Сообщество «Форум» 19:44 2 июня 2018

"Льняной король" Александр Андреевич Карзинкин

Русское купечество, в конце ХIХ, начале ХХ веков.

«ЛЬНЯНОЙ КОРОЛЬ» АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ КАРЗИНКИН (1863 -1931гг)

Литературные «СРЕДЫ», которые устраивал Николай Дмитриевич Телешов, что проходили с 1899 года до 1916, в Москве, на Покровском бульваре, а в летние месяцы в Малаховке, подробно изложены в различных воспоминаниях…

Про эти «Среды» язвительно заметила Нина Петровская: «…Николай Телешов явился в литературе прямо в «установленной форме» - прямо слетел с популярнейшей в мире открытки, где г.г. Бунин, Горький, Скиталец всемилостивейшее и всенародно приняли его, как члена в свою тесную семью…»

Однако следует сказать, что символисты во главе с В. Брюсовым и его журналом «Скорпион» не заметили литературные «Среды», впрочем, как и писатели: Бунин, Куприн, Горький… остались, весьма, равнодушны к символизму.

Дом № 18/15 на Покровском бульваре и бывшая дача в Малаховке стали называться домами Телешова, что не совсем верно.

Имение в Малаховке было подарено Елене Андреевне Карзинкиной, (1869-1943гг), её отцом, в качестве приданого. Имение было куплено у англичанина Аллея, владельца знаменитого магазина «Мюр и Мерилиз».

Дом на Покровском бульваре принадлежал её брату Александру Андреевичу. Он любезно предоставил нижний этаж Елене Андреевне с мужем Телешовым, где и собирались знаменитые писатели. На втором этаже жили Александр Андреевич и его жена прима балета Большого театра Аделаида Джури (1872 -1963), а так же их дочь Соня – Сонюшка, дитя любви, рождения - 1903 года. Дом на Покровском бульваре любил посещать Ф.И. Шаляпин, особо второй этаж, где жили: Аделаида и Александр Андреевич.

Софья Александровна работала библиографом в Институте мировой литературы им. А.М. Горького с 1935 по 1958 годы.

Один из известного рода Карзинкиных – Андрей Александрович (1823-1906гг), московский купец 1-й гильдии, потомственный почётный гражданин Москвы, занимался чайной торговлей, затем основал текстильное дело и стал учредителем и одним из директоров Товарищества Ярославской Большой мануфактуры.

Его супруга Софья Николаевна Рыбникова (1836-1911 гг) – дочь Богородского купца. По одной из версий, именно их венчание изображено на картине Н. Пукирева «Неравный брак», что, по-видимому, совсем не отражает действительность …

Семья активно участвовала в благотворительных акциях и меценатстве. Недаром, период с середины 60-х годов и до Первой мировой войны, считался «золотым веком» русского меценатства. Никому и в голову не приходило размещать свои капиталы в иностранных банках…

Дети – Елена и Александр получили блестящее образование. Елена Андреевна была очень хороша собой, владела пятью языками, т.е. свободно говорила на английском, итальянском, французском, немецком и греческом. Она окончила школу живописи, ваяния и зодчества, ученица В.Д. Поленова. В дом очаровательной и хлебосольной хозяйки с радостью приходили писатели, художники, певцы и музыканты, Елена Андреевна была душой этого московского культурного общества… (О Елене Андреевне необходим отдельный очерк).

Александр Андреевич – так же владел несколькими языками; посещал лекции в Императорском Московском техническом училище ( ныне технический - Университет им. Н.Э. Баумана). Унаследовав от отца текстильное производство с 1886 года, он ревностно погрузился в это дело, заменив его на посту одного из директоров Ярославской Большой мануфактуры.

Об Александре Андреевиче и пойдёт речь в этом весьма кратком очерке.

Ярославская мануфактура производила льняные ткани, так же, как и Костромское товарищество братьев Третьяковых. Льняная культура – исконно русское производство! Уходит корнями в глубокую древность, где славянские племена, ещё до того, как возникла Киевская Русь, умели возделывать и обрабатывать лён.

И по сей день, льняные текстильные волокна и ткани остаются самым ценным продуктом растительного происхождения. Одежда из льна - самая комфортная в жаркие летние дни, ибо понижает температуру, а в зимние дни – согревает. Изделия из льняной ткани обладают прочностью, имеют неповторимый природный блеск, и сохраняют элегантность в любых условиях. В царствование Александра III русское правительство поощряло создание льняной мануфактуры. По словам П.М. Третьякова, Царь считал, что русский лён не идёт в сравнение с иноземным американским хлопком.

Вступив в права руководителя Ярославской мануфактуры, Александр Андреевич изучил технологию и оборудование текстильного производства: отбельной, ткацкой и прядильной фабрик, совершенствуя, по крупицам, организацию труда.

Но главная его заслуга – это широкая социальная программа для рабочих мануфактуры.

При нём стали доступны: бесплатное школьное образование для детей рабочих и служащих.

Он организовывает детский сад, больницу, всем работникам предоставляя бесплатное жильё!

Художник Константин Коровин говорил, что «У Карзинкина на фабрике рабочие жили, как в Англии не живут…».

Александр Андреевич отдавал большую часть своего времени текстильному производству, несмотря на то, что в Москве он являлся членом совета директоров трёх банков, был директором Музея гигиены и санитарной техники. В Нумизматическом обществе вёл научную работу: написал книгу о медалях, времён Лжедмитрия 1, по рекомендации директора Исторического музея Ивана Егоровича Забелина.

Александр Андреевич любил поэзию и живопись, был в близких отношения с Павлом Михайловичем Третьяковым, и входил в совет учредителей Третьяковской галереи.

Льняные фабрики Карзинкина и Третьякова считались весьма эффективными и прибыльными, с востребованным ассортиментом продукции. Сырьевая база была фактически рядом, лён выращивали на больших просторах Заволжья. Самоотверженный труд Карзинкина и уважение к нему рабочих, не остались не замеченными. Карзинкин получает прозвище: «льняной король»! Позитивное мировоззрение предпринимателя ориентировалось - не на увеличение капитала, а на эстетические запросы. Уникальное явление в русской купеческой действительности…

С присоединением Средней Азии к России, появился среднеазиатский хлопок. Карзинкин стал пионером в освоении текстильного производства на новом отечественном сырье, разумеется, параллельно с льняной технологией.

Успешная деятельность А.А. Карзинкина продолжалась вплоть до 1918 года, когда «комиссары в пыльных шлёмах» явились, чтобы отобрать фабрики. Карзинкин не стал сопротивляться, но рабочие просили оставить его директором…

С 1918 года он стал сотрудником Государственного исторического музея, в должности хранителя нумизматического отдела.

Невзирая на советы друзей, Карзинкин не пожелал эмигрировать: «Как же я могу бросить фабрики? Ведь они там разорятся…». «Но вас же арестуют…» Карзинкин загадочно улыбался: «Наши рабочие не дадут…».

А.А. Карзинкина - арестовывали два раза. Оставшись без средств существования, он решил продавать свою нумизматическую коллекцию. В 1920 году сидел в Бутырской тюрьме, вместе с видным коллекционером Щукиным. Из тюрьмы он пишет: «…Я нахожусь в интеллигентной компании, и вообще в прекрасных условиях…»

Второй раз А.А. Карзинкина арестовали в 1931 году, по доносу соседа. Из тюрьмы он напишет: «… не чувствуя за собой вины, я твёрдо надеюсь на милосердие Божие, на то, что Он не оставит меня и мою семью, и пошлёт нам силу духа, чтобы с твёрдостью и безропотно перенести это испытание…». Вскоре, его безнадёжно больного выпустили. Он уйдёт из жизни, 30 июля 1931 года, от сердечного приступа, в возрасте 68 лет; похоронен - на Покровском кладбище.

Александр Андреевич - человек исключительной скромности, делал добро, и никогда не выпячивал себя. Лишь два примера. В 1914 году он становится соиздателем журнала «София», посвящённого древнерусскому искусству, поставив только одно условие редакторам К. Некрасову и П. Муратову, чтобы никогда его имя не было названо.

Второй пример: он был членом попечительского совета Третьяковской галереи, о чём я упоминал, он вложил огромное количество своих средств, души и труда в организацию строительства, созданию экспозиции. Об этом знает кто?

В заключение очерка следует сказать, что семейство Карзинкиных являло собой могучее дерево, выросшее на почве Православной Русской культуры! Они давали деньги на церковное строительство, на приюты и богадельни, на больничные нужды и содержание бедняков.

Всё семейство Карзинкиных на протяжении более чем столетия состояли старостами московского храма «Трёх Святителей» на Кулишках, что в Трёх Святительском переулке. Быть старостой – дело хлопотное, требующее больших расходов. Из своих капиталов они финансировали и вели хозяйственные, ремонтные и строительные работы.

Александр Андреевич Карзинкин был старостой этого храма с 1880 года до 1920 года, когда приход был закрыт по распоряжению Советской власти…

Перечень социальной благотворительности Карзинкина, мог бы занять не одну страничку.

Вот такие люди – добра, любви, служения Родине, случались на Руси, о которых сегодня, увы,

уже не помнят…

Нет ни единой мемориальной доски на домах, принадлежащих Карзинкиным, и на здании церкви «Трёх святителей». И даже никто не помнит, точной даты смети Александра Андреевича Карзинкина и где похоронен…

1.0x