Авторский блог Василий Шахов 05:42 26 мая 2017

Кореневщино-Пушкино:алтари и очаги Танаиса. Гл.5-я

Дистанционные лекции МТОДУЗ Шахова (Москва-Троицк). Пушкинские Дни России и человечества.

ВАСИЛИЙ Ш А Х О В

Кореневщино-Пушкино: АЛТАРИ И ОЧАГИ

Танаиса. Гл. 5-я

Вольно птицам над родимым домом.

Пусть, играясь, целятся в зенит.

Новая весна над Тихим Доном

Голосами детскими звенит

«Свет над Доном. Валентине Ивановне

Еремеевой, заслуженной учительнице,

почетной данковчанке».

Б о р и с Ш а л ь н е в.

Танаис… Дон… Донков… Данков… Задонск… Выходцы из Данкова образовали ДАНКОВКУ; седыми вековыми туманами окутаны ИЗБИЩИ: задолго до появления села на месте сём стояли избы, возможно с домонгольских времён. ГОРОДОК, ГОРОДИЩЕ, ГОРОДКИ - до наших дней донесли эти названия крылатую весть о древних поселениях. Имена основателей, работных, ратных людей, чьими трудами и самоотверженностью веками крепла и украшалась Русь-матушка, запечатлелись в названиях сёл, деревень: ОРЛОВКА, ПИСАРЕВО, ОГАРЁВО, РАЕВЩИНО, ЧААДАЕВКА, ШАХОВСКОЕ, ХРУЩОВКА, КРЮКОВКА. Дела и дни земляков-степняков одухотворили, окрылили, очеловечили имена селений.

В БРУСАХ испокон веков добывался камень, столь нужный для приготовления точильного бруса. БРЕВЕННОЕ. КОЛОДЕЗИ. Колодезями называли родники, необычайно чистые, хрустально звонкие, целительбные родники-колодези. Родные имена - напевные, заветные, близкие-близкие : АННИНО. БИБИКОВО, БИГИЛЬДИНО, СПЕШНЕВО, БАЛОВНЕВО, БАЛОВИНКИ, ИСЛЕНЬЕВО, КАМЫНИНО, КАТАРАЕВО, ЕРОПКИНО…

………………………………………………………………………………………………………

Яков П о л о н с к и й. «НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ»

Мчится, мчится железный конек!
По железу железо гремит.
Пар клубится, несется дымок;
Мчится, мчится железный конек,
Подхватил, посадил да и мчит.

И лечу я, за делом лечу,—
Дело важное, время не ждет.
Ну, конек! я покуда молчу...
Погоди, соловьем засвищу,
Коли дело-то в гору пойдет...

Вон навстречу несется лесок,
Через балки грохочут мосты,
И цепляется пар за кусты;
Мчится, мчится железный конек,
И мелькают, мелькают шесты...

Вон и родина! Вон в стороне
Тесом крытая кровля встает,
Темный садик, скирды на гумне;
Там старушка одна, чай, по мне
Изнывает, родимого ждет.

Заглянул бы я к ней в уголок,
Отдохнул бы в тени тех берез,
Где так много посеяно грез.
Мчится, мчится железный конек
И, свистя, катит сотни колес.

Вон река — блеск и тень камыша;
Красна девица с горки идет,
По тропинке идет не спеша;
Может быть — золотая душа,
Может быть — красота из красот.

Познакомиться с ней бы я мог,
И не все ж пустяки городить,—
Сам бы мог, наконец, полюбить...
Мчится, мчится железный конек,
И железная тянется нить.

Глубины столетий… История древнего Подонья…

Встречали участников «хождений в народ» рассветными петушиными всплесками ЗВЕРЕВО, ЩЕГЛОВКА, ПРАХОВО, ПОКРОВСКОЕ, ПОЛИБИНО… Плакали здешние Саши и Маши, как лес вырубали, а потом - пеньки да пеньки глаз мозолили, пока в деревню ПЕНЬКИ не перенесли лесную печаль. Украшалась земля, зелёным шумом полнилась весною, земляничными усладами угощала летом; при балках, оврагах, урочищах вырастали на радость православному люду ДУБКИ, БЕРЁЗОВКА, ЯГОДНОЕ. Близ осиновых рощ заскромничала ПОДОСИНОВКА. Кукушки предсказывали судьбу босоногой ребятне из ХРУЩЁВО-ПОДЛЕСНОГО. Скворцы не забывали гостеприимных данковских селений: ХАНЕЕВКА. что около ЯГОДНОГО ВЕРХА, КРЮКОВКА, ТЕЛЕПНЁВО, НИЖНЯЯ ПАВЛОВКА. Журавлиные стаи прощались с НОВО-НИКОЛЬСКИМ, НОВОТРОИЦКИМ, ГОЛОВИНЩИНЫМ, ЗНАМЕНКОЙ. С высоты птичьего полёта становились понятными задумки селян, увековечивших в именах свои деревни. Совсем круглый лесной островок, круглая какая-то поляна, и вот - КРУГЛОЕ… Наклонный, как бы нависающий участок земли, приютивший домики поселян, и вот - ВИСЛОЕ… Вязкий топкий грунт, и вот - ВЯЗОВЕНЬКА… Урочище ВЯЗОВЫЙ ВЕРХ, верховье оврага, заросшего вязами. На голом, безлесном месте расквартировалась озорная ВЫГОЛКА.

Драгуны из Данкова, осев на землю, основали ДОЛГОЕ : селение разместилось около ДОЛГОГО ЛИПЯГА ( длинного, вытянутого в одну сторону леска). ХОРОШИЕ ВОДЫ - названием своим деревушка как бы аттестует своё родниковое, колодезное богатство. БОГАТЫЕ ПЛОТЫ обязаны прозванием своим диалектному п л о т ы ( что означает овраги, балки). Определение «б о г а т ы е» намекает на тучные, плодородные земли окрест. «Растительное» происхождение у РЕПЦОВ. Отороченные лозняками и красноталами речки передали имена свои селянам. Вот та же ПЕРЕХВАЛЬ. Речка РЫХОТКА стала тёзкой деревеньки, переименованной в КРАСНЫЙ БУЕРАК, а затем и ВОСКРЕСЕНСКОЕ, по названию церкви. Кривая излучина реки ПТАНИ «озаглавила» КРИВОЛУЧЬЕ. На реке Птани расквартировалось ИСЛЕНЬЕВО. У каждого села своя история, свои обычаи, свои престолы. КУТУКОВО, ИЗМАЙЛОВО, БАРАНОВКА, ДМИТРИЕВКА, КУДРЯВЩИНО, ВЕРХНЯЯ И НИЖНЯЯ ПАВЛОВКА, БОЛЬШАЯ БОЕВКА. В старинных документах фиксируются поместные земли служилых людей, основавших «на реке Дону между речек ЧЕРНАВСКИХ ПОНИК и ДУБКА» селение НЕЛЯДИНО.

Вон, вдали, на закате пестрят

Колокольни, дома и острог;

Однокашник мой там, говорят,

Вечно борется, жизни не рад…

И к нему завернуть бы я мог…

Поболтал бы я с ним хоть часок!

Хоть немного им прожито лет,

Да немало испытано бед…

Мчится, мчится железный конёк,

Сеет искры летучие вслед…

И. крутя, их несёт ветерок

На росу потемневшей земли,

И сквозь сон мне железный конёк

Говорит: «Ты за делом, дружок,

Так ты нежность-то к черту пошли»…

Сколько их, бедолаг- разночинцев, заступников народных, на Руси святой!..

Первый поезд в Подстепье, из Ряжска на Козлов, прогремел-просигналил в начале сентября 1866 года. На строительство

«чугунки» снаряжались сотни подвод.

Грунтовые дороги России весной и осенью представляли собой жутчайшее зрелище. Лошади выбивались из сил. Выбравшись из песка, попадали в море разливанное раскисшей глины.

В Грязях (теперь это - крупная железнодорожная станция) произошёл конфуз с самим Петром Великим. В раскисшем чернозёме основательно увязла царская карета. Земляная жижа коварно скрывала камни, пни, выбоины-ловушки.Только артельные усилия местных мужиков помогли движению самодержца в сторону корабельного Воронежа. «Грязи так грязи…» – императорское слово, как уверяла крылатая былина, нарекло будущую точку на российской стальной магистали.

Чугунка ускоряла продвижение грузов. Раньше от того же Воронежа до Москвы одноконной подводе требовалось 10-15 суток. Пара волов тащила повозку до белокаменной где-то двадцать суток. От Воронежа до Ростова на лошадях добирались 20-30 дней, на волах же – все сорок дней. Даже на почтовых трактах, которые были более-менее в приличном состоянии, скорость перевозки пассажиров – около десяти вёрст в час. По воде же – ещё медленней…

Экономический анализ, конечно же, был не в пользу «традиционного» передвижения. Ни одна отрасль не находится в такой тесной взаимозависимости с хозяйственной жизнью народа, как перевозки. Никудышние дороги наносили огромный вред внутренней торговле и потребителю.

Вызревало понимание того, что развитие общества, движение общества вперёд находит своё отражение в развитии транспортных средств и связей. Крепостное хозяйство, конечно же, по характеру всей своей экономики задерживало развитие новых видов транспорта. По мере расширения товарных капиталистических отношений проявлялась необходимость в более развитых и более совершенных путях сообщения. Средняя скорость перевозки грузов превзошла скорость движения по гужевым дорогам в 6-10 раз. Пассажиры же по стальным рельсам стали передвигаться в четыре-пять раз быстрее, чем по почтовым трактам.

Как это у Афанасия Фета?

…Мы через дебри и овраги

На змее огненном летим.

Он сыплет искры золотые

На озаренные снега…

И серебром облиты лунным,

Деревья мимо нас летят,

Под нами с грохотом чугунным

Мосты мгновенные гремят

Железнодорожные мастерские в Воронеже, Орле, Белгороде, Борисоглебске. Механические и чугунолитейные заводы, связанные с «чугункой». Промыслы: овчинный, обозный, бондарный, шерстеваляльный, сапожный. Предприятия по переработке сырья растительного происхождения.

21 сентября 1878 года общество Козлово-Воронежско-Ростовской железной дороги открыло Воронежское и Новочеркасское технические железнодорожные училищаю Устав разъяснял задачи учебных заведений данного типа: «…суть технические открытые учебные заведения для доставления необходимого образования лицам, предназначенным к исполнению на железной дороге технических железнодорожных второстепенных обязанностей, как-то: машинистов, дорожных мастеров и т. п.».

«Хождение в народ» охватывало различные линии: Москва-Ростов, Донбасс, Лиски-Поворино, Липецк, Грязи, Богоявленск-Челновая, Рамонь, Графская, Анна, Мордово – Эртиль, Тамбов, Поворино. Обосновавшись на станциях, участники «хождения» налаживали контакты с окрестными селениями. Встречаясь, делились опытом, впечатлениями. Звучали «степные» названия, омонимы, топонимы, гидронимы: Красивая Меча, Сосна, Снова, Черная Калитва, Богучар, Хворостань, Битюг, Осередь.

Слышались раскаты «стенькина грома» («Кто скажет буре: стой на месте?»). В 1870-х бастовали строители, прокладывавшие железную дорогу. Рабочие на трассе от Лисок до Евстратовки (Россоши) потребовали выдать им деньги, самовольно удержанные подрядчиком из их заработка. Экономические забастовки постоянно вспыхивали на участках строительства дороги Воронеж-Ростов. В июне 1879-го,например, более 700 человек закрыли движение поездов в Воронеж и из Воронежа. Неспокойно было на Елецком, Лискинском, Грязинском, Борисоглебском узлах.

Георгий Плеханов и его соратники готовили листовки, адресованные «Славному Войску Донскому», пролетариям-железнодорожникам, призывая их дружной энергичной борьбой добиваться свободы слова, печати, свободы собраний, союзов и стачек, неприкосновенности личности и жилища, равенства всех перед законом, добиваться участия в законодательстве страны, добиваться политической свободы.

Вот и на этот раз на Дону то там, то сям вспыхивали волнения по поводу введения новых правил пользования общественными лесами. Плеханову (тогдашнняя подпольная кличка «Орёл») было поручено возглавить выступления казачества. В помощь ему ( для организации боевых дружин) был направлен А.Д. Михайлов.

Однако «вспышки» быстро гасли. Плеханова и Михайлова ждало разочарование. Друзья-пассионарии недоумевали: - Что это за люди? Нет характеров, нет темперамента, на словах на всё готовы, а как к делу подходит вплотную – на попятный двор и в подворотню… Суждены нам благие порывы, но свершить ничего не дано…

* * *

…Над светлым Доном, над тихим Доном-Ивановичем испокон веков плыли , наполняя тревогой бурные ночи, высветляя вешнюю радость, перекликаясь с поднебесными кликами улетающих стай журавлиных, смиряя сердце думой о сторонке родной, придонской-воронежской, приокской, плыли-наплывали звоны колокольные:

- Донн… донн… донн…

Как бы кликали колокольные звоны эти, как бы величали

реку русскую, реку былинную:

- Донн… донн… донн…

Вечерние звоны. Ночные звоны-всполохи. Утренние малиновые

перезвоны. Дневной благовест, к светлой молитве располагавший:

- Донн… донн… донн…

-

Донские и окские колокольные звоны эти вплетались в музыку степей,

музыку зорь и рассветов, музыку сердца, музыку души человеческой…

Не сохами-то славная землюшка наша распахана…

Распахана наша землюшка лошадиными копытами,

А засеяна славная землюшка казацкими головами,

Украшен-то Тихий Дон иротами,

Наполнена волна в Тихом Доне отцовскими,

материнскими слезами.

Ой ты, наш батюшка Тихий Дон!

Ой что же ты, Тихий Дон, мутнехонек течешь?

Ах, как мне Тихому Дону, не мутно течи!

Со дна меня, тиха Дона, студены ключи бьют

Посеред меня, тиха Дона, бела рыбица мутит

…………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………….

Блеща средь полей широких,
Вон он льется!.. Здравствуй, Дон!
От сынов твоих далеких
Я привез тебе поклон.

Как прославленного брата,
Реки знают тихий Дон;
От Аракса и Евфрата
Я привез тебе поклон.

Отдохнув от злой погони,
Чуя родину свою,
Пьют уже донские кони
Арпачайскую струю.

Приготовь же, Дон заветный,
Для наездников лихих
Сок кипучий, искрометный
Виноградников твоих. А.С. П У Ш К И Н. «Д О Н».

*******************************************************

Имя Пушкинского Дом В Академии наук!
Звук понятный и знакомый,Не пустой для сердца звук!
Это - звоны ледохода На торжественной реке, Перекличка парохода С пароходом вдалеке, Это - древний Сфинкс, глядящий Вслед медлительной волне, Всадник бронзовый, летящий На недвижном скакуне. Наши страстные печали
Над таинственной Невой,Как мы черный день встречали
 Белой ночью огневой.
 
Что за пламенные дали Открывала нам река!
Но не эти дни мы звали, А грядущие века.
Пропуская дней гнетущих Кратковременный обман,
Прозревали дней грядущих Сине-розовый туман.
 
Пушкин! Тайную свободу Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду, Помоги в немой борьбе!
Не твоих ли звуков сладость Вдохновляла в те года?
Не твоя ли, Пушкин, радость Окрыляла нас тогда?
Вот зачем такой знакомый И родной для сердца звук
Имя Пушкинского Дома В Академии наук.
Вот зачем, в часы заката Уходя в ночную тьму,
С белой площади Сената Тихо кланяюсь ему.

АЛЕКСАНДР Б Л О К. «Пушкинскому Дому».1921

**************************************************************

КОРЕНЕВЩИНО… КАПИТАНЩИНО… ЛЕБЯЖЬЕ… ХОМУТЦЫ…КАЛИКИНО… – Селения Русские …

«Липецкий Энциклопедический Словарь» уже вобрал в себя (от «А» до «К») десятки статей, эссе, фотосюжетов о городах и посёлках городского типа, сёлах, деревнях нашего региона. Читатели «ЛЭС», продолжая знакомство с родным Подстепьем (от «К» до «Я»), ещё заинтересуются историей многих поселений, как бы повторяющих трагическую и святую судьбу Отечества, государства Российского.

Включить в состав «ЛЭС» это Слово побудили меня два мотива. Первый из них: глава администрации одного из районов, прислав в редколлегию нашего энциклопедического Словаря справку о своем регионе (не будем называть его), представив весьма исчерпывающую экономико-хозяйственную статистику и фактуру, присовокупил итоговое заключение: «достопримечательностей в районе нет». Второй мотив: в научно-популярном издании, где упоминается и К А Л И К И Н О, сказано, что село это известно лишь свиной породой, выведенной его жителями. К сожалению, подобным образом явно ущербно аттестуются многие селения, якобы имевшие несчастье жить и быть в «империи зла», «тюрьме народов». Однако – так ли это?

…Листаем Словарь Брокгауза и Ефрона. Объективное, мудрое издание, где встречаются страницы удивительные, уникальные. Есть там, оказывается, информация о том же Каликине, что веками расквартировался на реках Воронеже, Слободке и Скромнее (родниковую речку эту каликинцы ласково именуют ещё Гусяткой).

Отливающий позолотой старинный фолиант свидетельствовал о боевом быте минувших времён: осадные дворы, рвы, потайные подземные ходы, погреба и житницы с хлебом на случай осады. Окрестных жителей защищала Лебедянь-на-Дону. Мужествовал город Добрый. Шли годы… В Лебедянском уезде словарь Брокгауза и Ефрона называет несколько крупных сёл. Крупнейшее из них – Каликино, насчитывавшее в девятнадцатом веке 77110 жителей. Второе по числу жителей село ДОБРОЕ (4960), затем – КУЙМАНЬ (4289).

Каликино же не раз упоминается в художественной литературе. Особенно тепло и задушевно отзываются о Каликине в «охотничьих» очерках. Каликино, Махоново, Доброе, Панино, Кореневщино, Капитанщино, Большой и Малый Хомутцы, Борисовка, Лебяжье, Крутое, Гудово, Волчье, Кривец… Тенистый и туманный Воронеж. Впадающие в него многочисленные родниковые и полевые РЯСЫ. Помню: говаривали весной: «РЯСЫ ПРИШЛИ!». Это значило: мощно прибавил в вешних водах Воронеж; многометровой толщей полой воды покрылись заливные луга.

Позднее в архивах, «губернских ведомостях», хранилищах интриговали воображение факты: о найденных в окрестностях останках доисторических животных, здешних умельцах-мастерах, лютых сечах, невзгодах-нашествиях, людях былинной силы, чести и достоинства…

…Обнаружились уникальнейшие материалы, связанные с ПУШКИНЫМИ… Прародина Александра Сергеевича Пушкина… Пушкинское Подонье… Пушкинское Приворонежье…

1.0x