Сообщество «Форум» 21:34 1 апреля 2020

Кривая ёлочка, или Дом, который построил Зодчий

Хотите верьте - хотите нет, но совсем не в шутку, а всерьёз, именно 1 апреля родился мой муж - Николай Диковицкий. Подарком и ему, и себе публикую появившуюся как между строк его проектирования статью. Читайте на здоровье.

Начало см. В лесу родилась ёлочка, или Непростое христианство

В лесу родилась ёлочка. Часть II

«Мы переберёмся жить к вам. Готовьте хлеб-соль»

«Замысел»

«Ад пуст. Все черти здесь»

Шекспир

Продолжение статьи «В лесу родилась ёлочка» оказалось совершенно для меня неожиданным. Во-первых, вмешалась суета будней, отвлёкшая от написания очередной главы, во-вторых, глава должна была называться, что-то типа, «мистика женщины», в-третьих, в это время попался на мои глаза фильм Дмитрия Зодчего «Замысел», и я понял, что женщин, пусть даже мистических, нужно отложить на потом, а сейчас попробовать разобраться с этим фильмом, тем более, что попытки разбора других авторов меня не удовлетворили.

Самый первый мой комментарий на «Конте» под статьёй, посвящённой «Замыслу», был следующим: «Очередной дом Джека». Не знаю, многие ли поняли, что имелось в виду, но это был намёк на фильм Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек». Тем более, что там –Архитектор, здесь – Зодчий, по сути, – одно и то же….

Шахматы.

Начинается фильм с шахматной доски. Почему-то говорят, что мальчик играет в шахматы. Не совсем так. Здесь нет шахмат в привычном смысле этого слова. Прозрачные фигуры и одна чёрная пешка. Поэтому, правильнее было бы сказать: «мальчиком играют в шахматы». Он всего лишь чёрная пешка. Прозрачность фигур – символ невидимости сил, противостоящих пешке, а пешка чёрная - по причине отражённости мира. Дело в том, что «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» в виде света в сумме дают белый цвет, а в виде отражённого света, то есть краски, нанесённой на поверхность, – чёрный. Но партия заканчивается совершенно неожиданно: чёрная пешка, вопреки правилам, перешагнувшая через несколько клеток, оказывается перед королём, делая ему шах…. Намёк автора прозрачен: для достижения успеха в шахматной партии под названием жизнь, нужно двигаться не по правилам.

двойной клик - редактировать изображение

Правила и женский вопрос.

Женских образов в фильме немного, но о многом они говорят. Самое важное из этого многого – правила Князя мира сего. Женщина всегда говорит о его правилах. Жить как все: учёба, зарплата, карьера; уют, быт, суета – главная её задача в этом мире…. Такова и мать мальчика: кроссовки брошены не так, сын опять не пошёл на репетиторство к заслуженному учителю Авроре Давидовне, к которой мы вернёмся чуть позже, не играет со своими сверстниками, короче, – грубейшее нарушение правил. А она за ними просто обязана следить.

двойной клик - редактировать изображение

Игра не по правилам хозяину не нужна, а то, не дай Бог, он поставит шах королю….

Автор фильма не просто так объединил образы слуги, управляющего этим миром, – «Соглядатая», и матери в тот момент, когда мальчика выманивают из дома Архала*. Здесь мать играет свою естественную роль одновременно и соглядатая, и матери, желающего своему сыну «лучшей» доли в рамках правил хозяина, ведь его выманивают с целью предложить высокое положение в структуре князя – управлять ловушками.

двойной клик - редактировать изображение

Второй образ женщины – это образ свободы, любящей комплименты.

двойной клик - редактировать изображение

Свобода также завлекает некими идеалами, но при этом умалчивает, – что есть свобода. А слово это исконно славянское и произошло оно от старославянского «свобьство», то есть «своё». А если рассмотреть вторую часть этого слова – «бода», – совсем весело становится. В славянских языках, «будынок» – строение, «будовать» – строить, в русском языке – «будка», то получится «своя будка». С английским – ещё интереснее: «своё тело» (body). То есть, свобода всегда заманивает в материю, причём материя эта – частная собственность. И не зря возле «богини» ошивается «сын Завета»….

И ещё один аспект этого образа – феминизм:

– От кого попало комплименты – не признаю. Много вас тут шастает, – а я одна.

– А я и не собираюсь делать комплименты.

– Что?! Что?!!!

Свободная женщина эта «Свобода»…

Что касается Авроры Давидовны – Утренней Звезды от Давида, то очень непрост этот образ. Совсем не прост. Об этом говорит озвученная мальчиком фраза: «Столица Бутана – Пропан». Нелепость – на первый взгляд… «Ты видишь кошку? И я вижу, – а её нет. Ты видишь смысл? И я не вижу, – а он есть». Дело в том, что пропан – с греческого πρώπανпервое всё, первооснова всего, другими словами. А бутан с греческого βυτίοбочка. Иначе – бочка, наполненная первоосновой. Или основа мира (столица) – первооснова. Вот такой смысл…

Ещё один образ женщины, совсем не явный, – образ Джоконды. Он промелькнул в начале фильма на шахматной доске.

двойной клик - редактировать изображение

Очень необычно расположен этот образ с загадочной улыбкой. Чёрная пешка, то есть человек, через клетку – прозрачный и невидимый для человека ферзь, а между ними Джоконда, с манящей улыбкой. Стоит пешке поддаться соблазну и шагнуть в сторону творения Леонардо – тотчас он попадает в лапы ферзя. Пешка бита. Пожалуй, этот женский образ самый «образный» во всём фильме.

Абрикосы.

Можно сказать, что фильм об абрикосах. Явно прослеживается связь с гностическим существом, чем-то подобным индускому Брахме, Абраксасом. Абраксас – это источник всего, бог пространства и времени, и он отдаёт себя на употребление миру, что-то типа христианского: «ешьте тело моё и пейте кровь мою». Изображался он с головой петуха и змеями вместо ног. Вспоминаются славянские змеевики с Богородицей. Для того, чтобы лучше войти в тему рекомендую почитать «Многоликая Богородица». Дело в том, что петух напрямую связан с голосом (голосить), а древние галлы, самоназвание которых – от слова «голос», петуха считали своим символом. Впрочем, современная страна, сохранившая не только древнее название, но и символ – это Португалия (порт Галлии). Голос в христианстве, и не только, отождествляется со Словом: «В Начале было Слово…». Слово, кстати, у арийских народов произносит женская ипостась: Вак – производно от «вякать» (говорить) – у индусов, Оранта – производно от «орать» у православных христиан. Голос-Слово-Словяне – слова одного порядка. Вот такой петух, то есть Абраксас.

двойной клик - редактировать изображение

Абрикосы в фильме едят в любом виде: жареном, варёном, засушенном только те, кто служит системе. Для остальных абрикос запретен, даже само слово «абрикос» недопустимо в произношении, почти как тайное имя б-га. Ведь Абрикос – источник знаний, а знания непозволительно иметь простолюдину. Чистые знания в фильме не получает почти никто, – только знания, прошедшие обработку…

Жареные абрикосы

двойной клик - редактировать изображение

Абрикосовое варенье

двойной клик - редактировать изображение

Пирог с сушёными абрикосами

двойной клик - редактировать изображение

И лишь посланник свыше может позволить себе есть свежие абрикосы.

двойной клик - редактировать изображение

Вышний мир.

Перед своим путешествием в вышний мир мальчик засыпает с книгой Хорхе Луиса Борхеса. И читает он первый рассказ этого писателя из книги «Алеф» – «Бессмертный». Отсюда и сюжет. Отсюда и натура, заимствованная из гравюр Жанбаттиста Пиранези. А жители стабильного общества во многом напоминают троглодитов Бессмертного. Возможно, и приветствие, встречающее мальчика в вышнем мире, в виде шрифта Брайля, – бессмысленный набор знаков. «Когда близится конец, от воспоминания не остается образа, остаются только слова. Слова, слова, выскочившие из своих гнезд, изувеченные чужие слова, вот она, жалкая милостыня, брошенная ему ушедшими мгновениями и веками». – Хорхе Луис Борхес «Бессмертный».

Приветствие.

двойной клик - редактировать изображение

Кто здесь слеп – сложно сказать: то ли посетители, то ли сами жители вышнего мира? Но даже умея пользоваться шрифтом для слепых, прочесть можно лишь что-то типа:

шкы@уы?зы @уз з
ёэ@уышёкэ @@ьк«е

@ - нечитаемые символы.

Вышний мир у создателя фильма в своей бессмысленности чем-то напоминает Шрастры из Розы Мира Даниила Андреева, только там смысла всё-таки будет поболее. Да и не лукавит Андреев, он просто свои Шрастры называет низшим миром и обиталищем античеловечества.

Конечно, каждый без труда в вышнем мире узнает наш мир, и до боли проникнется так знакомой всем нам светлейшей стабильностью с двуполярным стабилитроном в качестве символа, проникнется учёностью «светлых умов» современной науки, которая представлена в фильме в виде денатурата, то есть рафинированной цифрой ненатуральной субстанции, одурманившей тьмы и тьмы кандидатов и докторов…. И, конечно же, «на подвал обоих», или «мочить в сортирах»…

Игра Архала – напоминает игру Иеговы-Сатурна с глазом в треугольнике. Да и игровая доска в виде Магендавида напоминает о северном полюсе этой планеты.

Да, и забыли о Боге. Ни в жисть не догадаетесь, но роль бога в этом фильме – это роль скомороха. Именно скоморох, или Сефира Хохма в Дереве Сефирот и является тем самым мужским началом в верхней триаде.

двойной клик - редактировать изображение

Говрить об этом фильме можно до бесконечности долго, ведь автор очень плотно забил его символами и иносказаниями: не менее, чем известные не пойми кто – то ли братья, то ли сёстры Вачовски в своём знаменитом творении. Главный посыл понятен: «в верхней планке больше нет противостояния, голубой и красный объединятся, жёлтый и синий претворятся врагами, но тоже пойдут вместе».

Короче, – всё возвращается к своим истокам.

Вот такие пироги с абрикосами….

P.S. Ни слова об Одине или о Христе, об Иггдресиль или Кресте. А это главная тема, плотно раскрываемая Ларсом фон Триером в своих фильмах…

_______________________

* Странное имя. Если разложить это слово, то получится что-то типа: «Главный Аллах», по подобию: Архангел, Архонт, Архитектор…

** Сам фильм к просмотру настоятельно рекомендую:

"Замысел"

1.0x