Авторский блог Владислав Мальцев 03:02 25 октября 2019

«Крылатые роботы-убийцы»

как развивалась американская армия дронов

Как сообщило в сентябре американское интернет-издание FightGlobal, в течение 10 месяцев по заказу Военно-Воздушных Сил США пройдут испытания искусственного интеллекта Agile Condor, призванного управлять ударным беспилотником MQ-9 Reaper. Пока что принимать решение о пуске дроном ракеты будут все же люди, однако основную часть работы возьмет на себя искусственный интеллект, призванный «наблюдать за большой зоной операций и самостоятельно выбирать заранее определенные объекты, представляющие интерес, и передать их местоположение».

«Машины-убийцы», разящие громом с неба врагов США где-нибудь в Пакистане или Йемене, давно стали удобным инструментом для карательных операций Белого Дома.

Во-первых, отсутствует прямой контакт с противником, что исключает столь тревожащие американское общественное мнение прибывающие на родину гробы, накрытые звездно-полосатым флагом. А ведь даже отличная подготовка спецназа не исключает провалов с многочисленными жертвами, аналогичных операции в Могадишо 3 октября 1993 года.

Во-вторых, в отличие от применявшихся ранее в качестве главного орудия дистанционной войны крылатых ракет дроны обеспечивают более высокую точность ударов, что важно для реакции общественности за рубежом. Как международной, так и туземной, что порой не менее важно, ибо тоже наносит Штатам серьезным ущерб. Как отмечала 6 января 2013 года The New York Post, «первый удар в Йемене, нанесенный по приказу администрации Обамы в декабре 2009 года… закончился катастрофой. Крылатые ракеты с кассетными боеприпасами уничтожили десятки мирных жителей, в том числе большое количество женщин и детей. В ходе второго удара, нанесенного спустя полгода, погиб популярный в народе заместитель губернатора, что вызвало гневные протесты и привело к теракту, в результате которого закрылся важный (для США. – Авт.) нефтепровод».

Есть и другие аспекты, делающие использование дронов привлекательным (см. ниже), в том числе и финансовый. Штурмовик A-10 Thunderbolt стоит 18,2 млн. долл., а боевой дрон MQ-9 Reaper, имеющего аналогичные возможности в плане полета и огневой мощи, – 6,4 млн., втрое дешевле. Использование роботов оказывается дешевле и живых солдат в наземной войне, 60-тысячная группировка которых в Афганистане обходилась США в 51 млрд. долл. каждый год. Выгоднее отправить на выполнение задания дрон, нежели взвод солдат, каждый из которых стоит правительству 850 тыс. долл. в год.

двойной клик - редактировать изображение

Впрочем, и «умные роботы» не гарантируют от ударов вместо скоплений боевиков по свадьбам (хотя вполне можно допустить, что в Пакистане, где их обычно применяли, разницу между таковыми понять сложно – и те, и те предстают в виде толпы бородатых мужчин воинственного вида, палящих в воздух из разнообразного оружия). По данным, обобщенным New America Foundation, с 2004-го по середину декабря 2013-го годов при атаках дронов в Пакистане было убито от 2077 до 3424 человек (цифры приблизительные, ибо, понятное дело, никто из американцев ввиду отсутствия на месте ракетных ударов трупы не считает), из которых от 1620 до 2783, то есть четыре из пяти, относились к боевикам. Аналогичные цифры по Йемену (правда, объединенные с прочими ударами с воздухами, в том числе с жертвами крылатых ракет) составили за период с 2002 года по середину декабря 2013 годов соответственно от 715 до 923 убитых, из которых от 605 до 790 были боевиками. Точность тут вроде бы несколько выше – порядка 85% – но так и цели «точечнее», это не афгано-пакистанское пограничье, где фактически правят талибы.

Есть и более высокие оценки погибших от ударов «машин-убийц» с неба. По данным Бюро журналистских расследований (Bureau of Investigative Journalism) на февраль 2013 года, число убитых дронами в Пакистане, Йемене и Сомали составляло 4756 человек. Эту же цифру называл в публичном выступлении и сенатор-республиканец Линдси Грэм.

New America Foundation отмечает, что настоящий «бум» использования дронов начался с приходом к власти Обамы. В Пакистане из общего числа 369 ударов беспилотников лишь 47 пришлись на период правления Буша, в Йемене – все 97 ударов с «машин-убийц» были осуществлены при Обаме.

При Буше, в начале президентства которого, 16 февраля 2001 года, состоялось первое успешное испытание ударного беспилотника MQ-1B Armed Predator, запустившего ракету «воздух-земля» Hellfire, удары дронов были все-таки редким, «штучным» инструментом. С его помощью «отстреливали» лидеров «Аль-Каиды», таких как убитый 16 ноября 2001 года в Кабуле Мохаммед Атеф, причастный к теракту 11 сентября, или уничтоженный 3 ноября 2002 года в Йемене Абу Али Аль-Харити, один из организаторов теракта против американского эсминца Cole в Аденском заливе 12 октября 2000 года. В Йемене, кстати, вплоть до 2009 года это был единственный случай использования американцами дрона.

двойной клик - редактировать изображение

Именно при Обаме начали активно создавать за рубежом базы для базирования беспилотников. В 2011 году такая база появилась в Саудовской Аравии для операций против «Аль-Каиды в Йемене», взлетевшим с нее первым же дроном был в сентябре 2011 года убит возглавивший эту международную террористическую сеть после гибели Осамы бен Ладена Анвар аль-Аулаки. Тогда же базы беспилотников оборудуются на Сейшельских островах и в Эфиопии – для ударов по Сомали, где действовала близкая к «Аль-Каиде» террористическая группировка «Аш-Шабаб». В январе 2013 года появилась информация о готовящемся создании базы дронов Нигере, для ударов по действующим в Западной Африке исламистам, на что дало санкцию и правительство страны. Активно использовалась для базирования дронов и натовская авиабаза Сигонелла на Сицилии.

Таким образом, при Обаме использование ударных дронов было поставлено «на поток», заменяя выводимые из Афганистана и Ирака контингенты американских войск. Тем более, как пояснил в марте 2013 года профессор Массачусетского университета Брайан Глин Уильямс, с точки зрения американских законов есть важный момент в применении дронов: «Неучастие судебной власти... эта сфера полностью относится к компетенции ЦРУ и президента, которые в каком-то смысле, здесь находятся как бы над законом». Как напомнил в марте 2010 года на специальных слушаниях в Конгрессе эксперт по боевым роботам (robotic warfare) Питер Сингер, «Конгресс никогда не обсуждал» каких-либо аспектов использования боевых беспилотников.

В марте 2013 года после серии скандалов вокруг использования боевых дронов появилась информация, что Обама вот-вот подпишет директиву о передаче их в ведение Пентагона, более открытого перед законодателями и обществом. Однако, вскоре было заявлено, что имелись в виду только используемые в Йемене (далеко не приоритетном направленииих применения) дроны, а к концу того же года стало ясно, что вывод беспилотников из-под руководства ЦРУ, если и существовал в планах, то был отвергнут.

Кроме того, как пояснил в 2010 году в Конгрессе Сингер, «в настоящее время 75% объема обслуживания и вооружения аппаратов, подобных Predator’ам, передавались частным фирмам, в том числе таким неоднозначным как Blackwater, в то время как другие системы управления армией в Ираке описывались как «государственно-управляемые». В самом деле, если частные компании вели, по сути, боевые операции в ходе войн США, почему бы им в случае необходимости не передать и функции управления беспилотниками? Ведь главный эффект – снятие ответственности с правительства – в этом случае достигается.

Это «универсальные солдаты», для использования которых нет ограничений закона.

При Обаме началась разработка и дронов, которым уже не нужны были операторы.

Таким стала модель X-47B разработки компании Northrop Grumman. «В отличие от дронов типа Predator или иных беспилотников, которые дистанционно управлялись людьми, X47-B является автономным, – писал с испытаний этого дрона журналиста ABC News. – Компьютерная система получает GPS-координаты цели и летит в указанное место».

И это были не пустые слова. 10 июля 2013 года боевой беспилотник X-47B успешно осуществил несколько взлетов и посадок с борта авианосца «Джордж Буш». 9 – 19 ноября того же года на борту другого корабля, «Теодора Рузвельта», были отработаны одновременные взлеты и посадки сразу двух беспилотников.

Дальность полета X-47B должна была составить около 4 тыс. км, при скорости 1035 км/ч (это скорость первых реактивных самолетов 1950-х годов). В марте 2010 года, когда X-47B находился уже в финальной стадии разработки (первый полет его более-менее готовой модели состоялся в феврале 2011-го), Питер Сингер заявил на слушаниях в Конгрессе: «Дроны типа Predator – лишь первое поколение беспилотников – эквивалент Model T на заводе Генри Форда или аппарата братьев Райт». То есть, это лишь первая, несовершенная модель будущих совершенных произведений американского ВПК.

Можно вспомнить, что в 2004 году Военно-морское ведомство США так описывало возможности подводных боевых роботизированных устройств будущего: «Опознают, добираются, идентифицируют, стреляют и уничтожают врага – и все это самостоятельно». Что-то подобное, очевидно, должны были воплотить в себе и новые дроны.

Всему миру крупно повезло с тем, что в 2015 году распоряжающиеся военным бюджетом США чиновники сочли X-47B слишком дорогостоящим и сняли его с разработки, а попутно начали сокращать и число занятых управлением дронами операторов.

Однако сейчас проект искусственного интеллекта для дронов оказался вновь реанимирован – пусть и не как отдельный беспилотник, а лишь программное обеспечение для «старой рабочей лошадки» MQ-9 Reaper.

1.0x