Авторский блог Александр Андрух 11:55 19 сентября 2018

Корни упоения добром, сиречь злом…

философические мысли о "добре и зле";

Вспомните прекрасный фильм нового времени (одно из приятных и, увы, немногих этого времени исключений) "О чём говорят мужчины", а именно тот его эпизод, когда сорокалетний Камиль мечтает о том, "когда же я наконец повзрослею?". Вспомните себя в годы младенчества, отрочества и юности, вспомните ваше нетерпеливое желание, сродни идее фикс, поскорее "стать как папа – большим и сильным", быть взрослым и, тем самым, иметь карт-бланш взрослости - совершать те или иные поступки, которые являются табу для тех, кто не достиг ещё такой замечательной поры в жизни каждого человека. Самым любопытным во всём этом есть то, что идеей фикс этой охвачены все без исключения люди, т.е. можно смело утверждать, что 100% состава человечества! Спросите у любого, и он вам скажет, что всегда мечтал поскорее стать совершеннолетним, дабы не зависеть всецело от "предков", открыто заниматься такими "приятными" вещами, как курение, питие, ухаживание за девушками и прочими "легитимными" для этого морально-физиологического состояния актами. И вряд ли вы найдёте человека, в психической т.с. норме, который будет утверждать обратное, т.е. то, что он мечтал лишь об одном - остаться в невинном младенчестве и до самой смерти быть дитятей! В чём же причина такого монолитного единодушия и безоговорочной согласованности? Трюизма "всё гениальное просто" никто не оспаривает, однако всё, что вы прочтёте ниже, не претендует на столь высокий статус, а потому для его уяснения требуется определённая мыслительная работа. Поэтому убедительная просьба в этом смысле не расслабляться, а быть т.с. во всеоружии.

Итак. У замечательного философа земли русской Н.А. Бердяева есть замечательный же труд "О назначении человека", выдержки из которого и будут использованы автором для вящей убедительности сего изложения. Скажу больше, тому, кто хотел бы разобраться в таком важном вопросе, о котором речь впереди, не поверхностно, а детально и глубоко, настоятельно порекомендовал бы работу сию в качестве пособия.

Но довольно околичностей, а перейдём-ка непосредственно к делу.

Думаю, всем, даже людям, далёким от веры и церкви, известно библейское сказание о грехопадении человека. Дескать, жил не тужил он долго и счастливо в райских обителях, пока не искусил его змей на противление и ослушание Бога, за что Тот и изгнал инсургента из светоносно-блаженных высших сфер бытия в мрачные низины, предопределив ему незавидную участь: "В поте лица своего будешь есть хлеб" (Быт. 3:19)! То есть, в раю человек был сродни малому дитяти, не ведал о том "что такое хорошо, и что такое плохо", вёл почти неосознанную жизнь. И, в силу вот тех самых ста процентов, о которых говорилось выше и суть которых коренится, очевидно, в глубинах, не зависящих от нашего сознания, человек захотел повзрослеть, стать сведущим не только в коренных вопросах добра и зла, но и во множестве феноменов и фактов, из них вытекающих и им сопутствующих. Т.е. банально, как и было сказано выше, "не зависеть всецело от "предков", открыто заниматься "приятными" вещами, …ухаживанием за девушками и прочими "легитимными" для этого физиологического состояния актами". Но оказывается, столь естественное желание является предосудительным! Во всяком случае, весь смысл и вся философия богословских трудов официальной церкви корит человека за его ослушание и чрезмерную любознательность и сам факт этого представляет, как нечто недостойное, неблагодарное и даже неожиданное для Творца! То бишь Он ведать не ведал, что Его детище может выкинуть нечто в таком роде! За что и разгневался на ослушника. Но, пардон, отцы родимые, для Создателя нет неведомого в сём подлунном мире, хотя бы в силу той причины, что Он находится вне временного потока и над этим причинно-следственным бурлением! Над Ним не довлеет категория времени, и будущее для Него выглядит таким же ясным и читаемым, как и прошлое! А, следовательно, исходя из этого, человек изначально был создан для того, чтобы пройти эту тернистую стезю такого рода опыта, испить до дна чашу этого терпкого вина, дабы не оставаться навечно в стадии младенчества, а возмужать и возрасти духовно и физически! Мы все предопределены на познавание сути бытия, на апробирование этих самых "добра и зла", на взросление и возмужание в этом смысле! И брюзжащие упрёки церковных поводырей всему роду человеческому в ослушании Отца подобны упрёкам отцов каждого из нас в том, что мы покуриваем, погуливаем, пошаливаем и чего-то там не соблюдаем. Словом, сам-то отец всё это уже прошёл и знает, но пытается предупредить своё чадо избежать этого всего, что в его представлении выглядит злом. То бишь, признавая собственные ошибки, он хочет, чтобы на его примере его ребёнок их избежал, т.с. "лучше учиться на чужих ошибках". Превосходно! Если не учитывать маленького нюанса, а именно невозможности и заведомой бесперспективности этого распространённого утверждения, ибо так называемый "чужой опыт" равносилен присутствию на обильной трапезе, где другие за тебя будут уплетать всеразличные яства и вкусности, уверяя тебя же, что всё это "пальчики оближешь" изыскано и пикантно!

Но вот интересный парадокс, касающийся коренных этих понятий: ""Добро" и "зло" коррелятивны, и в известном смысле можно сказать, что "добро" возникло лишь тогда, когда возникло "зло"... Рай и есть то состояние бытия, в котором нет различения и оценки. Можно было бы сказать, что мир идет от первоначального неразличения добра и зла через различение добра и зла к окончательному неразличению добра и зла, обогащенному всем опытом различения" (Бердяев). И закономерный карамазовский вопрос - а на кой чёрт нам всем это самое различение, когда даётся оно столь тяжкой и горькой ценой? - приобретает ясные очертания ответа из той же Вечной Книги: "Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь" (Еккл. 1:18)! Но это лишь первая часть, сложного, как и сам вопрос, ответа, в котором вторая часть может иметь следующий вид: "Рай представляется блаженной жизнью, в которой космос был в человеке, а человек был в Боге. Изгнание человека из рая и значит, что человек выпал из Бога, космос же выпал из человека. Рай был блаженной жизнью, но был ли он полнотой жизни, все ли возможности были раскрыты в райской жизни?" В том-то и дело, что "…в раю не все было открыто человеку и незнание было условием райской жизни. Это - царство бессознательного. Свобода человека еще не развернулась, не испытала себя и не участвовала в творческом акте. …свобода, которая была в человеке от ничто, от небытия, была до времени закрыта в первоначальном акте миротворения, но не могла быть уничтожена. В подпочве райской жизни оставалась эта свобода, и она должна была проявиться. Человек отверг мгновение райской гармонии и целостности, возжелал страдания и трагедии мировой жизни, чтобы испытать свою судьбу до конца, до глубины" (Бердяев). И тут мы вправе дополнить эти бердяевские слова тем, что и Сам Бог, Сам Творец ждал от человека такого поступка "не мальчика, а мужа", и наверняка знал, что тот его совершит! В этом свете акт грехопадения приобретает не морализаторский, а познавательный смысл, смысл возмужания и взросления! Ведь понятие познания есть синоним понятию взросления! Духовного возрастания, если хотите! Зарождения и становления зрелого сознания, если хотите! И человек предпочёл горечь различения и смерть, эти последствия акта познания, райской жизни в невинности и незнании. Он мог питаться с древа жизни и жить вечной райской жизнью, вегетативной и бессознательной. "Если бы человек остался в райской пассивности и райской невинности, непосредственной стихийности и бессознательности, …он не познал бы Христа и не имел бы возможности достичь обожения" (Бердяев)! Вдумайтесь только: достичь обожения! Этого смысла жизни для каждого, ибо призыв Спасителя: "Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный!" (Мф. 5:48) и провозглашает этот самый смысл!

Итак, подытожим. "Когда я познаю добро и зло, делаю различение и оценку, я теряю (младенческую) невинность и целостность, я отпадаю от Бога и изгоняюсь из рая (взрослею). Познание есть потеря рая. Грех и есть попытка познать добро и зло. Но возможно, что …совсем не само познание есть грех и отпадение от Бога. Само познание есть положительное благо, обнаружение смысла. Но срывание с древа познания добра и зла означает жизненный опыт, злой и безбожный, опыт возврата человека к тьме небытия, отказ творчески ответить на Божий зов, противление самому миротворению. …Человек пошел опытным путем познания добра и зла и должен пройти этот страдальческий путь, но не может претендовать на рай в середине этого пути. Сказание о рае и грехопадении есть также сказание о генезисе сознания в путях духа.

В этих путях духа есть три стадии:

- первоначальная стихия, райская целостность, целостность досознательная, не испытавшая свободы и рефлексии;

- раздвоение, рефлексия, оценка, свобода избрания;

- целостность и полнота после свободы, рефлексии и оценки, сверхсознательная целостность и полнота.

Стихийность, страстность, природная сила …есть свобода до сознания, до разума, до добра и истины, до оценки и выбора. Добро и зло являются позже. В последнюю же целостность и полноту входит весь пережитый опыт, опыт о добре и зле, опыт раздвоения и оценки, опыт боли и страдания. Не может быть блаженства в "добре", блаженство может быть лишь "по ту сторону добра и зла". Т.е. с обеих сторон, в начале и в конце, снизу и сверху, сознание упирается в сферу, лежащую "по ту сторону добра и зла", в жизнь райскую (снизу) и в жизнь Царства Божьего (сверху), в досознательное и сверхсознательное состояния. Лишь сознание с его раздвоением, рефлексией, оценкой, с его болью и несчастьем, лишь это несчастное сознание находится по сию сторону добра и зла. "И наиболее трудный вопрос есть вопрос о том, что есть "добро" до различения добра и зла и что есть "добро" по ту сторону различения добра и зла? Существует ли "добро" в райском бытии и существует ли "добро" в Царстве Божьем?" (Бердяев)!

Вопросы, вопросы, вопросы… Не сомневаюсь, что и на них получим ответы, а то зря ли страдали, зря ли жизнь проходила и проходит в муках, горечи и боли духовного взросления?..

1.0x