Сообщество «Форум» 21:49 22 декабря 2018

Классификация гипербол в романе Виктора Гюго "Отверженные"

23 вида гипербол и тема революционной борьбы

Где-то в Интернете я нашла сочинение на тему «Гиперболы и контрасты в романах Гюго», но смогла открыть только первую страницу этой работы, поэтому буду писать о своих собственных наблюдениях.
В романах Гюго «Отверженные» и «Девяносто третий год» я выделила 23 вида гипербол. Это : 1) гипербола, выраженная одним словом; 2) гипербола, образованная при помощи повтора однородных членов предложения; 3) гипербола, образованная наслоением простых предложений (на одну и ту же тему) в сложном предложении; 4) гипербола, образованная повтором действий (героев, героя или природы);
5) гипербола, сосуществующая совместно с контрастом; 6) гипербола, сосуществующая совместно с метафорой; 7) гипербола, сосуществующая совместно с контрастом и метафорой; 8) гипербола какой-либо черты характера, создаваемая при помощи многостраничных описаний его жизни; 9) гипербола, созданная даже введением целой главы в повествование (кажется, что написано много страниц, но никакого действия при этом не происходит, а во время чтения некий образ стал гиперболой); 10) гипербола, доведённая до символа; 11) гипербола с метафорами и повторами однородных членов предложения; 12) гипербола с метафорами и повторами однородных членов предложения, сосуществующая совместно с контрастом; 13)гипербола, образованная сравнением; 14) гипербола, образованная множеством развёрнутых определений; 15) гипербола, образованная повтором одних и тех же слов, или почти тех же; 16)гипербола, сосуществующая совместно с контрастом и повторами однородных членов предложения;17) гипербола, образованная сравнением, с присутствием контраста; 18) гипербола, образованная цифрами;19) гипербола, образованная страшным словом и ещё более страшным; 20) гипербола, построенная на абсурде; 21) гипербола, созданная при помощи юмора; 22) гипербола, созданная при помощи стихов или песен; 23) «большая» гипербола.
Если говорить о контрастах, то, в первую очередь, надо упомянуть контрастные пары героев, по принципу: плохой – хороший. Только при рассмотрении подобных пар всё оказывается гораздо сложнее.
Во - вторую очередь, надо говорить о контрастах при изображении всего. Да, да, именно всего! И в природе – контрасты, и в характерах, и во внешности, и в поступках.
«Claude Gueux(Клод Ге -Н.Д.), короткая документальная история о реально существовавшем убийце, казнённом во Франции, увидела свет в 1834 году и впоследствии была расценена самим Гюго как предвестник его великолепной работы о социальной несправедливости — романа–эпопеи «Отверженные» (Les Miserables) (№25).
Над романом «Отверженные» Виктор Мари работал почти 25 лет. За это время многое изменилось в его жизни.
«Замысел романа из жизни низов возник у писателя ещё в начале его творческого пути: с 1823 г. Гюго собирал сведения о быте каторжников» (№13, стр.374).
Начиная этот роман, писатель ещё находился под влиянием христианского социализма, но, «вернувшись к роману в изгнании, Гюго уже не мог удовлетвориться проповедью нравственного совершенствования: теперь в роман «Отверженные» вошла тема революционной борьбы против зла» (№12, стр.135). В окончательной редакции роман был опубликован в 1861 г. Автор считал, что его творение будет полезно для разрешения трёх основных проблем его века. Это: «угнетение мужчины, принадлежащего к классу пролетариата, падение женщины по причине голода, увядание ребёнка вследствие мрака невежества…» (№13, стр.7).
С.Р.Брахман считает, что «романы зрелого Гюго отличаются от классической формы романа бальзаковского типа. Это романы-эпопеи» (№12, стр.134). За конкретными жизненными вопросами , живыми образами людей, увлекательным сюжетом «всегда стоит вопрос о судьбах народа, человечества, морально-философские проблемы, общие вопросы бытия»(№12, стр.134).
Хочу заметить, что и действие самого романа также продолжительно. В нём упоминается и 1815 год, и 1830. А за это время произошла масса исторических событий, это и, прежде всего, в июне 1815 года битва при Ватерлоо, которой посвящено много страниц романа, и неописанное в романе, но происходившее в реальности: создание Священного союза, и освободительная война в Греции (1821-29 гг.), и революция в Неаполитанском королевстве и Пьемонте (1820 – 21гг.), и революция в Испании (1820-23 гг.) . И жестокое подавление этих революций интервенцией. Возможно, что и большой исторический промежуток также повлиял на то, что роман превратился в эпопею.
«Не случайно Гюго стремился объединить свои произведения в большие циклы; в 1860-х годах он стал рассматривать «Отверженных» как вторую часть трилогии, первую книгу которой должен был составлять «Собор Парижской богоматери», а последнюю – «Труженики моря» (1866)»(№12, стр.134).
Литературовед Евнина так пишет о романе «Отверженные»:
«Романы Гюго открыто тенденциозны. Автор сам говорит в “Отверженных”, что его книга не простая зарисовка событий, что она включает в себя определенную тенденцию. Видя мир в резких контрастах, в постоянном движении от злого к доброму, он пытается не только запечатлеть, но и проповедовать это движение, активно содействовать ему своим словом. Поэтому он прямо и резко выявляет свое авторское отношение к событиям и персонажам. У него действуют абсолютные праведники, типа епископа Мириэля из “Отверженных”, или абсолютные злодеи, типа Баркильфодро из “Человека, который смеется”. Как и “Легенда веков”, его романы представляют собой жестокое сражение добрых и злых сил, и не только во внешнем мире, но и в душах героев. Романическая фабула “Отверженных” в большой своей части построена на именно такой грандиозной борьбе в душе Жана Вальжана, борьбе, которая сравнивается с ураганом, землетрясением, поединком гигантов. Жан Вальжан не только выигрывает эту битву со своей совестью, но становится своего рода гротеском величия (“Все, что есть на свете мужественного, добродетельного, героического, святого, — все в нем”, — объявляет Мариус, который лишь в конце романа познаёт величие души этого человека из народа, бывшего каторжника, ставшего “святым”).
Романы Гюго — это всегда романы больших и благородных чувств и великодушных поступков, как поступки того же Жана Вальжана, или подвиг маленького Гавроша на революционной баррикаде...
Таким образом, гуманист Гюго и проповедует добро, великодушие, истину, как он ее понимает, в самой сюжетной ткани своих романов. Он, кроме того, свободно врывается в эту сюжетную ткань с авторскими отступлениями, добавлениями, оценками, суждениями, вопросами и ответами “вслух”. В этом смысле его авторская манера откровенно лирична и публицистична. Он высказывает по ходу дела свою оценку Великой французской революции, которую он считает могучим и благороднейшим движением, “исполненным доброты”. Он со страстью отстаивает на примере Жана Вальжана свои нравственные воззрения, состоящие в том, что в душе человека есть божественная основа, искра, которую добро может воспламенить и превратить в лучезарное сияние. Подобные патетические, философские, исторические и политические отступления составляют одну из достопримечательностей романов Гюго, их несомненное богатство» (№28).
С.Брахман считает, что творческий «метод Гюго заключается в том, чтобы вскрыть светлое, заложенное в безобразном» (№9, стр.566), а Е.Г.Петраш отмечает, что «в «Отверженных» Гюго пытался разрешить двойную задачу: обличить социальное зло и указать путь к его преодолению. Об этом говорят многочисленные варианты предисловия к роману: «Общество, которое не хотело бы, чтобы его критиковали, походило бы на больного, который не даёт себя лечить» (1851)» (№13, стр.375).
«Показав в образе трактирщика Тенардье лицемерный человеконенавистнический буржуазный порядок, разоблачив враждебное народу буржуазное законодательство, воплощённое в образе полицейского Жавера, Гюго создаёт образ епископа Мириэля, в котором, по его мнению, должна воплотиться идея человечности. Вот что может явиться спасительной социальной силой. Епископ Мириэль - характер нетипический. Он противопоставлен не только Жаверу, но и реакционной католической церкви» (№13, 375).
Благодаря моральной поддержке епископа Вальжан становится другим человеком.
После государственного переворота Луи Бонапарта Гюго начинает оправдывать революционное насилие. В результате этого на страницах романа появляется ещё один идеальный герой – Анжольрас, пламенный вдоновитель восстания, «в котором воплотились гуманистическая мечта и суровая непреклонность, способность сострадания и непримиримость к врагу» (№13, стр.376). Главный герой – Жан Вальжан, попав на баррикады, не стреляет, а только помогает сражающимся, он верен идеям Мириэля. И всё же Гюго, возможно, хотел доказать, что «само милосердие бессильно освободить народы от гнёта и насилия» (№13, стр.376), и для этого впоследствии ввёл в роман сцену встречи Мириэля со старым революционером, бывшим членом Конвента. Что важнее, «отвлечённая идея гуманности или активная борьба» (№13, стр.376)? Этот вопрос сильно волновал писателя.
«По мысли автора, эти три («Собор Парижской богоматери», «Отверженные», «Труженики моря» - Н.Д.) произведения показывают борьбу человека против судьбы в её тройном обличье: религиозных суеверий, социальной несправедливости и непокоренной природы» (№12, стр.134).
В этой мысли писателя мы найдём контрасты.
(продолжение следует)
Библиография
9.Виктор Гюго. Отверженные. Роман. Том 2. Москва, Гослитиздат, 1958.
12. История зарубежной литературы ХIХ века. Под редакцией Я. Н. Засурского и С.В. Тураева. Москва, «Просвещение», 1982.
13. История зарубежной литературы ХIХ века. Под редакцией Н. А. Соловьёвой. Издательство «Высшая школа», Москва, 1999.
25. Виктор Гюго. Википедия.ru.wikipedia.org/wiki/Гюго,_Викторкопия
28. Евнина Е.: О творчестве Гюго 19v-euro-lit.niv.ru>19v…articles…evnina…gyugo.htm

8 марта 2024
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
1.0x