Авторский блог Александр Андрух 13:55 4 мая 2019

Красная горка – день поминовения… Исполни свой долг

если мёртвые живы для Бога, то живы и для тебя;

Часто привожу и не устаю это делать гениальные строки из песни В.С. Высоцкого: "Наши мёртвые нас не оставят в беде\Наши павшие как часовые"! Правда, тут следует и уточнить, что эти слова истинны только тогда, когда связь с ними - нашими усопшими - взаимообратная, т.е. они не подведут в том случае, когда и мы их не подводим, когда мы о них помним (поминаем), молимся и чтим. Но если мы не делаем этого, если, как в некоторых соседних странах, предали всё для них дорогое и саму о них память за чечевичную похлёбку европо-подобной сытости и комфорта, за фантом призрачного "счастья" кока-колового розлива, то они могут от таких манкуртов и отвернуться, отречься и грустно уйти окончательно в свою высь!

Всегда к усопшему мы испытываем чувство некой жалости и сострадания! Нам безмерно жаль (в особенности, если это близкий нам человек), что вот де мы пользуемся всякими благами, вкушаем всякие вкусные яства, проживаем, порой непростую, но всё же жизнь! А они всего этого уже лишены и не могут всем этим пользоваться и получать удовольствие! Верно ли воспринимать такие воззрения как правильные? Вероятно, на них можно смотреть двояко. С одной стороны, это вроде бы и верно, но с другой… Они ведь и не испытывают те страдания и мучения, как физические, так и душевные, порой очень тяжкие и болезненные, которые приходится испытывать нам, живущим! Когда тринадцать лет назад умирала моя мама, когда я с нею прощался и держал за руку (она была в коме), то из-под закрытых век у неё скатывались слёзы… Не думаю, что это были слёзы жалости её расставания с жизнью. Скорее, это были слёзы облегчения, освобождения от тяжести страданий и мук, которые неотъемлемо сопряжены с жизнью, а также это были слёзы жалости и сочувствия к нам, её детям, которые остаются на муки и страдания во всё более утяжеляющемся этом мире! Вероятно, что она уже видела такую сияющую реальность, а может уже преимущественно в ней и находилась, что ей хотелось бы забрать нас всех туда! И, следовательно, вышеупомянутая наша жалость к усопшим есть либо заблуждение, либо этакое самоуспокоение, дабы легче жилось!

Но как вообще относиться к умершим? Как себя настраивать на, казалось бы, одностороннее общение с ними? И нужно ли это делать? Нужно ли это нам, если исключить "законный" и как бы возвышенный и святой повод лишний раз поднять поминальную рюмку? А главное – нужно ли это им? Нужна ли им эта ваша рюмка, а тем более то, что за нею обычно следует? И, потом, совместима ли молитва с рюмкой, уместны ли они вместе, разом?

И поймёт ли, усвоит ли окутанный этиловым спиртным эфиром разум следующее: "Ты веришь, что твои молитвы и приношения могут спасительно действовать на живых, но вместе с этим никак не хочешь допустить, чтобы они хотя сколько-нибудь могли быть действительны и в отношении к умершим. Почему? Потому ли только, что они умершие, а не живые? Но разве ты забыл уверение Апостола, что “умирающие о Господе переходят от смерти в живот”? Разве ты не помнишь, того, что сказал Небесный Учитель саддукеям, отвергавшим воскресение мертвых: “Разве вы никогда не читали в Писании, - сказал Он им, - что Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых?”. Что же после этого умершие во Христе, как не отсутствующие, разделенные от нас известным пространством времени и места? Но, ты снова говоришь, что отсутствующие по крайней мере целы, а умершие тлеют в земле. Как тлеют? Тлеет только тело, но не тлеет душа: “Дух возвращается к Богу, Иже даде его”, говорит Премудрый. Но это видимое тление тела не есть ли зародыш невидимого нетления? “Сеется в тлении, - говорит Апостол, - и восстанет в нетлении; сеется тело душевное, а восстает тело духовное”! Почему же ты умерших почитаешь как бы вовсе несуществующими? Если мёртвые живы для Бога, то живы и для тебя; а если живы, то почему же отказываешь им в той благодетельной помощи, в которой никогда прежде не отказывал им, когда они были с тобою и своею любовью, своим попечением, своими услугами – непрестанно напоминали тебе о своем присутствии и бытии. Теперь ты их не видишь, не слышишь, не лобызаешь, не принимаешь угождений их, не чувствуешь соприкосновений их – неужели только от того они сделались менее любезны для тебя? Неужели твоя любовь была подобна огню, который погасает тотчас, как отнимают вещество, питавшее его? …Не будьте же жестокосерды и забывчивы к умершим вашим братьям, сродникам и знаемым по плоти, и оросите прахи их не столько слезами сожаления и безутешной скорби, сколько елеем молитв.., да воздвигнет их Господь “в день оный” к блаженству нескончаемому и радости непрестающей чрез вас и с вами во веки" (Митр. Арсений Киевский).

Не забудем же и мы свой долг перед почившими нашими родными людьми! Ибо как ни крути, а должны мы им по гроб жизни! Причём, не только своим самым близким, а всему сонму ушедшего люда православного, пекущегося и заботящегося в своих вышинах о нас всех! В приближении Красной горки (дня поминовения усопших) исполним его, долг этот наш!

1.0x