Авторский блог Василий Шахов 14:40 27 мая 2017

Кореневщино-Рязань:корневое, родниковое. Гл.7-я

Дистанционный лекторий МТОДУЗ Шахова (Москва-Троицк) Пушкинские Дни России Кореневщино Тамбов Рязань

ВАСИЛИЙ Ш А Х О В

КОРЕНЕВЩИНО – Рязань: корневое, родниковое. Глава 7-я.

ИЗ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ СПРАВКИ:

Селение основано в ХУ11 столетии рязанским дворянином КОРЕНЁВЫМ

(отсюда – название). Усадьба Пушкиных в Коренёвщино состояла из господского дома, каменного флигеля, каретного сарая, бани, дома приказчика, трех амбаров и двух людских изб для прислуги. Рядом построена деревянная церковь во имя Покрова Богородицы. В 1858 году на ее месте сооружен каменный храм.

В Коренёвщине жила бабушка Пушкина — Мария Алексеевна ( она в 1772 году вышла замуж за приехавшего в Липецк майора морской артиллерии Осипа Ганнибала, сына знаменитого «арапа Петра Великого». Венчание прошло в липецкой Вознесенской церкви).

В 1775 году родилась дочь Надежда — будущая мать Пушкина. Чуть позже Осип Ганнибал уезжает к своему отцу в село Суйду. Личность и индивидуальность Осипа Ганнибала – тема особого бытийно-бытового и психологического комментария. Он даже «сбежал» от отца и жены. Мария Алексеевна предпочла вернуться в Коренёвщино с дочерью Надеждой. Там они жили-были до 1784 года, когда переехали в Петербург.

Дом не сохранился: 19 ноября 1799 года сгорел со всей помещичьей усадьбой, о чём жена умершего полковника Юрия Алексеевича Пушкина, Надежда Герасимовна подавала прошение в Липецкий земский суд, обвиняя в поджоге крестьян соседнего помещика Вельяшева, но суд их виновными не признал и от следствия освободил (ГАЛО, Фонд 8, оп 2, д 1090). Во время пожара сгорел, по утверждению Надежды Герасимовны, и патент её мужа на чин полковника. От всех владений Пушкиных остался лишь фундамент Покровской церкви (в настоящее время на этом месте находится "пушкин колодец")

…………………………………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………………….

Регионоведы, краеведы, страноведы Русского Подстепья, Московии-Лебедии почтительно и глубокомысленно цитируют Ивана Алексеевича Бунина, обронившего весомое замечание: из этих достопочтенных мест «вышли чуть не все величайшие русские писатели». В самом деле, здесь жили дедичи и отчичи Пушкина, Лермонтова (Арсеньева), Кольцова, Никитина; здесь «малая родина» самого Бунина, Анны Буниной, Полонского, Пришвина, Эртеля, Левитова, Терпигорева, Писарева, Марко Вовчок, Плеханова, Радина, Нечаева, Милонова, Шубина. Можно назвать ещё имена Державина, Тургенева, Толстого, Лескова, Л.Андреева, Есенина, Глеба и Николая Успенских,


Липецкая (рязанско-тамбовская) ветвь в роду Пушкиных начинается с прапрадеда поэта Ф.П.Пушкина (1690-1727 г.г.), поручика Ростовского пехотного полка. Женившись на К.И.Кореневой, Фёдор Петрович получил за нею в приданое село Покровское (Коренёвщино тож) Сокольского уезда Тамбовской губернии (ныне Добровский район Липецкой области). С тех пор Коренёвщина стала родовым имением липецких Пушкиных.
Прадед поэта Алексей Федорович Пушкин (1717-1777 г.г.), унаследовавший Коренёвщину, женитьбой на Сарре Юрьевне Ржевской, дочери нижегородского вице-губернатора, сподвижника Петра I, породнился с одним из древнейших российских дворянских родов.
У Алексея Федоровича и Сары Юрьевны Пушкиных было двое сыновей и три дочери. Третья же дочь, Мария Алексеевна (1745-1818 г.г.) бабушка великого поэта.

В автобиографии А.С.Пушкина есть упоминание о том, что бабушка поэта Мария Алексеевна была дочерью тамбовского воеводы. Архивы свидетельствуют: прадед поэта Алексей Федорович в 1767 году был назначен воеводой города-крепости Сокольска, где воеводствовал около шести лет и (был последним воеводой этого города).
Сокольск, основанный в 1647 году, входил первоначально в состав Тамбовской провинции Воронежской губернии, затем - в состав Тамбовского наместничества и Тамбовской губернии. Город тогда относился к тамбовскому краю, поэтому-то Александр Сергеевич был прав, называя своего прадеда тамбовским воеводой.

Мария Алексеевна наведывалась в Москву, поддерживала родственные связи со своими московскими кузинами и другой роднёй.

Это ей посвящено пушкинское:

Но детских лет люблю воспоминанье.
Ах! умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы...
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.
Под образом простой ночник из глины
Чуть освещал глубокие морщины,
Драгой антик, прабабушкин чепец
И длинный рот, где зуба два стучало, —
Все в душу страх невольный поселяло.
Я трепетал — и тихо наконец
Томленье сна на очи упадало.
Тогда толпой с лазурной высоты
На ложе роз крылатые мечты,
Волшебники, волшебницы слетали,
Обманами мой сон обворожали.
Терялся я в порыве сладких дум;
В глуши лесной, средь муромских пустыней
Встречал лихих Полканов и Добрыней,
И в вымыслах носился юный ум
...

В глубинах отечественной истории:

д р е в н е - р я з а н с к и й и древне - тамбовский к р а й

О родина, счастливый

И неисходный час!

Нет лучше, нет красивей

Твоих коровьих глаз.

Тебе, твоим туманам

И овцам на полях,

Несу, как сноп овсяный,

Я солнце на руках…

О Русь, о степь и ветры,

И ты, мой отчий дом!

На золотой повети

Гнездится вешний гром…

Сергей Есенин. «Октоих».

… События у Оки, Дона, Цны и Непрядвы, Сосны и Красивой Мечи, Воронежа

и Ряжских Ряс, Раненбурга и Дубка, Данкова и Куликова…

… «Князь же великий Дмитрей Ивановичь з братом своим… поиде въ церковь…

приступи к гробам православных князей прародителей своих, и тако слезно

рекуще: «Истиннии хранители, рускыа князи, православныа веры христианскыа

поборьници, родителие наши!.. …велико въстание ныне приключися нам…»

«…Князь же великий повеле въиньству всему Дон возитися… Братьа моа,

друзи, дръзайте: сила бо святого духа помогаеть нам!»

Иван Бунин. «В Орде»…

За степью, в приволжских песках,

Широкое, алое солнце тонуло.

Ребёнок уснул у тебя на руках,

Ты вышла из душной кибитки, взглянула

На кровь, что в зеркальные соли текла,

На солнце, лежащее точно на блюде, -

И сладкой отрадой степного, сухого тепла

Подуло в лицо твоё, в потные смуглые груди.

Великий был стан за тобой:

Скрипели колёса, верблюды ревели,

Костры, разгораясь, в дыму пламенели

И пыль поднималась багровою тьмой.

Ты, девочка, тихая сердцем и взором,

Ты знала ль в тот вечер, садясь на песок,

Что сонный ребёнок, державший твой тёмныё сосок,

Тот самый Могол, о котором

Во веки веков не забудет земля?

Ты знала ли, Мать, что и я

Восславлю его, - что не надо мне рая,

Христа, Галилеи и лилий её полевых,

Что я не смиреннее их -

Аттилы, Тимура, Мамая,

Что я их достоин, когда,

Наскучив таиться за ложью,

Рву древнюю хартию божью,

Насилую, режу, и граблю, и жгу города?

- Погасла за степью слюда,

Дрожащее солнце в песках потонуло.

Ты скучно в померкшее небо взглянула

И, тихо вздохнувши, опять опустила глаза…

Несметною ратью чернели воза,

В синеющей ночи прохладой и горечью дуло…

Глубинная история Руси. Трагическая история Подстепья…

…Несметною ратью чернели воза,

В синеющей ночи прохладой и горечью дуло…

Р я з а н с к а я У к р а й н а - это необычное для современного

читателя понятийно-терминологическое словосочетание много-

кратно употреблялось авторами летописей, историками, этногра-

фами, филологами, культурологами.

Этот термин-дефиницию неизменно используют рязанские

краеведы. В частности, в книге «Празднование 800-летия (1095 - 1895)

г. Рязани 20 - 22 сентября 1895 года. Издание Рязанской ученой архив-

ной комиссии, Рязань, 1896», привлекая свидетельства «давнишнего

прошлого», «крупнейших рязанских исторических моментов или

обще-Русских исторических событий, в которых участвовал рязанец»,

авторы прослеживают историю «многострадальной Р я з а н с к о й

з е м л и, р у с с к о й У к р а й н ы».

Ценимый Львом Толстым Михаил Александрович Стахович

(1820-1858) в «Истории, этнографии и статистике Елецкого уезда» (Мос-

ква, типография И. Чуксина, 1858) уделяет «рязанской украйне» особое

внимание. Главу первую («Географическое положение Елецкого уезда»)

он начинает так: «Елец, древнее удельное княжество и у к р а й н а Р я-

з а н с к а я, впоследствии степная Московская украйна, далее уезд Во-

ронежской губернии, прилегает к пяти губерниям, а именно: к Тульской,

Тамбовской, Рязанской, Воронежской и своей Орловской». Современному

читателю будет небезынтересно проследить мысль краеведа-аналитика:

«Т у л а есть у к р а й н а М о с к о в с к а я, Е л е ц украйна Р я з а н с к а я;

окружающие же Елец уезды являются тоже украйнами других больших кня-

жеств, именно: Новосиль, по Ливнам пограничный уезд прежней Елецкой

провинции, был Л и т о в с к о ю у к р а й н о ю, а Старый Оскол, прямо следу-

ющий за Ливнами к югу и отчасти за Земляским уездом в отношении к Ель-

цу, есть у к р а й н а К у р с к а я».

Историк-краевед, воссоздавая древнейшие страницы истории родного

края, повествует о п о л е («диком поле») - пространстве, на котором под-

стерегала русичей особая опасность вторжения воинственных кочевников,

с которыми Русь «вела постоянную борьбу, окончившуюся тем, что п о л е

осталось исключительно за Русью» («Города, прилежавшие к п о л ю, населе-

нные с т о р о ж е в ы м и войсками сперва отдельных княжеств, а впоследс-

твии государства Московского, назывались городами П о л ь с к и м и, тако-

вы Л и в н ы, Л е б е д я н ь и, звено всех польских городов Р я з а н с к о й у к-

р а й н ы, Е л е ц, бывший одним из древнейших удельных княжеств Рязанского

великого княжества».

«Географическая обусловленность возникновения важных пунктов граждан-

ствености и торговли, центров «украйн» Московского государства, населен-

ных сторожевыми войсками «польских» городов - Ливен, Лебедяни, Ельца как

звена всех польских городов Р я з а н с к о й у к р а й н ы - всё это рассматри-

вается через призму своеобразия местности», - констатирует известный кра-

евед С.В. Краснова. В предисловии к книге «Семья Стаховичей. Елецкие корни»

исследовательница не раз обращается к «рязанской украйне» («… обрисовала

летопись Р я з а н с к у ю у к р а й н у…»).

Термин-понятие « д р е в н е р я з а н с к и й к р а й» использует Д.И.

Иловайский («Иностранных известий о Древнерязанском крае мы имеем очень

мало»).

«Излагая историю Рязанского княжества, я имел в виду следующее: во-пер-

вых, привести в известность и дать единство фактам, до сих пор разрозненным и

отрывочным, во-вторых, указать на самые важные эпохи, которые переживало

княжество, и в-третьих, по возможности проникнуть в его внутренний быт, - конс-

татирует Д.И. Иловайский. - Хотелось бы дать более места последней, бытовой сто-

роне и остановиться на духовной жизни народа; но здесь историк встречает силь-

ные затруднения, по крайней скудости источников и отсутствию предваритель -

ных исследований». Каковы же перспективы исследовательского поиска, научного

анализа, историко-теоретических обобщений? «Отчётливое изображение древнеря-

занского быта невозможно до тех пор, пока не будут собраны и изданы в значитель-

ном количестве местные предания, песни, поверья. остатки прежних обычаев…».

искусства, принадлежащих Рязанскому краю», - отмечает Д.И. Иловайский.

Погружаясь в глубины отечественной истории, Дмитрий Иванович в главе

первой «Истории Рязанского княжества» (работа вышла в свет в издательстве Мос-

ковского университета в 1858 году) прослеживает жизнь финского и мордовского

населения по берегам Оки («по Оце реце»), осмысливает «главные пути славянской

колонизации». «Начальный летописец» и его последователи донесли до нового и

новейшего времени сведения о «начале нашей истории», когда люди « жили в глуши

первобытных лесов, на берегу рек и бесконечных болот; охота и, вероятно, пчеловод-

ство служили им главным источником существования; земледелие, может быть, и в

те времена входило уже в число их занятий; но ему не благоприятствовали лесистая

природа страны и местами скупая, песчаноглинистая почва».

Уроженец Раненбурга всю жизнь посвятил изучению истории Отечества, «боль-

шой» и «малой» родины. Показательно его выступление на праздновании

800-летия Рязани (в этом городе Древнерусья он учился в губернской гимназии, затем

учительствовал, входил в состав Учёной архивной комиссии). «Рязанский край, в наст-

оящее время принадлежащий к центральным местностям Европейской России, когда-то

составлял её юго-восточную о к р а й н у и долгое время служил русским оплотом со

стороны юго-восточных степей с их хищными кочевыми ордами, - говорил

Д.И. Иловайский. - Вообще при суровых и трудных условиях водворялась здесь славян –

ская и христианская культура, на финской почве, вдали от главных просветительских

средоточий древней Руси».

… Седая древность родного края. Лесо-степная о к р а й н а Древнерусья.

Из Муромо-Рязанского края устремился на подвиги во имя Отечества добрый моло-

дец, легендарный богатырь Илья Муромец. Прославил Рязанскую окрайну могучий ви-

тязь Евпатий Коловрат…

Русь моя, Рязань моя, Россия,

Отсветы берёзовой коры…

Я люблю тебя с времён Батыя,

С давней незапамятной поры.

Я люблю тебя светло и свято,

Ты навек смутила мой покой

Удалью Евпатья Коловрата,

Вечною есенинской строкой…

…В своей «Школьной Робинзонаде» Михаил Михайлович Пришвин прослежи-

вает пути и перспективы школьного образования и воспитания на материале древних

источников археологии, этнографии, фольклористики. «Мы часто перекидывались из

древней словесености в новейшую, так, мне очень хорошо удалось оживить утрачен-

ный образ Перуна по рассказу Бунина «Илья-Пророк»… - вспоминает он, определяя поз-

навательное и нравственно-духовное влияние «остатков живой старины».

1.0x