Авторский блог Василий Шахов 12:06 11 октября 2018

"Космос души" и православные ратоборцы-шлемоносцы

За алтари и очаги... Православное отчизнознание, отчизнолюбие...
8

……………………………………….

                                     «К О С М О С      Д У Ш И»

                      И  ПРАВОСЛАВНЫЕ  РАТОБОРЦЫ-ШЛЕМОНОСЦЫ

                                         

В лесу, в горе, родник, живой и звонкий,

Над родником старинный голубец

С лубочной почерневшею иконкой,

А в роднике березовый корец.

 

Я не люблю, о Русь, твоей несмелой

Тысячелетней, рабской нищеты.

Но этот крест, но этот ковшик белый...

Смиренные, родимые черты!

                                                   И В А Н   Б У Н И Н.   1905.

 

И если  загробная жизнь  нам  дана,

Он,   здешней  вполне отдышавший

И  в  звучных  глубоких  отзывах,  сполна

Всё дольнее  долу  отдавший,

К  предвечному  легкой  душой  возлетит,

И  в  небе  земное  его  не  смутит.

                                               Е.А. Баратынский.  «На смерть Гете».

****************************************************************

И се Минерва ударяет

В верхи Рифейски копием;

Сребро и злато истекает

Во всем наследии твоем.

Плутон в расселинах мятется,

Что россам в руки предается

Драгой его металл из пор,

Которой там натура скрыла;

От блеску дневного светила

Он мрачный отвращает взор.

 

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

 

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

 

Тебе, о милости источник,

О ангел мирных наших лет!

Всевышний на того помощник,

Кто гордостью своей дерзнет,

Завидя нашему покою,

Против тебя восстать войною;

Тебя зиждитель сохранит

Во всех путях беспреткновенну

И жизнь твою благословенну

С числом щедрот твоих сравнит.


****************************************************************************************

    2. ДУХОВНОСТЬ РЕЛИГИОЗНАЯ И ДУХОВНОСТЬ СВЕТСКАЯ

                                               …Народ, презиравший свою Историю, презрителен:

                                               ибо легкомыслен, - предки были не хуже его…

                                                                                  Н. М. К а р а м з и н.

********************************************************************

                                                           Как сон, как сладкая мечта,

Исчезла и моя уж младость;

Не сильно нежит красота,

Не столько восхищает радость,

Не столько  легкомыслен ум,

Не столько я благополучен…

                      Г. Р.  Д е р ж а в и н.

*************************************************************************

  « ...Льву Толстому и Ивану Бунину нравилась мысль Будды: "Я ПОМНЮ, ЧТО МИРИАДЫ ЛЕТ НАЗАД

Я БЫЛ ЯГНЁНКОМ"...

*******************************************************************

"Набегает впотьмах, и узорною пеною светится, и лазурным сиянием реет у скал на песке...

О божественный отблеск незримого – жизни  мерцающей в мириадах незримых существ"   Иван Б У Н И Н.

*****************************************************************

     … Над Москвой-рекой, над Окой синеокой, над Воронежем тенистым и туманным, над Доном светлым, Доном-Ивановичем испокон веков плывут, наполняя тревогой бурные ночи, высветляя вешнюю радостьт, перекликаясь с поднебесными кликами улетающих стай журавлиных, смиряя сердце думой о сторонке родной, окско-донской, москворецко-волжской, придонско-воронежской, плывут-наплывают звоны колокольные: - Донн... донн... донн...   Как бы кличут колокольные звоны эти, как бы величают землю былинную: - Донн... донн... донн...    Вечерние звоны эти вплетались в музыку степей, музыку зорь и рассветов, музыку сердца, музыку души человеческой... -

   "Не сохами-то славная землюшка распахана... Распахана наша землюшка лошадиными копытами, А засеяна  славная землюшка казацкими головами. Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами. Цветен наш батюшка тихий Дон отцовскими, материнскими слезами. - Ой ты, наш батюшка тихий Дон! Ой что же ты, тихий Дон, мутнехонек течешь?   - Ах, как мне, тихому Дону, не мутно течи! Со дна меня, тиха Дона, студены ключи бьют, Посеред меня, тиха Дона, бела рыбица мутит". - Старинную казачью песнь Михаил Александрович Шолохов взял эпиграфом к своему гениальному эпическому повествованию - роману "Тихий Дон".

   Духовное и нравственно-этическое... Общечеловеческое и исповедально -личностное... Шаги Истории самой...  Молодой Иван Бунин размышлял о вечном и сиюминутном: "Могилы, ветряки, дороги и курганы - всё смерклось, отошло и скрылося из глаз. За дальней их чертой погас закат румяный, но точно ждёт чего вечерний тихий час. И вот идёт она, Степная Ночь, с востока... И полон взор её, загадочно-унылый, великой кротости и думы вековой о том, что ведают лишь тёмные могилы, степь молчаливая да звёзд узор живой"...

   Ставшие музейными экспонатами святыни, "обереги", амулеты, свидетели дней весьма и весьма отдалённых. Не всегда нравственно оправданы вторжения в тайны минувшего. Поэтическое воображение - более нравственно; оно "тревожит" былое не кощунственной бесцеремонностью, а тактичной лирическо-исповедальной "реконструкцией" образов и событий прошлого. - "Курган разрыт. В тяжелом саркофаге он спит, как страж. Железный меч в руке. Поют над ним узорной вязью саги, беззвучные, на звучном языке. Но лик сокрыт - опущено забрало. Но плащ истлел на ржавленой броне. Был  воин, вождь. Но имя Смерть украла и унеслась на чёрном скакуне".                             Иван  Бунин.

 

 

 **************************************************************

*************************************************************************

            3. Бессмертие   и  конечность  жизни

            смертного   человека: «…ежели  жизнью

земною  Творец  ограничил  летучий наш век…»

                       

             Державинское  стихотворение  «На  смерть   Мещерского» (1779-1783):

«Так  в  вечность  льются  дни  и  годы»       Лютование  смерти («Без жалости все смерть разит: И звезды ею  сокрушатся, И солнцы  ею потушатся, И  всем мирам  она  грозит»). Вечные вопросы  человеческого бытия…- «А завтра: где ты, человек?..  И весь, как сон,  прошёл  твой  век».  Соотнесенность  личностного  и вечного («Я  в дверях вечности стою»). Обращение  к  сотоварищу:

 

                               Сей  день  иль  завтра  умереть,

                               Перфильев, должно  нам  конечно.

                               Почто  ж  терзаться  и  скорбеть,

                               Что  смертный  друг  твой  жил  не  вечно?

                               Жизнь  есть  небес  мгновенный  дар;

                               Устрой  ее  себе  к  покою

                               И  с  чистою  твоей  душою

                               Благословляй  судеб  удар.

 

        Державинское «Властителям  и  судиям» (1780-1787):   «Восстал  всевышний Бог, да судит…  Воскресни, Боже!  Боже правых! И  их  молению  внемли:  Приди, суди, карай лукавых  И  будь  един  царем  земли».

                Философско-психологические  раздумья   в  элегии «Вечер» (1806)  В.А. Жуковского («О дней моих весна, как  быстро скрылась  ты, с  твоим  блаженством  и страданьем!.. Разочарованный  душою, Тащиться  осужден  до бездны гробовой?.. Один - минутный  цвет - почил, и  непробудно…   Творца, друзей, любовь  и счастье  воспевать…»).  «Свидетель  милой  старины» в стихотворении «Песня»(1818), вспоминая «привет бывалый», «минувших дней очарованье»,  со светлой  печалью  горюет об утратах («Там вместе  с ним  все дни прекрасны  В единый гроб  положены»).     Проникновенно-психологичное  «Выздоровление» (1807-1809)  Константина Николаевича Батюшкова (1787-1855): «Как  ландыш  под серпом убийственным  жнеца  Склоняет  голову  и вянет, Так  я  в  болезни  ждал  безвременно  конца  И думал..."» В «Моих  пенатах» (1811), адресованных  Жуковскому  и Вяземскому,  поэт  размышляет  о быстротекущей  жизни («…смерть  опередим…  …куренья  И колокола вой, И томны  псалмопенья  Над  хладною доской…  богов  домашних лик…»). Батюшковские  «Подражания  древним» (1821): «Ты хочешь меду, сын? - так  жала  не страшись; Венца победы? - смело  к  бою!  Ты перлов жаждешь? - так спустись  На дно, где крокодил зияет под водою. Не бойся! Бог решит. Лишь смелым  он  отец, Лишь смелым - перлы, мед,  или  гибель… иль венец».  Горестно-пессимистическое  раздумье  терзаемого  болезнью  человека: «Ты знаешь, что  изрек, Прощаясь  с жизнию, седой Мельхиседек?"...

                Александр  Христофорович  Востоков (1781-1864),  талантливый  филолог,  автор «Русской  грамматики» ( «пространной»  и «краткой»),  в «Оде  достойным» (1801) размышлял  о конечности  жизни человеческой, о нетленных  нравственно-духовных  ценностях («Но  кто  жертвует  жизнью, имением,  Чтоб  избавить  сограждан  от  бедствия  И  доставить  им  участь  счастливую, - Пой, святая, тому  свой гимн!»).

                В круг  чтения, конечно же, должны входить  классические  произведения  изящной словесности, каковыми  являются  сочинения Евгения Абрамовича  Баратынского (1800-1844), его философская лирика, сочетающая в себе  гармоническую стройность,  особый поэтический  лад, музыкальность, логическую ясность  и  напряженный внутренний  драматизм. Его «Стансы» (1827)  с  их  вдохновенной  исповедальностью («Промчалось  ты, златое  время! С тех пор по свету я бродил  И наблюдал людское  племя  И, наблюдая, восскорбил. Ко благу  пылкое  стремленье   От неба  было  мне  дано; Но обрело  ли  разделенье, Но принесло  ли  плод  оно?..»). Возвращение  в «приют  младенческих годов», на малую  родину («Я  твой, родимая  дуброва! Но от насильственных  судьбин  Молить  хранительного  крова  К  тебе  пришел  я  не  один.  Привел  под  сень  твою  святую  Я  соучастницу  в  мольбах: Мою  супругу  молодую  С  младенцем тихим  на  руках»).                                                           

       

Комментарии Написать свой комментарий
11 октября 2018 в 12:54

Дорогой Василий Васильевич,послушайте как читает Рубцова Александр Коршунов,обязательно послушайте,Вы не пожалеете!

http://www.staroeradio.ru/audio/14917

11 октября 2018 в 13:22

Дорогой Сергей, признательность за высоко-духовно-подъёмные и эстетически глубинные рекомендации...

11 октября 2018 в 13:27

...Было бы замечательно составить просветительско-духовный цикл для молодёжи "Мастера выразительного (художественного) исполнения читают православные сочинения"...

11 октября 2018 в 13:33

Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю - и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.

Все очнется в памяти невольно,
Отзовется в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.

Только чаще побеждает проза,
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же береза
Над могилой матери моей.

На войне отца убила пуля,
А у нас в деревне у оград
С ветром и дождем шумел, как улей,
Вот такой же желтый листопад...

Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез...

11 октября 2018 в 13:37

В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды…*

Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.

Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень,
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!

Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе…

В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды

11 октября 2018 в 20:27

А я думал, что с космосом мы покончили.
Забыл, что он бесконечен.

11 октября 2018 в 23:42

Блоковское: "Жизнь без начала и конца, но ты, художник, твёрдо веруй в начала и концы..."

11 октября 2018 в 23:49

Величие человека

Есть два предела нашим взглядам:
Частица пыли и звезда,
Но так ли то: они ль не рядом
И неразлучны никогда?
И как в глухом круговращеньи,
Где точка точку сторожит, —
Так и в земном перемещеньи
Непостижимый смысл сокрыт.
И в сих кругах необратимых
Горит сознание: оно
Среди колец необозримых
Являет должное звено.
Не избежать ему земного,
Иным доверившись мирам,
Лишь пылью праха рокового
Скользит в кольце, по пустырям.
О, человек, о, как напрасно
Твое величье на земле,
Когда ты — призрак, блик неясный
Из пролетающей пыли,
А между тем, как все велико
В душе пророческой твоей —
И очи сумрачного блика
Горят глубинами огней.
Как ты в незнании несмелом
Постигнул таинство миров
И в ветерочке прошумелом
Читаешь истины богов.
Так где ж предел, поправший цельность
И бесконечности закон?
Смотри: ты Солнцем озарен,
И твой предел — есть беспредельность...

А. ЧИЖЕВСКИЙ, соратник К. Циолковского