Авторский блог Сергей Сокуров 08:03 26 января 2017

Когда было ещё рано

Третий очерк истории  Руси-России-СССР

Шёл 1154 год от Рождества Христова. В монастырских хрониках за лето 6662 от Сотворения Мира по византийскому летоисчислению отмечено появление младенца в семье Юрия Долгорукого. Княжича нарекли Всеволодом. В свое время, еще в молодые годы, ему предстоит стать Великим князем Владимирским и сделать последнюю попытку перед нашествием орд Батыя сплотить под жесткой самодержавной властью если не всю Русь, то одну из нескольких, самую обширную, богатую населением, природными дарами. А пока три первые года его жизни проходят то в усадьбах мирной Залесской стороны, где о половцах знают лишь понаслышке, а мечи русы поднимают только друг на друга, то в Киеве, где недавно занял великокняжеский «стол» родитель Всеволода.

«Долгие» руки Юрия дотянулись наконец до лакомого куска на днепровских кручах. Княжение в городе, наречённом православными Мати городомъ Рускымъ, в глазах князей тех поколений соединялось со старейшинством в роду Рюриковичей. Поэтому, по смерти отца, заокскую страну и семью этой ветви потомков Владимира Святого возглавит старший брат Всеволода Андрей, который также добьется киевского княжения, стерев в пыль столицу своих предков. Неистовый драчун и себялюбец Андрей не останется в нелюбимом им Киеве, ставшим прибежищем торгашей, разврата и низкопоклонства перед сильными южными и западными соседями. Новый владелец развалин и пепелища вокруг Софии киевской сделает своей постоянной резиденцией Боголюбово, что под Владимиром. Оттуда будет усмирять своевластных бояр, пока те не покончат с покусителем на их древние права.

Но Андрей, обликом степняк, был Всеволоду братом сводным, сыном Юрия Долгорукого от дочери половецкого хана. Младшего же Юрьевича, Всеволода, родила «грекиня», византийская царевна Елена, которую пасынок Андрей ненавидел. Трехлетний брат с матерью был изгнан им на Дунай. Император Мануил Комен выделил племяннице четыре города в «кормление». Изгнанники подолгу гостили в Константинополе. Вот где Всеволод «в детстве перенял у византийских повелителей искусство расставлять сети, ссорить одних врагов с другими, переманивать их на свою сторону. По своему властолюбию он не уступал отцу и старшему брату Андрею. Но Боголюбский посылал полки на Киев и на Новгород, и они терпели поражения, а Всеволод осторожен был, исподволь готовил войска, предпочитал переговоры, мирные пути к осуществлению своих замыслов» (Г. Миронов. История Государства Российского. Кн. 1. М. 1991).

Андрей Боголюбский не только сердцем был привязан к Северу. Умом он понимал, что только здесь можно восстановить полноценное единое государство, поскольку Юг со своим «яблоком раздора», Киевом, истощит столько сил, необходимых для борьбы с конкурентами-рюриковичами и половцами, что их уже не останется для поддержания порядка к северу от Оки.

Теперь Залесская сторона уже не была тем малонаселенным привольем, как при Владимире Мономахе, когда две трети русского населения под сильной державной рукой теснились в долинах Днепра и его притоков. Забрал Бог последнего защитника русичей, и хлынули многотысячные толпы на север, подальше от стрел, сабель и арканов степняков. Ими было распахано плодородное Ополье. Началась интенсивная разработка железных руд, оживились речные, водные и сельские промыслы, расцвело ремесло. Каменное строительство достигло таких высот, что повторится только через три века. К двум древним городам - Ростову и Суздалю - прибавились десятки новых. Казалось, вся активная, жизнеспособная Русь собралась на новом месте, чтобы сделать попытку выжить. Вот такую Русь возглавил Всеволод, когда после братьев пришел его черед занять великокняжеский стол во Владимире-на-Клязьме.

Одной из самых действенных причин феодальных междоусобиц на Руси была старая, глубоко укоренившаяся система наследования княжеской власти, когда титул и права передавались от правящего лица не к старшему сыну, а старшему в роду - брату, племяннику, другим. При разросшейся династии неизбежная неразбериха в определении старшинства приводила к ссорам все более кровавым. Были даже очень ранние попытки разрушить эту порочную систему, пытался изменить ее и Боголюбский, однако новый порядок наследования мог укорениться лишь при согласованном перерождении, обновлении многих старых обычаев, не без силовых факторов со стороны властвующего лица, его единомышленников. При этом необходимо было достаточно времени, чтобы реформаторские идеи крепко засели в головах близких и подданных, пустили там крепкие корни.

Провидение отпустило Всеволоду многое: более трех десятилетий власти над удельными княжествами Северной Руси, авторитет у подданных всех рангов (от боярина до холопа), талант крупного государственного деятеля и полководца, умение терпеть и выжидать, хитрость, волю и «семейную дружину» - восемь сыновей и несчетно внуков. Не семья, а Большое Гнездо, точно подметят земляки. Эта приставка к имени останется на века, навсегда. Некоторые из сыновей и внуков унаследуют многие качества отца и деда, проникнутся его идеей владеть отчиной сообща.

Одного не учло само провидение - татар… Они появятся на юго-восточных рубежах Руси вскоре после того, как Всеволода опустят в склеп церкви в 1212 году, а сыновьям еще не настанет срок искать меж собой достойнейшего правителя. Тем не менее, семена успели попасть в благодатную почву, и было в них столько жизненной силы, что через сто лет, даже под гнетом золотоордынского ига, они взойдут в доме прямого потомка Всеволода, Ивана Калиты. Но пока в моём очерке Юрьевич жив. И мы ближе познакомимся с его делами, в которых открылся характер властителя Северной Руси.

Его отец Юрий Долгорукий, дед Владимир Мономах, прадед Всеволод (сын Ярослава Мудрого) были Великими князьями Киевскими. Других Великих князей на Руси в ту пору не было, хотя уже после Мономаха Залесская Русь (она же Ростово-Суздальская, позже - Владимиро-Суздальская) все больше освобождалась от политического влияния Киева, становилась по сути суверенной. «Самовластец» Боголюбский, приняв в разгромленном им Киеве титул Великого князя, как бы «увез» его в Боголюбово, в любимый Владимир-на-Клязьме - за Серебряные и Золотые ворота, к кафедральному Успенскому собору с культом Богоматери, в отличие от южного культа Св. Софии. Брата Глеба оставил княжить вместо себя на Днепре, также с титулом Великий. Однако потерпело неудачу его стремление установить гегемонию Владимирской земли над остальными землями Рюриковичей. Не хватало личных качеств, которыми природа и «византийское воспитание» наделили младшего сводного брата.

Всеволоду Большое Гнездо С. Соловьев дает такую характеристику: «Он был очень осторожен, не охотник до решительных действий, до решительных битв, которыми можно вдруг выиграть, но можно вдруг и потерять, уступчив в тех случаях, где видел успех неверный, но постоянен в стремлениях к достижению цели, а цель эта, как и у его потомков - приобрести как можно больше владений, усилить себя за счет всех других князей, подчинить их себе» (И. Заичкин, др., Русская история. М. 1992). Тридцатишестилетнее правление Всеволода Юрьевича стало для княжества Владимиро-Суздальского временем политического единства, несмотря на распри отдельных князей. В Европе появилось одно из крупнейших государств. Его самодержавный и полностью суверенный властелин оказывал влияние на политику Новгорода Великого, вмешивался активно в южнорусские дела, добился влияния на Киев, Чернигов, Рязань, Галич, ослабляя их раздорами. В «Слове о полку Игореве» говорится, что Всеволод может веслами Волгу расплескать и Дон шеломами вычерпать. При этом Великий князь Владимирский опирался на горожан и на новый служилый класс - дворян, которым платил за службу землей и серебром.

Все черты характера этого полу-византийца - полу-русского, приемы его политики проявятся и будут наследоваться в потомках Ивана Калиты, в их семейном и общерусском деле возрождения Руси.

Но действительно, ни общество, ни сама история еще не созрели до Всеволода. Он появился слишком рано, предтечей великих собирателей общерусской земли. Но какая яркая фигура! И прозвище под стать ей - Большое Гнездо! Теперь мы можем подправить мнение современников великого князя: Большое Гнездо - это не только его семья. Это - вся РОССИЯ.

***

Я, автор этого очерка, задумался над мистическим повторением Русской Судьбы. Пройдёт 25 лет после смерти князя Всеволода, и рухнет под ударами монгола-завоевателя его уже впечатляющее своими размерами и качеством строение. Минует 705 лет, и новая (внутренняя теперь) тёмная орда, ведомая неистовым монголоидом (по внешним расовым признакам) симбирской степи, соберёт распадающуюся Русь, но надорвётся в непосильной работе, не удержит захваченное и, спустя 75 лет, уже так уронит с небывалой высоты, что уцелевший осколок только и можно будет совместить с царством первого из Романовых и, глядя на него, мечтать о «Большом Гнезде». А может, и трудиться? Орда ещё шевелится в тёмных углах русской души.

1.0x