Авторский блог Леонид Иванов 09:25 8 сентября 2017

“Культ личности” и переименования городов в 1920-1930-е годы.

“Культ личности” и переименования городов в 1920-1930-е годы.

Активное переименование городов в честь И.В. Сталина и других вождей большевиков началось с середины 1920-х гг., когда появились Сталино (Донецк) или Сталинград (Царицын). Либеральные историки усматривают в этом процессе одно из ярчайших подтверждений своей концепции о советском тоталитаризме – главного идеологического орудия, топорно выполненного, но эффективного тарана, позволившего сокрушить СССР.

Переименование городов происходило и на Урале, что позволяет нам рассмотреть проблему на местном материале. В качестве примера возьмём два крупных индустриальных центра – Златоуст и Челябинск, и попытаемся выяснить, кто инициировал переименования и какова была реакция высшего партийного руководства на подобные предложения.

Во второй половине 1920-х гг. в златоустовской печати неоднократно звучали призывы переименовать город. В городскую газету «Пролетарская мысль» все жители Златоуста могли присылать свои варианты названия нового социалистического города. Предлагались различные наименования -как географические, производственные, так и революционные, в том числе в честь видных деятелей революции и гражданской войны в Советской России и на Урале: Южноуральск, Стальск, Краснознаменск, Пролетарск, Назаровск, Буденновск, Калининск. «Пролетарская мысль» писала: «Домохозяйка Ездакова предлагает переименовать в «Калинингорск», комсомолец ячейки № 8 Мурдасов предлагает название «Буденовск», рабочий оружейной фабрики Шестерин в «Новотесьминск» или «Тесьминск», домохозяйка Портнова предлагает «Уралостальск». Рабочий косного цеха Шишкин хочет, чтобы город был переименован в «Первомайск», машинистка заводоуправления метзавода Макарова – в «Горноуральск», рабочий метзавода Петрус предлагает «Краснозубовск» в честь известного Златоустовского большевика В.П. Зубова. Преобладают пока предложения о переименовании со «стальными» названиями: «Сталегорск», «Горностальск», «Сталезаводск», «Уралостальск» …» Безработный Сергей Анисимович Гаврилов мотивировал своё предложение: «Товарищ редактор прошу сообщить в газете Пролетарской мысли в том, что я заявляю город Златоуст назвать Интернационалград в сокращенном Интерналград. На это я могу дать объяснение, хотя не могу обрисовать полностью всю гарантию этого имени. В виду того что я мало развит. Эта песня «Интернационал», сделавшаяся международной песней рабочих всех стран, интернационал эта наш народный гимн всего пролетариата. Здесь в Златоусте большая сила рабочих и имели большие революционные воздействия. Это Златоуст должен быть назван Интерноградом, будет сердцем ни забыта завоевания наша Трудовая Революция.

21 декабря 1929 г. пленум Златоустовского окружного исполнительного комитета в городском театре при большом скоплении рабочих и служащих принял постановление: «Переименовать город Златоуст в город Сталинск (на Урале) и округ – Сталинский (на Урале)». На следующий день в президиум ВЦИК была послана телеграмма о решении: «В день пятидесятилетнего юбилея рождения генерального секретаря партии Иосифа Виссарионовича Сталина торжественное заседание объединенного пленума окрисполкома Златоустовского горсовета совместно рабочими златоустовских заводов, посылая Вам пламенный привет, постановляет: учитывая просьбу, желание рабочих златоустовских заводов, население округа о переименовании Златоуста ознаменование пятидесятилетнего юбилея Сталина город Златоуст переименовать Сталинск, округ сталинский ходатайствуем утверждении. Президиум».
Решение о переименовании было рассмотрено 13 января 1930 г. на заседании административной комиссии ВЦИК и не получило одобрения: «... не возражая против самого переименования, нашла, что переименовать гор. Златоуст в Сталинск является невозможным по следующей причине. Предлагаемое переименование в Сталинск и Сталинский будет неизбежно вызывать ряд недоразумений как по линии Наркомпочтеля, так и по линии Наркомпути Союза СССР, т.к. на территории Союза уже имеются города, ж.д. станции и др. адм. единицы с созвучным названием.

Безуспешной оказалась и попытка переименования Челябинска в г. Коба. 27 августа 1931 года на первых полосах областных газет (в т.ч., “Челябинского рабочего”) были напечатаны характерные для того времени лозунги: "Победы в стройке индустриального Челябинска - победы генеральной линии партии, руководимой ЦК и товарищем Сталиным!". В том обращении еще говорилось: "Старая Челяба с каждым годом все больше и больше уступает место бурно растущему новому социалистическому городу, стройки которого есть практическое выражение генеральной линии партии, результат разгрома правых оппортунистов и контрреволюционного троцкизма. Город, который под руководством партии и её кипучего рулевого товарища Сталина выражает в их представлении индустриализацию страны, не должен больше носить название Челяба (в переводе на русский язык - яма). Вот почему мы просим партийную конференцию возбудить ходатайство перед вышестоящими организациями о переименовании Челябинска в город Коба - имя, которое носил товарищ Сталин в славные годы своей подпольной революционной работы в рядах большевистской партии, под руководством товарища Ленина. Вперед, к полному построению социализма!" Обращение подписали 27 человек, представляющих 82 бригады и проминтеллигенцию, работников жилищно-коммунального хозяйства, а также представители школ рабочей молодежи и ликбезов.

Информация “Голос тысяч” в газете “Челябинский рабочий” (27.08.31г.)

Сегодня с утра на всех предприятиях и новостройках города проходят массовые митинги-летучки, посвященные обсуждению обращения рабочих и специалистов Тракторостроя. Рабочие города единогласно поддерживают предложение тракторостроевцев и в своих решениях просят районную партконференцию возбудить ходатайство перед высшими организациями о переименовании Челябинска в город Коба. Собрания проходят под лозунгом: “Просьбу о переименовании Челябинска в город Коба подкрепим ударной работой по выполнению шести боевых указаний тов. Сталина.”

Первое собрание состоялось сегодня в 1 час ночи в смене т. Салина (литейный цех завода им. Колющенко).

На ЧГРЭС №1 утром проведено 6 рабочих собраний с участием больше 300 человек. Все 6 собраний присоединились к предложению строителей ЧТС о переименовании Челябинска в город Коба.

В редакцию с утра продолжают поступать многочисленные решения рабочих собраний предприятий и новостроек города, поддерживающих предложение тракторостроевцев о переименовании Челябинска в город Коба. В большинстве решений рабочие по примеру Тракторостроя берут на себя конкретные обязательства.

ЦДНИЧО. Челябинский рабочий. 1931. 27 августа. Экстренный выпуск. С.1.

Из выступления секретаря Челябинского горкома ВКП(б) Румянцева на закрытии II Челябинской районной партконференции (30 августа 1931 г.)

…Прислушиваясь к голосу 70-ти тысяч рабочих, мы с вами взяли на себя большую и ответственную задачу в связи с возбуждением ходатайства о переименовании нашего города. Имейте в виду, что никто этого не разрешит, если мы к этому вопросу подойдём по форме, а не по существу, а существо заключается в том, что мы должны своей практической работой завоевать название города именем нашего гениального вождя тов. Сталина, под руководством которого разрешаются исторические задачи по превращению отсталой крестьянской страны в страну крупной индустрии и укрепление через это диктатуры пролетариата не только внутри страны Советов, но и в мировом масштабе.

ЦДНИЧО.Ф.92.Оп.1.Д.25.ЛЛ. 78-79.

Из информационной сводки об итогах II Челябинской районной партконференции (5 сентября 1931 г.)

… В ночь на 27-е августа и днём 27-гона всех предприятиях и стройках, в цехах, сменах, бригадах прорабатывалось обращение ЧТС и везде оно находило горячий отклик рабочих масс. В ответ на обязательство ЧТС стройки и предприятия , деревни выставляли свои обязательства, создавались новые ударные бригады, десятки лучших рабочих пришли в партию. На одном только Феррострое подано заявлений – 154, объявили себя ударниками и объединились в бригады 266 человек, вступило в комсомол 106 человек…

ЦДНИЧО.Ф.92.Оп. 1.Д.25.Л. 119.

Постановление Малого Президиума Уральского областного исполнительного комитета “О переименовании города Челябинска в город Коба” (21 сентября 1931 г.)

Просьбу Челябинского горсовета, основанную на ходатайстве рабочих и трудящихся города и новостроек, о переименовании г. Челябинска в город Коба поддержать и просить Президиум ВЦИК об утверждении.

Председатель Уралоблисполкома Ошвинцев

Секретарь Уралоблисполкома Янсон

ГАСО.Ф.Р-88.Оп.1.Д.3051.Л.10.

Однако Президиум ВЦИК переименование не утвердил.

Либеральные историки, как правило, утверждают, что инициатива рабочих коллективов спланирована, отрежессирована и организована. Конечно, элемент организации присутствовал, но зададимся вопросом - кто организовывал многие сотни обращений в местную печать, кто писал их за безработного Гаврилова или домохозяйку Портнову из Златоуста?

Местное партийное руководство, безусловно, с радостью подхватывало и организовывало инициативу, но сама инициатива-то была снизу.

Судить об этом позволяют и свидетельства о реакции большевистских вождей на переименования в их честь городов.

Того же Челябинска. 9 сентября 1936 секретарь Челябинского ОК ВКП(б) К. В. Рындин обратился с письмом к Сталину, содержащим просьбу о переименовании Челябинска в Кагановичград в честь тогдашнего наркома путей сообщения Л.М. Кагановича. И на этот раз разрешения на переименование Челябинска не было получено. На письме появилась резолюция: “Против. Сталин”.

То, что реакция И.Сталина не была ситуативной, случайной, обусловленной какой-то личной антипатией к Челябинску, подтверждается целым рядом аналогичных ответов представителей партийного руководства на просьбы о переименовании городов в их честь.

10 апреля 1925 года Всероссийский центральный исполнительный комитет принял резолюцию о переименовании Царицына в Сталинград в связи с деятельностью Иосифа Сталина по обеспечению продовольствием города в 1918-1919 годах. Сама идея переименования возникла в 1924 году, когда рабочие Царицына были награждены орденом Красного Знамени за свои заслуги в годы Гражданской войны. Имелись и другие варианты нового названия - Ильич, Мининград.

В Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) хранится письмо Сталина секретарю Царицынского губкома ВКП(б) Шеболдаеву:

"Я узнал, что Царицын хотят переименовать в Сталинград. Узнал также, что Минин добивается его переименования в Мининград. Знаю также, что Вы отложили Съезд советов из-за моего неприезда, причем думаете произвести процедуру переименования в моем присутствии. Все это создает неловкое положение и для Вас, и особенно для меня. Очень прошу иметь ввиду, что:

1) Я не добивался и не добиваюсь переименования Царицына в Сталинград;

2) Дело это начато без меня и помимо меня;

3) Если так уж необходимо переименовать Царицын, назовите его Мининградом или как-нибудь иначе;

4) Если уж слишком раззвонили насчет Сталинграда и теперь трудно Вам отказаться от начатого дела, не втягивайте меня в это дело и не требуйте моего присутствия на Съезде советов - иначе может получиться впечатление, что я добиваюсь переименования;

5) Поверьте, товарищ, что я не добиваюсь ни славы, ни почета, и не хотел бы, чтобы сложилось обратное впечатление".

Аналогичной была и реакция в подобных обстоятельствах Л.М. Кагановича.

Черновик телеграммы Л.М. Кагановича Н.С. Хрущеву с просьбой отменить решение о переименовании Сокольнического района г. Москвы в район имени Кагановича. Подлинник. 7 декабря 1932 г. РГАСПИ

Никита Сергеевич!

Я знал, что разговоры о переименовании Сокольнического района в район им. Кагановича приняли широкий характер, вплоть до того. что об этом печатается в заводской газете “Красный богатырь”.

Очень прошу тебя, срочно вызвать районщиков на встречу и предложить им приостановить это дело немедля.

Вся эта штука совершенно ненужная и даже вредная. Добейся, пожалуйста, прекращения этой бузы.

Л.Каганович

1.0x