Авторский блог Леонид Масловский 14:23 1 февраля 2020

Кольцо окружения Ленинграда не замкнулось

Ленинград никогда не был в полной блокаде. Время частичной блокады составляло не 900, а 500 дней.

В октябре 1941 года 7-я армия под командованием К.А. Мерецкова после 3-х месячных боёв и отступлений остановила финнов, усиленных немецкими войсками на реке Свирь с восточной стороны Ладожского озера, не дав им соединиться с немецкими войсками и полностью замкнуть кольцо окружения Ленинграда. Не пропустили финнов с немцами и к Вологде со стороны Онежского озера. В декабре 1941 года немцы были выбиты из Тихвина, и наши войска полностью очистили железную дорогу Тихвин – Волхов, резко улучшив снабжение города.

После этого железнодорожники проложили ветку железной дороги до самого Ладожского озера, и грузы из вагонов стали разгружаться прямо в кузова грузовых автомобилей, которые по льду озера и дальше по автомобильным дорогам доставляли грузы в Ленинград, что позволило значительно повысить нормы питания жителей города и бойцов Ленинградского фронта, а также улучшить снабжение войск оружием и боеприпасами.

А. М. Василевский писал: ««Днём и ночью непрерывным потоком… шли в Ленинград автомашины, гружённые продуктами питания, медикаментами, топливом, техникой, боеприпасами, а обратными рейсами увозили женщин, детей, стариков, раненых и больных». Но Василевский не указал, сколько всего человек было вывезено из Ленинграда в 1942 году.

На этот вопрос ответил К. А. Мерецков, который написал в своей книге: «Ещё до весенней (весны 1942 года – Л. М.) распутицы на Ладоге в Ленинград доставили… более 300 тысяч тонн всевозможных грузов и вывезли оттуда около полумиллиона человек, нуждавшихся в уходе и лечении». Вывозить людей и доставлять грузы продолжали во все остальные месяцы 1942 года.

В навигацию грузы продолжали доставляться водным транспортом по Ладожскому озеру и при необходимости самолётами. Количество доставляемых грузов соответствовало возможностям водного транспорта озера, включая корабли Ладожской военной флотилии и в целом Северо-Западного речного пароходства. Зимой 1942 года грузы снова по льду озера везли на грузовых автомобилях и подводах в Ленинград.

В октябре 1942 года закончилась Синявинская военная операция. Но уже вначале декабря 1942 года Ставкой под руководством Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина было принято решение о подготовке новой военной операции по прорыву осады города вражескими войсками. Это была уже третья крупная наступательная операция Волховского и Ленинградского фронтов. До неё в Любанской и Синявинской военных операциях 1942 года не удалось восстановить связь Ленинграда со страной по суше.

28 декабря 1942 года Ставка Верховного Главнокомандования утвердила план проведения этой операции и присвоила ей скромное название «Искра», вероятно, подразумевая, что из искры возгорится пламя. «Замысел этой операции сводился к тому, чтобы встречными ударами двух фронтов - Ленинградского и Волховского - разгромить вражескую группировку в шлиссербургско-синявинском выступе, прорвать блокаду и восстановить сухопутную связь Ленинграда с центральными районами страны.

После тщательного рассмотрения всех вариантов было принято решение прорывать немецкие укрепления несколько севернее того места, где пытались их прорвать в период с 19 августа по 10 октября 1942 года при проведении Синявинской операции. «Это направление являлось самым сложным вследствие наличия здесь чрезвычайно мощных вражеских укреплений, но зато и самым коротким. Нам нужно было преодолеть всего 12-километровую полосу между Шлиссельбургом и Липками, или по шесть километров каждому из наших двух фронтов», - писал К. А. Мерецков.

Ленинградский фронт мог нанести встречный удар только в том месте, где ближе всего находились войска Волховского фронта. На более глубокую операцию у Ленинградского фронта не хватало сил, так как всё снабжение фронта и города осуществлялось по Дороге жизни, то есть по льду Ладожского озера. Немцы пытались перерезать дорогу, но у острова Сухо были разбиты.

Таким образом, пришлось планировать наступление на самый укреплённый немцами район шлиссельбургско-синявинского выступа. У немцев плотность войск на данном участке вдвое превосходила предусматриваемую их уставами. Но и Ставка смогла обеспечить на каждый километр фронта в среднем 160 орудий и миномётов. Это позволило нашим войскам создать необычайно высокую плотность огня, достаточную для разрушения немецких укреплений.

На участок наступления была перенацелена вся фронтовая авиация в составе 14-й воздушной армии генерал-майора И. П. Журавлёва. К операции также привлекалась авиация дальнего действия генерал-полковника А. Е. Голованова. Наступление наших войск поддерживал Балтийский флот и Ладожская военная флотилия.

12 января 1943 года началась авиационно-артиллерийская подготовка и длилась около 2-х часов, обрушив на немецкие позиции десятки тонн смертоносного металла. Наши войска перешли в наступление. Максимальное сопротивление враг оказывал в районе рощи Круглой. Весь день здесь шёл ближний бой, неоднократно переходивший в рукопашные схватки. К вечеру указанный узел сопротивления пал. 327-я дивизия за свой подвиг была переименована в Гвардейскую.

Именно об этой гвардии поётся в «Волховской застольной» песне, идущими от самого сердца словами.

Встанем, товарищи, выпьем за Гвардию

Равной ей в мужестве нет.

Тост наш за Сталина, тост наш за партию,

Тост наш за знамя побед.

Встанем и чокнемся кружками полными

Братство друзей боевых,

Выпьем за мужество павших героями,

Выпьем за встречу живых.

13 и 14 января были изолированы и отрезаны Липки и Рабочий посёлок №8. Все попытки свежих немецких соединений пробиться к ним из Мги не имели успеха.

Всего два, самых тяжёлых километра оставалось пройти нашим фронтам, чтобы прорвать блокаду. И они их прошли, умело и мужественно ведя бои. 18 января 1943 года войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились, связь Ленинграда со страной по суше была восстановлена.

Узенький коридор шириной 8-10 километров, примыкающий к южному побережью Ладожского озера, был очищен от врага и связал Ленинград со страной.

К. А. Мерецков восхищается мужеством и стойкостью наших солдат и офицеров. Именно миллионы героических поступков советских людей на фронте и в тылу обеспечили нам победу.

История Великой Отечественной войны имеет великое множество примеров массового проявления героизма. Даже возвращение многих, ещё до конца не излечившихся солдат из госпиталей в свои части в строй, часто в самое пекло, тоже является героическим поступком. Лежали бы себе в госпитале на белых простынях вдали от пуль, мин, снарядов и бомб. Нет. Они спешили на фронт защищать Родину. Они любили свою семью, свою Родину – СССР, своего вождя Сталина, свой народный строй, свой мирный труд, свою мирную жизнь, и то, что любили, защищали, не щадя самой жизни. В этой любви и кроется чудодейственная сила советского государства времён И. В. Сталина. Такого массового героизма не знала ни одна страна и ни одна армия мира.

К. А. Мерецков пишет и о героическом труде наших рабочих и инженеров: «Когда соединения Волховского и Ленинградского фронтов в конце января 1943 года поворачивали на юг, занимая позиции вдоль синявинского рубежа, в их тылу уже кипела работа: в коридоре севернее Синявина начали строить железную дорогу на Ленинград. За наступающими войсками двинулись железнодорожные бригады. Им пришло на помощь местное население, а затем фронты выделили на сооружение дороги ряд воинских частей…

На Неве воздвигли временный ледово-свайный мост, который соединил ветку с колеей от Чёрной речки к посёлку имени Морозова. Уже 2 февраля, как только с ремонтно-строительных дрезин были спущены и закреплены последние рельсы, прошёл пробный состав, а ещё через четыре дня по 36-километровой линии промчался грузовой поезд дальнего следования. Дорога победы – результат двухнедельного героического труда – вступила в строй». С этого момента из Ленинграда по железной дороге можно было доехать даже до Владивостока. Параллельно железной дороге были проложены дороги автомобильные.

«Уже через две недели после открытия железнодорожной трассы вдоль берега Ладожского озера хлебный паёк Ленинградцев сравнялся с московским. По карточкам выдавали мясо, сахар и крупу. На монетном дворе Петропавловской крепости чеканили медаль «За оборону Ленинграда» - одну из первых советских медалей военного времени…», - указано в альбоме главных документов В. О. войны. За две недели, конечно, огромный город и фронт не насытить продуктами питания до московских норм. Значит, и до этого ленинградский паёк незначительно отличался от пайка московского. Но сегодняшние СМИ пишут о голоде в Ленинграде в указанное время и о снятии блокады не в январе 1943 года, а в январе 1944 года, что не соответствует действительности.

Немцы начали обстреливать построенный участок железной дороги, но железнодорожники проложили ещё одну ветку железной дороги в более безопасном месте, а крупнокалиберная артиллерия обоих наших фронтов и орудия, снятые с кораблей Балтфлота, уничтожили немецкие батареи, и они замолчали.

Почти двенадцать месяцев войска фронтов вели то разгоравшиеся, то затухавшие боевые действия в направлении на станцию Мга, пытаясь расширить полосу освобождённой земли и не позволяя немцам вернуть отвоёванную родную землю. Но наши армии не имели сил, достаточных для прорыва обороны немцев. А Ставка выделить дополнительные войска не могла, так как основные резервы ушли под Сталинград и Курск, где решалась судьба всей войны.

В боях после прорыва блокады советская артиллерия и авиация не давали покоя немцам. А. Е. Голованов пишет, что немецкие войска в районе Синявино бомбардировались крупными группами самолётов массированно, что давало наиболее ощутимые результаты. Так, в одиннадцати налётах на этот район принимало участие 1299 самолётов только Дальней бомбардировочной авиации. Массировано бомбила немецкие войска и фронтовая авиация.

Таким образом, утверждения о том, что Ленинград находился в блокаде 900 дней, не соответствуют действительности. Ленинград находился в неполной блокаде 500 дней, а именно: с 8 сентября 1941 года, со дня захвата немцами Шлиссельбурга и прекращения сухопутного сообщения Ленинграда с Большой землёй, по 18 января 1943 года, когда доблестными войсками Красной Армии была восстановлена связь Ленинграда со страной по суше. Второго февраля 1943 года, как сказано выше, непосредственно в город Ленинград пошли поезда дальнего следования.

Но в СМИ упорно временем снятия блокады называют январь 1944 года, увеличив на год время отсутствия связи Ленинграда со страной по суше. Зимой 1944 года враг был изгнан из Ленинградской области, а блокада по суше была снята 18 января 1943 года, но фальсификаторов истории факты, правда, не интересуют. Главное для них – дискредитация Верховного Главнокомандующего и Председателя Совета народных комиссаров И. В. Сталина, Советской власти и русского народа.

1.0x