Авторский блог Владимир  Бровкин 08:20 7 октября 2017

КРЫМ: ОСЕННИЕ ЗАМЕТКИ

"...сложилось мнение, что там живут только русские люди"

Владимир БОНДАРЕНКО, редактор газеты ставропольских коммунистов «Родина» – говорю это без всяких преувеличений, лучший в стране партийный публицист.

Может быть, его имя не так в партии и левой печати известно, ибо он, кстати, лауреат газеты «Советская Россия», прежде всего, публикуется, занятый в хлопотах и беспокойных заботах редактора, прежде всего на страницах своей «Родины». У «Голоса труда» давняя смычка и солидарность с этой газетой. И с нашим боевым товарищем, ее редактором — товарищем Бондаренко. Ибо мы так понимаем партийную смычку и партийную солидарность — помогай товарищу, где можешь. Работая и объединяя наши силы на общее благо партии и родины. Редакция «Голоса труда» постоянно обменивается материалами с ним. Точность взгляда, яркая партийная позиция, красивый броский язык всегда отличали и отличают статьи этого непревзойденного мастера пера.

Вот один из последних материалов этого замечательного человека и замечательного публициста.

КРЫМ: ОСЕННИЕ ЗАМЕТКИ

Острословы говорят, что тот, кто пробыл в США одну неделю, тот собирается написать о них книгу, тот, кто пробыл в ней месяц — пишет статью, а тот, кто прожил в ней год, тот ничего не пишет. Вряд ли это справедливо только для Америки, это, скорее всего, общий «закон» всех думающих и пишущих людей, имеющий также отношение и к Крыму.

Что только о нем не пишут сегодня недруги Крыма и России, и особенно из числа националистически настроенных украинцев! «Аннексировали», «захватили», «поработили», нарушили все международные законы, Россия — агрессор, русские — главная угроза цивилизованному миру и т. д. Эти обвинения давно стали стереотипными для правящих режимов большинства западных держав.

Но есть и иные мнения, когда, например, парламентарии, той же Франции или Германии, посетив Крым, говорят и пишут совсем иное. Оказывается, то, что «сделала» Россия с Крымом совсем не похоже на то, что сделали США с той же Ливией или Украина с Донецком и Луганском. Чтобы не допустить подобного сценария развития событий Россия и помогла Крыму в обретении своей независимости от националистического режима Порошенко, тем самым были спасены сотни и тысячи человеческих жизней. Можно ли это спасение ставить России в упрек?

Теперь же крымчане живут не беспроблемно, но зато безопасно и стабильно с явными признаками или надеждами на дальнейший прогресс в развитии республики.

В сентябре этого года мне с женой удалось провести часть своего отпуска в г. Феодосии и составить собственное представление о жизни в этом городе и вообще в Крыму. Нет, книгу об этом периоде, вопреки приведенному выше утверждению, я писать не собираются, ибо десять дней — это слишком малый срок для того, чтобы делать какие-то принципиальные выводы. Но в тоже время материала для статьи набралось достаточно, ибо свежим взглядом главное схватывается особенно точно.

Феодосия — небольшой городок на берегу Чёрного моря, основанный греками около трех тысяч лет назад. В перевод на русский язык это название означает «богом данная». Места здесь, действительно, райские. Не смогла Украина воспользоваться этим богатством… И сам город выглядит довольно стареньким, строения здесь в большинстве своем — послевоенные, т. е. 40-х – 60-х годов. Видимо, после разрушения СССР Украина здесь не вела никакого нового строительства, по крайней мере — жилых домов. И транспорт здесь «пожилой» — никаких маршруток нет, по городу бегают лишь маленькие, хиленькие и, разумеется, тесные, автобусы. Расстояние между остановками большое, что очень даже полезно для здоровья отдыхающих. Улицы в городе носят главным образом советские названия. Так на пляж мы ходили по улице им. Д. И. Ульянова.

Мы поселились в квартире со всеми удобствами в дести минутах ходьбы от моря. Кто говорит, что отдых в Крыму дорогой и что здесь есть напряженка с жильём, тот явно преувеличивает. По крайней мере, в сентябре в этом отношении в Феодосии полный комфорт. Можно даже не заказывать ничего предварительно, на автовокзале вас встретят пожилые люди с табличками в руках «Сдаю жилье». И цены для нашего времени здесь на любой кошелек. Мы платили по 400 рублей в сутки с человека, что совсем по-божески.

Питались, правда, за свой счет, но для этого были все необходимые условия — холодильник в комнате, газовая плита в уютном дворике, голова и руки при себе – кормись, не ленись. Цены на продукты несколько выше, чем в Ставрополе. Но удивляться тут нечему. Сказываются и украинская блокада, и паромная переправа, связывающая Краснодарский край с Республикой Крым. Переправить фуру с товаром стоит, как нам сказали, более десяти тысяч рублей, вот и происходит ценовая накрутка.

Самые сильные впечатление от жизни крымчан можно свести к следующим моментам.

Первое, у нас сложилось мнение, что там живут только русские люди. Конечно, это не так, Крым — многонациональная республика. И всё же мы за все дни пребывания там не услышали ни одного слова на украинском языке — и в самой Феодосии, и на пляже, и в Бахчисарае, и в Коктебле, куда мы ездили с экскурсиями. Русскоязычность потрясающая, разве это о малом говорит и разве это не говорит о главном, что это же — наши люди? Как мы их могли оставить хунте на растерзание?

Второе, жители Феодосии, как и других главных городов, как мы узнали, были готовы для отпора украинским националистам или украинской армии, если бы те решились применить военную силу. Ведь в Феодосии добрая половина жителей – это бывшие военные моряки. В условиях военной угрозы были созданы различные отряды по принципу военной структуры, было собрано даже личное оружие, включая биты. Но ничего этого не потребовалось.

Кстати, жители Феодосии даже не видели никаких «зеленых человечков», то есть, российских военных. Город и республика всегда были готовы вновь вернуться в Россию. Торжества по случаю возвращения Крыма в состав России продолжались трое суток. Тот, кто говорит об аннексии или о захвате русскими Крыма, тот не говорил с крымчанам или не видел их торжеств, а если видел, то должен по-честному признать, что таким образом свое «пленение» народы не празднуют.

Третье, не жалеют ли крымчане о сделанном выборе, может, под Украиной им было бы лучше жить? Мы задавали этот вопрос и обычно слышали примерно следующий ответ: «Может, и лучшее, но мы же вернулись домой, а лучше, чем дома, человеку нигде не бывает».

Да, определённое разочарование в ответах иных крымчан все же просматривается, но оно связано, как мы понимаем, не с самим фактом возвращения в состав России, а с завышенными надеждами на разительное улучшение своей жизни. Люди думали, по-видимому, что они возвращаются в советскую Россию, но вернулись в Россию буржуазную. И потому проблемы россиян и крымчан сегодня, в сущности, одни и те же.

Грядущее соединение Крыма с Россией при помощи моста, несомненно, жизнь здесь сделает намного комфортнее. Можно прогнозировать большой приток украинцев в республику Крым.

Но уже сегодня, несомненно, одно: Крым был, стал и будет оставаться российским. И главной причиной тому вовсе не действия России, а желание самих народов Крыма жить в составе России. Если в голосовании по этому вопросу некоторые народности участвовали не очень-то активно, то получать российские паспорта они стараются в первую очередь. И правильно делают: история учит, что любой народ, который «пригорнется» к Руси, будет спасен. Украинцы этого не понимают? Тем хуже для них, увы, как и для России. Вот только надежды наших западных «друзей» на скорую гибель российского государства тщетны.

* * *

И всё же эти заметки приходится закончить на минорной ноте. В порту Феодосии стоят 13 подъёмных кранов — все бездействуют. Не видно и снующих у причалов грузовых судов. Над морем лишь изредка пролетает пассажирский самолёт. Значит, экономика республики ещё находится в состоянии оцепенения. Значит, люди здесь живут вовсе не за счёт производства, впрочем, как и в России в целом. Разве такое было мыслимо при Советской власти?

Н. Ф. Бондаренко,

27 сентября 2017 года

1.0x