Авторский блог Сергей Угольников 16:18 28 мая 2015

Кремлин Гремлин

Если искать лучшее описание конфликта между актуальным и традиционным искусством в кинематографе, то это, безусловно, фильм «Гремлины». Особенно вторая часть. Хотя в той же мере можно предполагать, что создатели попытались поведать о конфликте аналоговых и цифровых носителей информации. Тема заявлена хоть и очень завуалировано, но сразу. Когда клеркам из офисов, разместившихся в небоскрёбе, приказывают выкинуть хтонические элемента декора, создающие уют. Домашнее рукоделие – на свалку, они – не стоят ничего, стены должны быть увешаны разноцветными регламентированными кругами, которые стоят очень дорого, «научно предписаны», и символизируют приобщение «новому» - в прекрасном новом мире. Но ведь гремлины – это изначально хтонические существа, элемент американской традиции, позднесоветский аналог которой – «Барабашки» и «Чубакки».

Если искать лучшее описание конфликта между актуальным и традиционным искусством в кинематографе, то это, безусловно, фильм «Гремлины». Особенно вторая часть. Хотя в той же мере можно предполагать, что создатели попытались поведать о конфликте аналоговых и цифровых носителей информации. Тема заявлена хоть и очень завуалировано, но сразу. Когда клеркам из офисов, разместившихся в небоскрёбе, приказывают выкинуть хтонические элемента декора, создающие уют. Домашнее рукоделие – на свалку, они – не стоят ничего, стены должны быть увешаны разноцветными регламентированными кругами, которые стоят очень дорого, «научно предписаны», и символизируют приобщение «новому» - в прекрасном новом мире. Но ведь гремлины – это изначально хтонические существа, элемент американской традиции, позднесоветский аналог которой – «Барабашки» и «Чубакки».

Они обитают там, где что-то в аналоговом механизме барахлит без причины, в зазорах механизма. Как пощёлкивание на виниловом диске, такой, "тёплый ламповый звук". Диск надо хранить в тепличных условиях, пылинки сдувать, только в вертикальном положении хранить, не слишком часто проигрывать, чтобы не истёрся, и обременять воспроизведение множеством других проблем. А клоны от доброго гремлина - это уже цифровая бесовщина, которая сама, как вирус, от небрежности множится, и, по большому счёту, девальвирует офисное пространство, можно работать «на удалёнке». И в своём "высвобождении энергии" эти, клонированные гремлины – похожи на подзабытых "Пусси Райот". Хотя, конечно, гремлины, освобождённые от «репрессий цивилизации» – интереснее и красивее коряг в балаклавах, ибо действуют из стремления "чистому искусству", без политических мотиваций для умственно недоразвитых.

Поэтому интереснее наблюдать не шаблонное воспроизводство по лекалам шестидесятых годов прошлого века, а что-то, что выживает под солнечными лучами. Например, произведения, созданные Наташей Юдиной. Её серия +18, по большому счёту – тоже об этом. Спальные места и сновидения – это то, что не поддаётся контролю, и недаром перед каждой из картин лежала кассета с фильмом, который нельзя посмотреть, если не исполнилось восемнадцати лет, хотя на самом деле можно. Был бы видеомагнитофон, да где же его сейчас достанешь, ушла эпоха откровенных полароидных снимков. Столь же умиротворяющее продолжается и её «объектная» серия, начатая с «Вязаного Кремля». При этом, чтобы сделать, руками связать Кремль, передав ему тепло своих рук, надо что-то сначала что-то распустить, добыть нить для вязания. И продолжение «вязаной» серии, с большими портретами – Наташа, похожая на Настеньку из сказки «Морозко», экспонирует не на фоне небоскрёбов мегаполисов, а на фоне деревянных теремов тёплого лампового Томска. По которому её развозят водители, ругающиеся на негабаритный груз словами, которые нельзя слушать, если нет восемнадцати лет. Таким «Кремлин гремлинам» можно и по композиции зачёт поставить, и по колористике – всё очень хорошо. Да и выглядит она – гораздо красивее, чем голливудские актрисы.

Работы Наташи Юдиной можно увидеть в галерее «Гридчинхалл» Московская область, Красногорский район, село Дмитровское, ул. Центральная, 23.

1.0x