Авторский блог Василий Шахов 12:06 11 октября 2018

"Космос души" и православные ратоборцы-шлемоносцы

За алтари и очаги... Православное отчизнознание, отчизнолюбие...

……………………………………….

«К О С М О С Д У Ш И»

И ПРАВОСЛАВНЫЕ РАТОБОРЦЫ-ШЛЕМОНОСЦЫ

В лесу, в горе, родник, живой и звонкий,

Над родником старинный голубец

С лубочной почерневшею иконкой,

А в роднике березовый корец.

Я не люблю, о Русь, твоей несмелой

Тысячелетней, рабской нищеты.

Но этот крест, но этот ковшик белый...

Смиренные, родимые черты!

И В А Н Б У Н И Н. 1905.

И если загробная жизнь нам дана,

Он, здешней вполне отдышавший

И в звучных глубоких отзывах, сполна

Всё дольнее долу отдавший,

К предвечному легкой душой возлетит,

И в небе земное его не смутит.

Е.А. Баратынский. «На смерть Гете».

****************************************************************

И се Минерва ударяет

В верхи Рифейски копием;

Сребро и злато истекает

Во всем наследии твоем.

Плутон в расселинах мятется,

Что россам в руки предается

Драгой его металл из пор,

Которой там натура скрыла;

От блеску дневного светила

Он мрачный отвращает взор.

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

Тебе, о милости источник,

О ангел мирных наших лет!

Всевышний на того помощник,

Кто гордостью своей дерзнет,

Завидя нашему покою,

Против тебя восстать войною;

Тебя зиждитель сохранит

Во всех путях беспреткновенну

И жизнь твою благословенну

С числом щедрот твоих сравнит.


****************************************************************************************

2. ДУХОВНОСТЬ РЕЛИГИОЗНАЯ И ДУХОВНОСТЬ СВЕТСКАЯ

…Народ, презиравший свою Историю, презрителен:

ибо легкомыслен, - предки были не хуже его…

Н. М. К а р а м з и н.

********************************************************************

Как сон, как сладкая мечта,

Исчезла и моя уж младость;

Не сильно нежит красота,

Не столько восхищает радость,

Не столько легкомыслен ум,

Не столько я благополучен…

Г. Р. Д е р ж а в и н.

*************************************************************************

« ...Льву Толстому и Ивану Бунину нравилась мысль Будды: "Я ПОМНЮ, ЧТО МИРИАДЫ ЛЕТ НАЗАД

Я БЫЛ ЯГНЁНКОМ"...

*******************************************************************

"Набегает впотьмах, и узорною пеною светится, и лазурным сиянием реет у скал на песке...

О божественный отблеск незримого – жизни мерцающей в мириадах незримых существ" Иван Б У Н И Н.

*****************************************************************

… Над Москвой-рекой, над Окой синеокой, над Воронежем тенистым и туманным, над Доном светлым, Доном-Ивановичем испокон веков плывут, наполняя тревогой бурные ночи, высветляя вешнюю радостьт, перекликаясь с поднебесными кликами улетающих стай журавлиных, смиряя сердце думой о сторонке родной, окско-донской, москворецко-волжской, придонско-воронежской, плывут-наплывают звоны колокольные: - Донн... донн... донн... Как бы кличут колокольные звоны эти, как бы величают землю былинную: - Донн... донн... донн... Вечерние звоны эти вплетались в музыку степей, музыку зорь и рассветов, музыку сердца, музыку души человеческой... -

"Не сохами-то славная землюшка распахана... Распахана наша землюшка лошадиными копытами, А засеяна славная землюшка казацкими головами. Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами. Цветен наш батюшка тихий Дон отцовскими, материнскими слезами. - Ой ты, наш батюшка тихий Дон! Ой что же ты, тихий Дон, мутнехонек течешь? - Ах, как мне, тихому Дону, не мутно течи! Со дна меня, тиха Дона, студены ключи бьют, Посеред меня, тиха Дона, бела рыбица мутит". - Старинную казачью песнь Михаил Александрович Шолохов взял эпиграфом к своему гениальному эпическому повествованию - роману "Тихий Дон".

Духовное и нравственно-этическое... Общечеловеческое и исповедально -личностное... Шаги Истории самой... Молодой Иван Бунин размышлял о вечном и сиюминутном: "Могилы, ветряки, дороги и курганы - всё смерклось, отошло и скрылося из глаз. За дальней их чертой погас закат румяный, но точно ждёт чего вечерний тихий час. И вот идёт она, Степная Ночь, с востока... И полон взор её, загадочно-унылый, великой кротости и думы вековой о том, что ведают лишь тёмные могилы, степь молчаливая да звёзд узор живой"...

Ставшие музейными экспонатами святыни, "обереги", амулеты, свидетели дней весьма и весьма отдалённых. Не всегда нравственно оправданы вторжения в тайны минувшего. Поэтическое воображение - более нравственно; оно "тревожит" былое не кощунственной бесцеремонностью, а тактичной лирическо-исповедальной "реконструкцией" образов и событий прошлого. - "Курган разрыт. В тяжелом саркофаге он спит, как страж. Железный меч в руке. Поют над ним узорной вязью саги, беззвучные, на звучном языке. Но лик сокрыт - опущено забрало. Но плащ истлел на ржавленой броне. Был воин, вождь. Но имя Смерть украла и унеслась на чёрном скакуне". Иван Бунин.

**************************************************************

*************************************************************************

3. Бессмертие и конечность жизни

смертного человека: «…ежели жизнью

земною Творец ограничил летучий наш век…»

Державинское стихотворение «На смерть Мещерского» (1779-1783):

«Так в вечность льются дни и годы» Лютование смерти («Без жалости все смерть разит: И звезды ею сокрушатся, И солнцы ею потушатся, И всем мирам она грозит»). Вечные вопросы человеческого бытия…- «А завтра: где ты, человек?.. И весь, как сон, прошёл твой век». Соотнесенность личностного и вечного («Я в дверях вечности стою»). Обращение к сотоварищу:

Сей день иль завтра умереть,

Перфильев, должно нам конечно.

Почто ж терзаться и скорбеть,

Что смертный друг твой жил не вечно?

Жизнь есть небес мгновенный дар;

Устрой ее себе к покою

И с чистою твоей душою

Благословляй судеб удар.

Державинское «Властителям и судиям» (1780-1787): «Восстал всевышний Бог, да судит… Воскресни, Боже! Боже правых! И их молению внемли: Приди, суди, карай лукавых И будь един царем земли».

Философско-психологические раздумья в элегии «Вечер» (1806) В.А. Жуковского («О дней моих весна, как быстро скрылась ты, с твоим блаженством и страданьем!.. Разочарованный душою, Тащиться осужден до бездны гробовой?.. Один - минутный цвет - почил, и непробудно… Творца, друзей, любовь и счастье воспевать…»). «Свидетель милой старины» в стихотворении «Песня»(1818), вспоминая «привет бывалый», «минувших дней очарованье», со светлой печалью горюет об утратах («Там вместе с ним все дни прекрасны В единый гроб положены»). Проникновенно-психологичное «Выздоровление» (1807-1809) Константина Николаевича Батюшкова (1787-1855): «Как ландыш под серпом убийственным жнеца Склоняет голову и вянет, Так я в болезни ждал безвременно конца И думал..."» В «Моих пенатах» (1811), адресованных Жуковскому и Вяземскому, поэт размышляет о быстротекущей жизни («…смерть опередим… …куренья И колокола вой, И томны псалмопенья Над хладною доской… богов домашних лик…»). Батюшковские «Подражания древним» (1821): «Ты хочешь меду, сын? - так жала не страшись; Венца победы? - смело к бою! Ты перлов жаждешь? - так спустись На дно, где крокодил зияет под водою. Не бойся! Бог решит. Лишь смелым он отец, Лишь смелым - перлы, мед, или гибель… иль венец». Горестно-пессимистическое раздумье терзаемого болезнью человека: «Ты знаешь, что изрек, Прощаясь с жизнию, седой Мельхиседек?"...

Александр Христофорович Востоков (1781-1864), талантливый филолог, автор «Русской грамматики» ( «пространной» и «краткой»), в «Оде достойным» (1801) размышлял о конечности жизни человеческой, о нетленных нравственно-духовных ценностях («Но кто жертвует жизнью, имением, Чтоб избавить сограждан от бедствия И доставить им участь счастливую, - Пой, святая, тому свой гимн!»).

В круг чтения, конечно же, должны входить классические произведения изящной словесности, каковыми являются сочинения Евгения Абрамовича Баратынского (1800-1844), его философская лирика, сочетающая в себе гармоническую стройность, особый поэтический лад, музыкальность, логическую ясность и напряженный внутренний драматизм. Его «Стансы» (1827) с их вдохновенной исповедальностью («Промчалось ты, златое время! С тех пор по свету я бродил И наблюдал людское племя И, наблюдая, восскорбил. Ко благу пылкое стремленье От неба было мне дано; Но обрело ли разделенье, Но принесло ли плод оно?..»). Возвращение в «приют младенческих годов», на малую родину («Я твой, родимая дуброва! Но от насильственных судьбин Молить хранительного крова К тебе пришел я не один. Привел под сень твою святую Я соучастницу в мольбах: Мою супругу молодую С младенцем тихим на руках»).


1.0x