Сообщество «Учебный космос России» 05:12 16 июля 2017

"Красная правда" Александра Вермишева

Дистанционая экспозиция МТОДУЗ (Троицк-в-Москве) - к 100-летию ВЕЛИКИХ СОБЫТИЙ

ВАСИЛИЙ Ш А Х О В

«КРАСНАЯ ПРАВДА» АЛЕКСАНДРА ВЕРМИШЕВА

…"В ущелье лежа, Уж долго думал о смерти птицы, о страсти к небу.
"И вот взглянул он в ту даль, что вечно ласкает очи мечтой о счастье.
"- А что он видел, умерший Сокол, в пустыне этой без дна и края? Зачем такие, как он, умерши, смущают душу своей любовью к полетам в небо? Что им там ясно? А я ведь мог бы узнать все это, взлетевши в небо хоть ненадолго. "Сказал и - сделал. В кольцо свернувшись, он прянул в воздух и узкой лентой блеснул на солнце.

"Рожденный ползать - летать не может!.. Забыв об этом, он пал на камни, но не убился, а рассмеялся... "- Так вот в чем прелесть полетов в небо! Она - в паденье!.. Смешные птицы! Земли не зная, на ней тоскуя, они стремятся высоко в небо и ищут жизни в пустыне знойной. Там только пусто. Там много света, но нет там пищи и нет опоры живому телу. Зачем же гордость? Зачем укоры? Затем, чтоб ею прикрыть безумство своих желаний и скрыть за ними свою негодность для дела жизни? Смешные птицы!.. Но не обманут теперь уж больше меня их речи! Я сам все знаю! Я - видел небо... Взлетел в него я, его измерил, познал паденье, но не разбился, а только крепче в себя я верю. Пусть те, что землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье - землей живу я.

"И он свернулся в клубок на камне, гордясь собою.
"Блестело море, все в ярком свете, и грозно волны о берег бились.
"В их львином реве гремела песня о гордой птице, дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни: "Безумству храбрых поем мы славу!

"Безумство храбрых - вот мудрость жизни! О, смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью... Но будет время - и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!
"Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету! "Безумству храбрых поем мы песню!.».

МАКСИМ ГОРЬКИЙ. ПЕСНЯ О СОКОЛЕ.

…Некролог из "Еженедельника "Правды" № 13 за 1919 год, написанный членом зарубежного Донбюро РКП (б) Саркисом Лукашиным, другом Вермишева:

"31 августа при защите г. Ельца от набегов мамонтовских башибузуков пал т. Александр Вермишев, политический комиссар Н-ского запасного батальона...

Захватив тов. Вермишева живым, избив тут же до потери сознания нагайками, бандиты привязали его к седлу и поволокли в город, к Мамонтову, в присутствии которого они, подвергнув тов. Вермишева нечеловеческим мучениям, казнили. Отрезали пальцы, нос, уши. Потом повесили за ноги на заборе и после трехчасовой пытки изрубили на части.

На все вопросы, задаваемые бандитами, тов. Вермишев ничего не отвечал. И когда увидел, что ему приходит конец, громко закричал: "Да здравствует Красная Армия и ее завоевания! Да здравствует тов. Ленин! Будьте прокляты, палачи!"

Так пал один из великих борцов за рабочее дело, пал как герой. Но дело, за которое пал Саша Вермишев, есть дело миллионов борцов - оно будет доведено до конца".

«ДЕЛАТЬ ЖИЗНЬ С КОГО…»

 Бороться, чтобы жить,
 И жить, чтобы борьбою
 Свою же жизнь, 
 борьбу свою продлить!

Александр Вермишев

…Просматриваю домашний архив… Эпистолярия, рукописи, источниковедческие редкости… Вместе с книжными полками, наполненными «бумажными носителями», они помогают «во дни сомнений, во дни тягостных раздумий»… «Потревоженные тени»… «Знакомые незнакомцы»… «Воспоминание о будущем»… Далёкое-близкое…

Вот почтовый конверт СССР, посвященный 100-летию со дня рождения А. А. Вермишева. Увековечение памяти:

ЗА СТРАНИЦАМИ ЭНЦИКЛОПЕДИЙ

Александр Александрович Вермишев (29.8(10.9).1879, Санкт-Петербург, — 2 сентября 1919, Елец) — революционный деятель, поэт и журналист. Псевдонимы — Александр Савицкий, С. A., Save (партийная кличка). Родился в семье лесовода. Член РСДРП с 1903 года. Участник революции 19051907 годов. Учился в Петербургском университете, экстерном окончил в 1910 юридический факультет Юрьевского университета. Партийную работу вёл в Петербурге, Царицыне, Баку, Саратове. Многократно подвергался репрессиям. Революционный поэт и журналист, сотрудничал в «Правде», журнале «Просвещение».

Участник штурма Зимнего дворца 25 октября (7 ноября) 1917 года, работал в Петроградском Совете. В 1919 — военный комиссар бригады. Воевал против войск генерала Юденича под Петроградом, был ранен.

В конце августа 1919 года Вермишев прибывает в Елец, где вступает в должность комиссара отдельного запасного батальона Южного фронта. 31 августа во время прорыва к городу конницы генерала Мамонтова раненым оказался в плену и после жестоких пыток был казнён белогвардейцами.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Написанная в 1908-ом его первая пьеса имела «нацеленное» заглавие «ЗА ПРАВДОЙ». Посвящена была она событиям 9 января 1905 года. Судебный следователь сурово констатировал, что крамольник-автор "...вложил в уста некоторых действующих лиц суждения и призывы... возбуждающие к бунтовщическим деяниям.

О грозно-судьбоносных событиях повествовали тогда М.Горький и Бунин, Андреев и Куприн, Блок и А. Белый, Вересаев и Серафимович.

Естественно, пьеса была запрещена; последовало судебное преследование. Революционно-пролетарский пафос той эпохи передан в «Песнях подпольщика» Богданова-Волжского:

ДВА СТАНА

Вам — «чары навии», рукоплескания,
Пиры безумные, цветы ажурные.
Нам — жизнь в безвестности, снега изгнания,
Могилы братские, скитанья бурные.
Вам — звоны сладостных цевниц,
Нам — цепи ржавые темниц.
Вам — чаши хмельные, вам — ложа смятые,
Вам — шорох шелковый, соблазны модные.
Нам — нивы дольные, хлеба несжатые,
Станки сверлящие, ремни приводные...
Вам — трепет оголенных плеч,
Нам — молот, плуг, зубило, меч.
Вам — мерзость пошлости, вам — пресыщение,
Страх одиночества, жуть умирания.
Нам — радость творчества, нам — вдохновение,
Огни вселенские, мятеж восстания.
Вам — осуждение в веках.
Нам — память братская в сердцах...

1911.

…Время было такое… Вермишев-гимназист в романтическом порыве восклицал:
 
Беги от роскоши безумной и пустой! 
 Изведай черствый хлеб, омоченный слезою... 
 И в смертный бой за свободу, 
 за Отчизну иди,
 Забыв отца, сестру свою родную
 Иди! И не жалей 
 ты жизни молодой...

Жанры пролетарской поэзии… Жанры революционно-пассионарной драматургии…. В 1910—1915 –ых А. Вермишев создаёт ряд пьес; среди них: «ГОНЦЫ», «БАНКРОТЫ», «ЛИХАЦКАЯ ЛЮБОВЬ». Еще же три его пьесы – «В ОКОПАХ», «ДЕКРЕТ», «ЮНАЯ РОССИЯ»" - даже дотошные регионоведы и книголюбы-архивисты доныне не смогли разыскать, хотя наверняка известно , что сочинения эти существовали.

Заключенный "Крестов", Вермишев добился разрешения пользоваться альбомом, который заполнил рисунками, а кое-где засушенными травами и листьями, собранными во время кратких прогулок в тюремном дворе. На одном из рисунков с изгибающейся огромной чудовищной змеей с человечьей головой красноречивая подпись: "Гидра капитализма". Тогда же была им задумана грандиозная пьеса "Праздник Сатаны" о победе труда над капиталом, завершенная автором только в 1918 году. На титульном листе рукописи читаем: "Посвящается пролетариям всех стран и их верному вождю В. И. Ленину".

. Оратор-пропагандист, конспиратор-подпольщик, организатор массовых митингов и стачек, сражавшийся на баррикадах в 1905 году, он был участником уличных боев в Питере в феврале 1917 года. В последующие бурные месяцы он выполнял поручения Смольного, встречался с В. И. Лениным, а в историческую ночь Октября вел отряд рабочих и солдат на штурм Зимнего, ворвавшись туда со стороны Эрмитажа... И все это запечатлелось в его творчестве - в стихах, драмах, очерках, агитплакатах. Он был автором первой советской "Присяги красноармейца".

В 1917-1918 гг. им завершена драма «ПРАЗДНИК САТАНЫ». Следует отметить газетно-журнальные, публицистические вермишевские жанры. Примечательна их «перекличка» с полемическими публикациями Луначарского, Воронского, Ольминского, Воровского, Шаумяна. Выступал он и как даровитый театральный критик.

«К Р А С Н А Я П Р А В Д А»

В 1919 году создаёт своё лучшее произведение — пьесу «Красная правда». Драматург запечатлел Россию крестьянскую, Россию земледельческую; воссоздал труднейший процесс осознания беднейшим крестьянством своих классовых интересов. Пьеса ставилась во фронтовых студиях Пролеткульта, в 1-м революционном рабочем театре в Петрограде (под названием «Красные и белые»), в Красноармейском театре при Спасских казармах в Москве, в театрах Пензы, Саратова, Елисаветграда, Ростова, а также во фронтовых агиттеатрах, в первых самодеятельных кружках, сельских клубов.

ИЗ ОЧЕРКА МОЛОЖАВЕНКО «ПАМЯТЬ О «КРАСНОЙ ПРАВДЕ»

Я говорил уже, что Савицкий-младший, который жил в нашей станице, не так уж близко и знал Вермишева: все, о чем он рассказывал нам, он слышал от своего дяди. Помню, что нас, мальчишек, больше всего пленяли блистательные истории из фронтовой биографии комиссара. Однажды Вермишев отправился в занятый белыми Воронеж в качестве разведчика и едва не погиб. Он узнал в городе все, что было ему нужно, и пришел на квартиру к своему тестю, чтобы там заночевать. Не подозревал Вермишев, что его уже выследил предатель и донес белым, что в доме скрывается красный комиссар. Белоказаки окружили дом. Вермишев и Савицкий отважно отбивались, забросали их гранатами и, воспользовавшись замешательством, сумели уйти. Вермишеву пришлось вплавь перебираться через реку Воронеж в слободу, где стояла красноармейская часть. Сведения, которые доставил он командованию, были чрезвычайной важности, но за то, что он пошел без разрешения в разведку и без нужды рисковал, комиссару объявили выговор.

А сколько раз попадал Вермишев в опасные переплеты, когда доводилось быть ему военным комендантом на станциях Миллерово и Чертково и у нас, в станице Морозовской... Смерть будто по пятам преследовала его, а Вермишев, презирая опасность, рвался в самую сечу и забывал самого себя ради служения революции.

И еще - ради тех, кто должен был жить после него.

Ветераны гражданской войны, знавшие Вермишева, рассказывали мне, как он, военный комендант только что освобожденной от белых станицы Морозовской, собирал всех беспризорников и сирот, чтобы организовать из них первую на Дону детскую школу-коммуну. Как агитировал станичников послать вагоны с продовольствием для детских домов Москвы и Петрограда. Как заботился о том, чтобы семьи погибших красноармейцев получили помощь от Советской власти: он собственноручно писал письма вдовам и детям своих боевых товарищей, чтобы не утешить (он понимал, что здесь слова утешения не :нужны), нет - поддержать людей в постигшем их горе и помочь им обрести мужество стать в строй борцов.

Комиссар... Это слово после гражданской войны вошло в нашу речь как синоним слов "бесстрашный", "бескорыстный", "готовый на подвиг и смерть", "идущий впереди". На долю комиссаров тех дней выпало идти вперед, не оглядываясь, но зная, что за тобой бойцы. Идти туда, где, казалось бы, нет дороги и откуда уже не суждено вернуться назад, но быть уверенным в том, что за тобой непременно пойдут другие.

Именно таким ушел в бессмертие комиссар Вермишев. Эстафету от него суждено было принять моим сверстникам, родившимся в первые годы гражданской войны. И так случилось, что именно в тех местах, где Вермишев сражался за власть Советов в гражданскую, воевал, уже в Великую Отечественную, его сын, тоже Александр. Батайск, Ростов, Тихорецкая, Армавир, Ставрополь... В нагрудном кармане гимнастерки он носил вместе с комсомольским билетом стихи своего отца и читал их в окопах, на привале, в полевом медсанбате, когда был ранен... Это была "Присяга красноармейца":

 К оружью все! Весь мир горит в тревоге,
 Великий спор решит великий бой.
 Благословим все тернии дороги
 И охраним стяг красно-огневой..

1.0x