Авторский блог Владимир Винников 23:04 5 апреля 2018

Лебедь, рак и щука глобального кризиса

есть ли у человечества и России шанс избежать новой мировой войны?

Человеческая цивилизация всегда стояла и строилась на "трёх китах": энергии, информации и организации. Сегодня эти "три кита" ведут себя, словно лебедь, рак и щука из классической басни Крылова:

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвётся в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду…

В роли рвущегося в облака, то есть к пресловутой "точке сингулярности", басенного Лебедя явно выступает информация, объём производства которой нарастает в геометрической прогрессии. Впрочем, то же самое касается и такой производной от информации, как ценности, в том числе — финансовые. Уже минимум 95% мировой денежной массы не обеспечены реальными активами, и вся эта бурная финансовая активность напоминает приснопамятный МММ, основатель которого Сергей Мавроди "очень вовремя" скончался в Москве.

В роли Рака, который пятится назад, столь же явно выступает энергия, добыча которой по ряду источников, в первую очередь — нефти, преодолела свой пик и вышла на "спуск". И этот факт никакие "сланцевые революции" или заявления Бахрейна об открытии нового крупнейшего нефтегазового месторождения на своём шельфе отменить не в состоянии.

Наконец, Щука организации человечества явно "тянет в воду", то есть к новым глобальным конфликтам, которые затронут все системные пространства: экономическое, политическое, информационное и так далее. Ни малейшей попытки совместно противостоять одновременным информационному взрыву и энергетическому падению на международном уровне пока не просматривается. Что-то в этом направлении пытаются предпринять Россия и Китай — в том числе через БРИКС, ШОС и прочие "ковчеги спасения", но представители "коллективного Запада" явно недовольны тем местом, которое им там может быть отведено, и изо всех своих всё ещё немалых сил рубят борта и дно реализуемых и без того ни шатко ни валко проектов…

Наличие нужной степени организации всегда в определённой, иногда — весьма высокой, степени могло компенсировать недостаток энергии с информацией. История человечества изобилует подобными примерами — например, Великая Отечественная война, в которой Советский Союз несколько лет практически в одиночку противостоял гитлеровскому Третьему рейху, не только объединявшему ресурсы почти всей континентальной Европы, но и захватившему значительную часть СССР.

Точно так же отсутствие нужной степени организации приводит к катастрофическим последствиям — например, "самоубийство" того же Советского Союза в конце 80-х—начале 90-х годов прошлого столетия, свидетелями и соучастниками которого были практически все граждане СССР того времени.

Поэтому сегодня вопрос спасения нынешней человеческой цивилизации — по крайней мере, в её российском варианте, раз уж "коллективный Запад" пытается выжить «на обломках России, против России и за счёт России», — заключается, прежде всего, в максимально позитивном, синергетическом согласовании организационного (в т.ч. управленческого), информационного (в т.ч. финансового) и энергетического векторов её развития. Задача, прямо говоря, не из лёгких, поскольку полностью соответствует знаменитому лозунгу «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих!»

По большому счёту, пока окончательно не определены даже границы системы, подлежащей собственно спасательным мероприятиям. Именно в этом, на мой взгляд, заключена главная опасность и украинского, и сирийского конфликтов, спровоцированных "коллективным Западом", — в размывании системного различения и границ между "мы" и "они". И именно поэтому "коллективный Запад" так заинтересован в разжигании любых конфликтов внутри России.

Соответственно, отсутствует и "дорожная карта" проведения подобных спасательных мероприятий. России очень часто приходится действовать не по плану, а реактивно, "применительно к подлости" своих "партнёров", которые, в общем-то, ещё менее организованы как целое, поскольку состоят из весьма ограниченного и компактного "хищного ядра", активно формирующего свои "проекции силы" типа ИГИЛ (террористическая организация, запрещённая в России. — ред.) и куда более обширной, но рыхлой "кормовой базы".

Россия всеми доступными ей средствами сигнализирует, что продолжение подобного курса может закончиться глобальным военным столкновением с применением ядерного оружия («Зачем нам мир, в котором не будет России?» — риторически спрашивает по этому поводу Путин), но "коллективный Запад" активно демонстрирует свою готовность и склонность именно к такому варианту развития событий, идя "на таран" в "деле Скрипаля" и по множеству других "конфликтных зон".

Видимо, попытки "достучаться" до "партнёров" являются, во-первых, содержательно бесперспективными, а, во-вторых, провоцируют их на ещё большую агрессивность по отношению к России. Поэтому главную "точку приложения сил" российского государства неизбежно придётся в самое ближайшее время сместить на решение трёх взаимосвязанных задач:

— оптимальную организацию информационных потоков из России и внутри России;

— оптимальную организацию энергетических потоков из России и внутри России;

— оптимальную организацию системы управления внутри России.

Кое-что по этим направлениям делалось и делается (помимо строительства новых экспортных нефте- и газопроводов как на Запад, так и на Восток), но далеко не всё не только из необходимого, но даже возможного.

Стоит в этой связи ещё и ещё раз напоминать власти и обществу сталинские слова, сказанные "вождём народов" на Первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности 4 февраля 1931 г.: «Отсталых бьют. Но мы не хотим оказаться битыми. Нет, не хотим! История старой России состояла, между прочим, в том, что ее непрерывно били за отсталость… Били все — за отсталость. За отсталость военную, за отсталость культурную, за отсталость государственную, за отсталость промышленную, за отсталость сельскохозяйственную. Били потому, что это было доходно и сходило безнаказанно… Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».

У современной России, чья экономика, чья энергетика, чьё информационное пространство и система власти, по сравнению со "сталинским" СССР, "открыты всем ветрам", вряд ли есть в запасе даже десять лет. Но у современной России есть то, чего не было у "сталинского" СССР образца и 1931-го, и 1941-го годов, — военное преимущество над любым потенциальным противником и энергетическая независимость. Эти преимущества необходимо не только использовать, но и наращивать. Здесь понятны и цели, и пути достижения этих целей.

Почти незамеченным — во всяком случае, на уровне масс-медиа — прошло сделанное в марте заявление Массачусетского технологического института (MTI) о том, что в рамках его исследовательских программ созданы работающие модели термоядерных реакторов с положительным энергетическим балансом. MTI — это не Илон Маск, это одна из колыбелей атомной энергетики, к этому заявлению следует отнестись с максимальной серьёзностью, поскольку "термояд", как и безотходные "урановые" технологии, активно развиваемые в России — пока два единственно доступных в принципе выхода из "энергетического тупика" для всего человечества.

Возможно, совместное создание нового "энергетического колодца" для человечества силами России, США и Китая окажется тем глобальным проектом, реализация которого сумеет остановить, казалось бы, неизбежный глобальный конфликт?

31 марта 2024
24 марта 2024
7 апреля 2024
1.0x