаров, фактического главы аппарата революционного правительства.

В 1918 в партийном издательстве “Жизнь и знание” выходит книга Бонч-Бруевича о канадских эмигрантах-духоборах. В свете текущего момента он осмыслял здесь свои впечатления более чем десятилетней давности, когда вместе с лидерами толстовского движения сопровождал духоборов в их трансатлантическом путешествии. Многие духоборы, рассказывает он, живут общинами, среди которых есть такие, которые строят свою жизнь “на принципах полного коммунизма”46. Это значит, что в общественной собственности находится не только земля и орудия производства, но и произведенный продукт.

1.0x