Авторский блог Герман Щербина 23:43 9 февраля 2017

Космос Ф. И. Тютчева (часть 2)

НАШ ВЕК. (стихи) Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует... Он к свету рвется из ночной тени И, свет обретши, ропщет и бунтует. Безверием палим и иссушен, Невыносимое он днесь выносит... И сознает свою погибель он, И жаждет веры — но о ней не просит...

Каков же Космос Тютчева?

Молодое поколение, шедшее за поколением «декабристов» - русских дворян положившими свою жизнь на алтарь Свободы, было поколение «архивных мальчиков». Так называли своих младших братьев «декабристы». Разделяло эти два поколения не столько разница в возрасте, к примеру А. Пушкин был старше Ф. Тютчева всего на 4 года, разделяла их личная причастность к Отечественной войне 1812 года. Одни были сознательными юношами или молодыми людьми принявшими в ней участие, другие были ещё несмышленными детьми.

Вторые взрослели медленнее, но вернее. Учились в Московском Университете, увлекались классической немецкой философией, русской историей, и эти увлечения, в конечном итоге привели их в одно общество : Любомудров. Там мы обнаруживаем нашего героя Федора Тютчева, в 16-ти летнем возрасте, студентом Московского Университета, и до окончания в 1821 году, его выпускником 18-тилетним молодым человеком.

Цитаты сделаны из статей и книг Вадима Кожинова.

«...В одни годы с Тютчевым в Московском университете или же дома под руководством университетских профессоров, в Благородном пансионе и Учебном заведении для колонновожатых учились, помимо уже не раз упомянутого Михаила Погодина, писатель, мыслитель и музыкальный деятель Владимир Одоевский (1803–1869), историк, естествоиспытатель и филолог Михаил Максимович (1804–1873), публицист и общественный деятель Александр Кошелев (1806–1883), поэт философского склада Дмитрий Веневитинов (1805–1827), литературный критик и философ Иван Киреевский (1806–1856) и его брат, знаменитый фольклорист Петр Киреевский (1808–1856), теоретик искусства и переводчик Николай Рожалин (1805–1834), критик, литературовед и поэт Степан Шевырев (1806–1864), литератор, в будущем председатель Общества любителей российской словесности Николай Путята (1802–1877), философ и поэт Алексей Хомяков (1804–1860), писатель, теоретик искусства и дипломат Владимир Титов (1807–1891), дипломат и литератор Иван Мальцов (1807–1880), поэт и публицист Андрей Муравьев (1806–1874), экономист и публицист Василий Андросов (1803–1841), поэт и переводчик Дмитрий Ознобишин (1804–1877); к этому кругу людей присоединились получившие образование в Петербургском благородном пансионе влиятельный литературный и музыкальный деятель Николай Мельгунов (1804–1867) и литератор, знаменитый библиофил Сергей Соболевский (1803–1870). Эти два десятка юношей, большинство из которых обычно называют «любомудрами» (русский эквивалент слова «философ»...), стали своего рода ядром нового поколения, пришедшего на смену декабристской генерации.»

Если взглянуть по существу, то мы этих людей почти не знаем,

во-первых, потому что они не были декабристами, а потому уже потеряны для истории написанной по лекалам диалектического материализма.

Во-вторых, они в большинстве своем примкнули к идеям Славянофильства, а это враждебное направление мысли для временщиков либерализма.

В-третьих, мы не можем узнать их в литературных героях, потому что они не были «лишними людьми» ни Печериными, ни Чатскими,ни Онегиными, ни Обломовыми.

Для материалистической истории эти люди были не интересны , они ничего не сделали для обострения класссовой борьбы, а значит почти не существовали. Однако, кто же создал и поддержал Космос русской духовной жизни, который позже отразился в мировоззрении русской интеллигенции? Разве только Белинский с Чернышевским?

У современного мыслящего человека должно появиться чувство темного провала в памяти , в исторической памяти, конечно. Храм Русской Культурной жизни, заложенный краеугольным основанием трудами Пушкина, должен был появиться и возрасти до всеобщей Культуры 19-го века? Должны были быть светочи, просветители, властители русских умов , на которых равнялось Общество?

«... Наиболее крупными выразителями славянофильских идей были И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин. Вокруг них группировались И. С. Аксаков, И. Д. Беляев, Д. А. Валуев, А. Ф. Гильфердинг, Н. Д. Иванишев, П. В. Киреевский, А. И. Кошелев, В. И. Ламанский, В. Н. Лешков, Н. А. Попов, В. А. Черкасский, Ф. В. Чижов. Славянофилов поддерживали и являлисьвыразителями их идей русские писатели С. Т. Аксаков, В. И. Даль, А. А. Григорьев, А. Н. Островский, Ф. И. Тютчев, Н. М. Языков и др. ..»

Как всегда можно заметить процесс характерный для русской Культуры: интенсивный процесс переработки знаний западной (или восточной ) культуры, и воссоздание своей национальной.

Почему было нужно воссоздание? Потому что:

«... произведенный реформами Петра I переворот привел к тому, что к последней трети XVIII века, по данным Г.В. Вернадского, «было уничтожено четыре пятых русских монастырей… Из 732 мужских монастырей (не считая юго-западного края) оставлено 161; из 222 женских – всего 39… Это, – пишет Г.В. Вернадский, – был сокрушительный удар по всей исторической системе религиозно-нравственного воспитания русского народа… Роль суррогата Церкви в дворянском (отчасти в купеческом) обществе времен Екатерины стали играть масонские ложи…».

Принципиально новое представление о ценностях культуры еще долго владело умами и душами людей этой эпохи. И не кто иной, как Н.М. Карамзин (масон с 1784 года), заявил в 1803 году на страницах влиятельнейшего тогда журнала «Вестник Европы»: «Иногда думаю, где быть у нас гульбищу, достойному столицы, и не нахожу ничего лучшего берега Москвы-реки между каменным и деревянным мостами, если бы можно было там сломать кремлевскую стену… Кремлевская стена нимало не весела для глаз». Карамзину было 37 лет, да к тому же именно в 1803 году Александр I издал указ о назначении его историографом. И должны были пройти десять лет серьезнейшего погружения в историю России, надо было пережить нашествие Наполеона, дабы, проникнувшись своим прошлым, кардинально переменить к нему свое отношение, сказать о Кремле, что это «долговечный памятник… едва ли не превосходнейший в сравнении со всеми иными европейскими зданиями пятого-на-десять века. ...»

Освоение русской истории, работа с летописями, историческими документами:

Карамзин , Соловьев, Костомаров, Ключевский и многие другие историки, но мы говорим не о историческом прошлом, а о взгляде в Будущее, о том вИдении, которое может дать Филиософия.

Эту задачу взяли на себя бывшие «архивные мальчики», знатоки немецкой философии, возмужавшие и окрепшие. Они объединили и переработали последние исторические изыскания, а так же, знания о жизнеустройстве языческой и христианской Руси, и добавили высокий душевный настрой - поэтический.(ведь почти все они были поэтами!) Взгляды выработанные на этом основании стали называть Славянофильскими. Их жизненная позиция получила крепкую, русскую (не иноплеменную) нравственную основу.

Эта жизненная основа вытеснила из духовной жизни 19-го века привнесенную с Запада моду на масонство. Этой жизненной, славянофильской философией была заложена основа возникновения Русского Космизма.

Ф.И. Тютчев не разделял полностью славянофильских идей, он не был приверженцем и идеологом православия. Ему не хватало в славянофилстве чего то существенного. На этот вопрос нам помогут ответить два очень важных мировоззренческих стихотворения. В первом ставится вопрос о Вере, во втором этот вопрос разрешается. Но как разрешается!


Наш век

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует...

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.


Безверием палим и иссушен,

Невыносимое он днесь выносит...

И сознает свою погибель он,

И жаждет веры — но о ней не просит...


Не скажет ввек, с молитвой и слезой,

Как ни скорбит перед замкнутой дверью:

«Впусти меня! — Я верю, боже мой!

Приди на помощь моему неверью!..» 10 июня 1851 года

Второе стихотворение:

Чему бы жизнь нас ни учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть нескудеющая сила,

Есть и нетленная краса.


И увядание земное

Цветов не тронет неземных,

И от полуденного зноя

Роса не высохнет на них.


И эта вера не обманет

Того, кто ею лишь живет,

Не все, что здесь цвело, увянет,

Не все, что было здесь, пройдет!


Но этой веры для немногих

Лишь тем доступна благодать,

Кто в искушеньях жизни строгих,

Как вы, умел, любя, страдать,


Чужие врачевать недуги

Своим страданием умел,

Кто душу положил за други

И до конца все претерпел. Ноябрь 1870 года.


Что же эта за Вера для немногих, о которой пишет Тютчев?

Ясно что эта Вера уже оторвалась от доктрины православия, в стихотворении ничего не говорится о Боге. Но идеалы то Евангельские, все идеалы из проповеди Христа. Но обратите внимание на начало стиха: «Есть нескудеющая сила. Есть и нетленная краса.»

Эту нескудеющую силу Тютчев видел в Природе, достаточно взять любое его стихотворение и мы увидим эту силу: майской грозы, летнего дня, таинственной ночи. Силу властной жизни ПРИРОДЫ, которая неразрывно соединена с Человеком. И здесь мы видим поэтический Космос, предшествующий более точному Космосу знания — научному. Во второй строке «Есть и нетленная краса» уже предощущается формула Достоевского: «Красота спасет Мир».

Вообще же стихотворение о Духе, о силе самых высоких моральных качеств человека, которыми он должен следовать не из умственных, философских или религиозных соображений. Но только из следования Великим Законам Природы,и материальной и духовной.

Сегодня день памяти Ф. М. Достоевского. Вот, нашел совпадение стихов Тютчева о торжестве пробуждающейся природы, и то же восхищение у Достоевского: в тех же образах — появлении первых листочков!

Василий Иванович Качалов читает Достоеского ( ролик 3 минуты из «Братьев Карамазовых»)

https://www.youtube.com/watch?v=ljddUgnsmS8

И стихи Тютчева:

Первый лист

Лист зеленеет молодой.

Смотри, как листьем молодым

Стоят обвеяны березы,

Воздушной зеленью сквозной,

Полупрозрачною, как дым...

Давно им грезилось весной,

Весной и летом золотым,—

И вот живые эти грезы,

Под первым небом голубым,

Пробились вдруг на свет дневной...

О, первых листьев красота,

Омытых в солнечных лучах,

С новорожденною их тенью!

И слышно нам по их движенью,

Что в этих тысячах и тьмах

Не встретишь мертвого листа. Май 1851 год.


Продолжение следует.


1.0x