Авторский блог Александр Маслов 00:00 5 июня 2018

Ключ к замку

визит президента России в Австрию

Накануне своего визита в Австрию Владимир Путин ответил на вопросы ведущего австрийской телерадиокомпании ORF Армина Вольфа. Такая "информационная артподготовка" к событиям повышенной важности, особенно — в двусторонних отношениях нашей страны с её внешнеполитическими партнёрами, стала уже традиционным инструментом в дипломатическом рабочем арсенале президента РФ.

В последнее время Путин резко ограничил свои зарубежные поездки, и предстоящая встреча с федеральным канцлером Австрии Себастьяном Курцем является, скорее, исключением, подтверждающим общее правило. К тому же, сообщается о беспрецедентных мерах безопасности, которые будут предприняты в Вене, включая частичное закрытие и патрулирование воздушного пространства, ограничения уличного движения и т.д.

Не нам судить, насколько обоснованы все эти мероприятия, но очевидно одно: тот уровень ненависти к российскому лидеру, который "по нарастающей" демонстрируют многие западные политики и "силовики", вплоть до угроз физической ликвидации, игнорировать нельзя. Мы помним о той "охоте", которую вели западные спецслужбы и другие правительственные структуры против Фиделя Кастро (неудачную, но с несколькими сотнями попыток покушения), Уго Чавеса, Саддама Хусейна, Муаммара Каддафи и других неугодных им политических фигур. Но ни один из этих выдающих политиков, в отличие от Путина, не воспринимался как смертельно опасная угроза самому существованию "коллективного Запада". Последним таким "воплощением Зла (с большой буквы)" для этих "хозяев мира", если не ошибаюсь, был Иосиф Сталин. Так что "бережёного Бог бережёт".

Но ясно, что риски, и немалые, налицо, а значит — посещение Вены имеет мотивацию, которая перевешивает эти риски. Проливает ли свет на эту мотивацию состоявшееся путинское интервью?

Не исключено, что ключ к этому замку содержится в следующей фразе президента России: "Благодаря нашему сотрудничеству Баумгартен, а значит — и Австрия, стал самым крупным в Европе газовым хабом". Действительно, в 2017 году, отмеченном рекордным экспортом Газпрома "голубого золота" в Европу (193,9 млрд куб. м, что на 14,6 млрд куб. м, или на 8,1% превышает предыдущий максимум 2016 года) только через этот газораспределительный комплекс было прокачано свыше 40 млрд куб. м, или почти 20% всех поставок, с общей "ценой вопроса" (при средневзвешенных 196,7 долл. за тысячу "кубов") почти в 7,9 млрд долл. Данный маршрут работает с сентября 1968 года, то есть на протяжении почти полувека. Понятно, что за это время вокруг него сложилась определённая технологическая и финансовая инфраструктура.

Но проблема в том, что путь к Баумгартену лежал и лежит через Украину. А теперь, с реализацией альтернативных, в обход "майдануто незалежной" территории, проектов газопроводов — таких как "Северный поток-2" и "Турецкий поток", — планируемой совокупной мощностью 110 млрд "кубов" ежегодно, поток "голубого золота" из России в Австрию рискует стать едва заметным ручейком, а то и полностью пересохнуть, что неминуемо должно сказаться на отношениях между Москвой и Веной. Видимо, эта проблема окажется одной из центральных в повестке дня предстоящих российскому президенту переговоров в столице бывшей империи Габсбургов.

Но это только "первый слой" путинского визита. Не исключен вариант, при котором Себастьян Курц будет далеко не единственным и далеко не главным участником этих переговоров. Ведь следующим важным в смысловом отношении моментом интервью для ORF был ответ на вопрос об отношениях по линии Россия — ЕС и заинтересованности Кремля в расколе Евросоюза. В этой связи Путин сформулировал свою позицию так: "У нас нет никаких целей что‑либо и кого‑либо разделять в Евросоюзе. Мы, наоборот, заинтересованы в том, чтобы Евросоюз был единым и процветающим, потому что Евросоюз — наш крупнейший торгово-экономический партнёр. И чем больше проблем внутри Евросоюза, тем больше рисков и неопределённостей для нас самих… У нас торговый оборот со странами Евросоюза сейчас почти 250 миллиардов. Он упал в два раза, был — 400 с лишним миллиардов. Так… зачем нам раскачивать Евросоюз: нести какие‑то дополнительные убытки, издержки либо недополучать возможную выгоду от сотрудничества с Евросоюзом? Наоборот, нужно наращивать взаимодействие…"

Ясно, что в этом, пока только предполагаемом, диалоге европейские политики, используя всю "санкционную" риторику: от "аннексии Крыма" до "дела Скрипалей", — попытаются обеспечить себе максимально выгодные стартовые позиции; и всё это также прозвучало в ходе данного интервью 4 июня. Впрочем, как и достаточно жёсткая реакция российского президента на попытку подобного информационного шантажа.

1.0x