Авторский блог Сергей Угольников 16:10 26 июля 2016

Кто и почему "не боялся сказать"

Переход от дискуссии вокруг национальных, территориальных и классовых проблем к обсуждению проблем половых – это уже косвенная агитация за что-то. К примеру, за мадам Клинтон (которая от мужа-изменника пострадала). Только кажется, что ей наплевать на мысли зарубежного электората, на самом деле она бывший министр именно иностранных дел, и хоть какое-то сочувствие из-за рубежа ей бы не помешало. Точка начала флешмоба - тоже случайна. На территории РФ гендерный вопрос сразу превратился бы в национальный (пик изнасилований «странно» совпадал с наплывом мигрантов). На Украину - в силу состояния экономики– мигранты не стремились. Поэтому относительная этническая однородность Незалежной позволила ненадолго забыть про москалей и выдерживать тему сексуального харрасмента без девиаций.

Хештеги - явление, которое редко (практически никогда) не используются в Фейсбуке. Эта функция - удел других социальных сетей - Твиттера и Инстаграмма. При дефиците печатных знаков и большей мобильности сетей – по хештегам легче ориентироваться в актуальных событиях. Но если проанализировать предыдущие активности с нецелевым использованием хештегов в Фейсбукt, то единственная заметная активность - флешмоб ‪#‎Остров90. И тренд в данном случае очевиден, без коммерческой заинтересованности прямых и косвенных владельцев соцсети при разгоне «частной» активности не обошлось.

Прошлогодний «Остров», в первую очередь, был призван легализовать средства, которые вбухали в строительство «Ельцин-Центра». Для этого хедлайнером мероприятия сделали группу «АукцЫон», которая с девяностыми вообще не ассоциируется, а не Женю Осина, который ассоциируется с ними сверх пропорции. Но не только местным олигархам было нужно обеление своего создателя. Ведь исключительно патентованные дебилы считают, что эпоху правления Ельцина диффамируют местные «тёмные силы зла». На самом деле достаточно вспомнить рекламу к юбилею появления «Сникерса» в России. Там где дети вспоминают о мечтах девяностых и с радостью понимают, что они – не сбылись. «Сникерс» – транснациональная корпорация, но и ей почему-то не радостно от перспективы оказаться в бардаке «свободы». Потому что «Сникерс» занимается созданием и управлением промышленным производством. Развал и деградация радостны для финансовых спекулянтов, из чего объективно складывается фамилия «Сорос». Участие этого персонажа в новом явлении, собственно, не слишком и скрывается. Хештег ‪#‎Янебоюсьсказать - начал своё распространение от «волонтёрши и феминистки», «оказывавшей психологическую помощь воинам АТО». «Воинам» её услуги не понадобились, поэтому пришлось задействовать «интернациональный» компонент «открытого общества».

Впрочем, и здесь «не всё так однозначно». Переход от дискуссии вокруг национальных, территориальных и классовых проблем к обсуждению проблем половых – это уже косвенная агитация за что-то. К примеру, за мадам Клинтон (которая от мужа-изменника пострадала). Только кажется, что ей наплевать на мысли зарубежного электората, на самом деле она бывший министр именно иностранных дел, и хоть какое-то сочувствие из-за рубежа ей бы не помешало. Точка начала флешмоба - тоже случайна. На территории РФ гендерный вопрос сразу превратился бы в национальный (пик изнасилований «странно» совпадал с наплывом мигрантов). На Украину - в силу состояния экономики– мигранты не стремились. Поэтому относительная этническая однородность Незалежной позволила ненадолго забыть про москалей и выдерживать тему сексуального харрасмента без девиаций. Одновременно притуплялась острота оскорбительных фанатских кричалок «ваши бабы на Тверской». Потому что «да, на Тверской, но не сами, а заставили». Кто в предложенной пропагандистской позиции жертва - понятно сразу, и наплевать, что героев АТО освобождают от уголовной ответственности за изнасилования. Это такая для них «психологическая разрядка».

Так же были понятны и частные структуры, которые заинтересованы в увеличении историй с хештегом. Это не только вышедшие в тираж звёзды (были, были «новости» из серии «к Бывшей Звезде N приставал таксист»), но и более многочисленные организации. В преддверии наплыва клиентов начали радостно потирать потные ручонки психологи, психоаналитики и организаторы тренингов. В комментариях в соцсети начали приходить продавцы залежавшейся психологической макулатуры. Немного странно, что они начали рекламировать книгу Эрика Берна «Игры, в которые играют люди», а не Фрейда или Карнеги. Хотя и тут можно легко понять, какой «психологический» автор наименее ликвиден. Так же понятно, почему соцсеть «В Контакте» модное поветрие обошло стороной. В силу возраста участников в этом сообществе меньше «воспоминаний». Собственно по этой же причине там блестяще провалился #Остров90 (хотя, повторюсь, эти «флешмобы» обошли стороной все сети, кроме одной).

Неизвестно, насколько ожидания организаторов флешмоба совпали с реальными результатами, но несколько выводов сделать можно. Попытки «борьбы за всё хорошее против всего плохого» через раскручивание или участие в сетевых активностях – контрпродуктивны, если не определён широкий круг выгодоприобретателей. При эмоциональном мотивировании надо понимать конкретные экономические преференции. Если существует понимание, что психология это не наука, то не надо априори подозревать в этом же любую аудиторию. И, конечно, необходимо понимать специфику социальных сетей. Без взаимодействия с их владельцами любая, самая хорошо продуманная и завуалированная пиар-компания – широко пройти не сможет.

1.0x