Сообщество «Форум» 11:38 25 августа 2018

Княжна Тараканова

Историческая небылица

КНЯЖНА ТАРАКАНОВА

Увидел в Интернете рекламу: «Шедевры К. Флавицкого в вашем доме», картина «Княжна Тараканова» - стоимость 289 рублей.

На какой интеллект это рассчитано? Вы бы повесили у себя дома такую картину, чтобы наблюдать долгие годы, как карабкаются крысы на постель, красивой женщины, спасаясь от большой воды…

Репродукцию картины «Княжна Тараканова» К.Д. Флавицкого я помню с военного детства. Она была на картонке, к которой крепился отрывной календарь-численник, что висел на стене, рядом с чёрной тарелкой радио, которое никогда не выключалось, ибо ждали сообщений с фронта. Пугала меня эта картинка, но вынужден был лицезреть её в течение года. Голодное и холодное время, буржуйка, военные страхи, а тут ещё мученья молодой женщины. С тех пор я приобрёл стойкую неприязнь от всякой неправды, от ненужности людских страданий…

Помню ещё один численник, с картинкой - испуганные «Дети, бегущие от грозы», художника К.Е. Маковского.

Сюжет из русской истории

В основу картины положено событие полулегендарного характера. Таракановыми назывались незаконнорождённые дети Елизаветы Петровны и её фаворита графа Разумовского. Точных исторических сведений об этих детях нет. Ходили слухи, что в одном из монастырей, жила монахиня «в миру», носившая фамилию – Тараканова, оказывались ей большие почести, и находилась она под постоянной охраной. Однако героиней картины Флавицкого явилась не эта женщина, а самозванка, претендовавшая на русский престол при Екатерине Великой. Многие помнят двухсерийный фильм «Царская охота», который снимался по этому сюжету.

В начале 70-х годов ХУШ века в Италии проживала дама, называвшая себя дочерью Елизаветы Петровны. На Западе её стали, говоря современным языком, раскручивать, как законную претендентку на русский престол. Екатерина П без всякого шума и огласки решила захватить самозванку, проживающую в чужих краях, и вывезти её в Россию. Для исполнения столь пикантного дела был призван граф Алексей Орлов, преданность и находчивость которого были ей хорошо известны.

Из письма графа Орлова к императрице: «…Признаюсь, что оное дело исполню с возможной охотой, лишь бы угодить Вашему Величеству…». Алексей Орлов отправился на корабле в Италию, городок Ливорно, где проживала самозванка. Он нашёл её, сблизился с ней, и как утверждают современники, влюбился в неё. Говорили, что ради неё граф покинул русскую красавицу Давыдову, которая жила в Пизе, и с которой он был в самых близких отношениях. Влюблённость графа в самозванку не помешала ему привезти её в Россию и выдать Екатерине П.

«Самозваную принцессу» заточили в Петропавловскую крепость, где она и умерла от чахотки в 1775 году. Утверждают, что она успела родить от графа Орлова сына, которого крестили, якобы, генерал-прокурор князь Вяземский и жена коменданта крепости – госпожа Чернышева. Сын получил фамилию - Чесменский, по титулу графа Орлова. Титул Чесменский А.Орлов получил в память Чесменской победы над турецким флотом, в день празднования Кучук-Кайнарджинского мира, заключённого с Турцией.

Побочный сын графа Алексея Григорьевича Орлова – Александр Алексеевич Чесменский дослужился до чина бригадира. Кто его мать, так и осталось загадкой.

Известно так же, что в 1775 году приняла постриг некая княжна Тараканова, и под именем Досифея, провела остаток дней в Московском Ивановском монастыре.

Ей оказывались большие почести… Умерла Досифея в 1810 году.

Художник К.Д.Флавицкий

Скудные сведения сохранились о Константине Дмитриевиче Флавицком (1830-1866гг). Родился он в Москве в семье чиновника. Мальчик вскоре осиротел и провёл семь лет в воспитательном доме для бедных детей. С раннего детства проявились у него способности к рисованию. Юношу определили пенсионером Общества поощрения художников, что позволило ему, затем поступить в Академию художеств в Петербурге. Учился он в классе профессора Ф.А.Бруни. Это была академическая школа классицизма, которая шла в колее европейской художественной культуры. Профессора Императорской академии не признавали никаких отступлений от «чистого» искусства, то есть от изображения мифических или историко-религиозных сюжетов.

Первая картина Флавицкого «Христианские мученики в Колизее», хранящаяся в Русском музее, создана в 1862 году; успеха она не имела. Дело в том, что в 60-е годы ярко проявило себя поколение художников почвенников, художников – обличителей. Предшествовала этому явлению реалистическая живопись Павла Андреевича Федотова. Ни один художник до него не рисовал с натуры с такой жадностью и самозабвением. Явилась прямо-таки страсть и жажда наблюдений. Многим памятны его бытовые сцены: «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Анкор, ещё Анкор»… Эти небольшие по размерам картины открыли действительную сторону жизни, со всеми её недугами: тоской, ханжеством, отчаянием…

Появились художники, которые сделали своей программой мысль Н.Г. Чернышевского об искусстве – как учебнике жизни. Они обличали, клеймили самодержавную власть. Василий Григорьевич Перов рассказывал в своих полотнах о горькой судьбе детей бедняков, тяжёлой жизни русских женщин, обличал духовенство. Его картины: «Тройка», «Проводы покойника», «Утопленница», «Последний кабак у заставы» - это скорбь людей не знающих в жизни радости, обречённых на жалкое существование. Это даже не сатира, а гневный протест. Видимо поэтому, о первой картине Флавицкого Крамской сказал, что она «театральна и лишена самостоятельного отношения к действительности».

Через два года художник пишет «Княжну Тараканову», которая приносит ему большую известность. Флавицкий изобразил на полотне мрачную тюремную камеру; хлынувшая вода заполняет её, крысы карабкаются на постель, спасаясь от потопа. Жуткая сцена… Восторженно встретил картину художественный критик В.В. Стасов, назвав её «чудесной… и славой нашей школы». Картина вписывалась в ещё робкий обличительный хор противников самодержавия; он обретёт реальные черты к 80-м годам, когда бомбисты будут покушаться на Александра П, когда интеллигенция провозгласит борьбу за «Свободу личности»…

Лозунг – аналогичный о «Правах человека». Понять не возможно, какая свобода была нужна личности Х1Х века, и какие такие вожделённые права нужны человеку, вернее интеллигенции, века ХХ1(?), когда отобрали все очевидные права, завоёванные социализмом…

История требует трепетного отношения

Возвращаясь к сюжету картины «Княжна Тараканова», нужно коротко сказать о судьбе графа Алексея Григорьевича Орлова (1737-1807). Он много полезного сделал для Отечества. «Графу Орлову одолжена я частью блеска моего царствования…» - говорила Екатерина П. Осыпанный почестями и наградами он, однако в возрасте 38 лет, в расцвете сил, получил отставку. На отчуждённость братьев Орловых повлиял новый фаворит Екатерины П – Григорий Потёмкин.

Граф Алексей Орлов так и не возвратился ко двору. Он удалился в свои подмосковные имения: Отрада, что на реке Лопасня и село Остров, на правом берегу Москвы реки. В селе до сих пор сохранилась церковь Преображения Господня – жемчужина русской архитектуры ХУ1 века. Храм, построенный из белого камня, поражает красотой своих кокошников. В семи ярусной пирамиде храма – их насчитывается 144! На высоком холме, среди лугов, граф выстроил большую усадьбу и заложил огромный парк. Напротив, через речку виден Преображенский собор Николо-Угрешского монастыря. Всё это в трёх километрах от Московской кольцевой дороги.

В селе Остров был заложен первый конный завод графа Орлова – первый на Руси, который стал колыбелью орловской породы лошадей.

«Серебристо-белого жеребца аравийских кровей, Алексей Орлов отправлял в Россию не морем, нет! Его вели сухопутным путём, вольготно, с остановками на отдых и уход, откармливали на сочных лугах… Вели целый год, при многочисленной и сильной охране. Этот рысак дал начало всей знаменитой породе…». Но в нашем климате лошади стали болеть и гибли. Тогда граф перевёл свой конный завод в Воронежскую губернию.

Большую часть времени граф жил в Москве, в усадьбе у Калужской заставы. Нескучный сад, ЦПКиО – бывшие владения графа Орлова. Современники упоминают о его роскошной жизни, знаменитых на всю Москву балах. Славился граф и благотворительностью; отмечали в неё стремление «не казаться, а быть добрым».

В 1782 году, в 45 лет, граф женился на Авдотье Николаевне Лопухиной. Через три года у них родилась дочь Анна. Брак был недолгим, Авдотья Николаевна скончалась в возрасте 24 лет, вскоре, после рождения второго ребёнка – сына Ивана, который умер в 4-х летнем возрасте.

После смерти жены утешением графа стала его дочь Анна. Граф дал ей прекрасное образование; юная красавица вызывала всеобщее восхищение.

В царствование Павла 1, Орлов оказался в опале и вынужден был уехать с дочерью в Лейпциг. Вернулись они в Россию в 1801 году. В Нескучном саду вновь возобновились пышные пиры, а вблизи Донского монастыря устраивались конные бега.

Неминуемо надвигалась старость… По свидетельству митрополита Платона, граф Алексей Орлов скончался в Рождество 1807 года. Историк Данилевский свидетельствовал: « Достоверно известно, предсмертные муки графа были особенно невыносимы. Чтобы на улице не было слышно ужасных стонов и криков умирающего «исполина века», домашнему оркестру приказано было играть, как можно громче…». Отпевали графа Орлова в Ризоположенской церкви, что на углу Донской улицы и сегодняшнего Ленинского проспекта. Церковь никогда не закрывали и сегодня она пользуется любовью у москвичей.

Со смертью графа Орлова умерли и его тайны. Кто была та дама, которую он пылко любил и привёз в Россию? В роду Орловых очень много мистики и загадок, но то отдельная большая тема… Недаром вся жизнь дочери графа Анны Алексеевны Орловой-Чесменской сопровождалась жаждой непрерывного покаяния, «как будто на её плечах лежал тяжёлый груз всей прошлой жизни отца!..», прожила она всю жизнь в одиночестве.

Нельзя предавать любимых и любящих…

1.0x