Авторский блог Леонид Щеглов 23:48 27 мая 2019

Китайская спецтехника в России

Китайские самосвалы стали активно попадать на мировой рынок в конце 2000х-начале 2010х. Строительный бум в Китае обусловил взрывной рост тяжёлой автопромышленности и смежных отраслей. Необходимость в самосвалах, бортовых грузовиках, грейдерах, экскаваторах и прочей дорожной и строительной техники нарастала с ростом урбанизации и ростом промышленности КНР. Начиная с копирования и производства комплектующих и узлов, подобных европейским, китайская промышленность в итоге стала производить изделия достаточного качества для выхода на внешний рынок. Сектор карьерных китайских самосвалов стал одним из самых высококонкурентных.

за 11 месяцев 2018го года, импорт самосвалов производился из 23 стран.
Китай - бесспорный лидер среди производителей-импортёров самосвалов. С января по ноябрь 2018 года объём импорта китайских самосвалов достиг 1478 единиц техники. Это составляет 58.3% от всего импорта.

Если сравнивать с объёмом 2017го года, то доля Китая в 2018м году увеличилась. В 2017м году доля китайских самосвалов в импорте составляла 55.8%. Распределение стран-производителей самосвалов в импорте за 2018й год (до ноября) выглядит следующим образом:

Швеция - 8.4%
Япония - 7.6%
Франция - 6.6%
Нидерланды - 6.1%
США - 3.0%
Чехия - 2.9%
Великобритания - 2.1%
Польша - 1.4%,
Финляндия - 0.9%.

Выпуском самосвалов в России занимается порядка десяти компаний. Тем не менее, импорт данной техники играет важнейшую роль на российском рынке: так, по данным vvs-info, объём импорта превышает объём производства собственных самосвалов на 3-5%.

Мы можем отметить следующие тенденции в Российской экономике:

1) рост импорта иностранной спецтехники в Россию означает ослабление господдержки собственной промышленности и либерализацию рынка
2) Ослабление поддержки (путём невнедрения блокирующих импортных пошлин - в том числе, а также снижение требований к компаням на насыщенность российской техникой при создании госконтрактов/госзаказов) означает продолжение лавинного нарастания импорта китайской спецтехники даже при сохранении объёмов продаж отечественной

Такая ситуация, с одной стороны, неизбежно отнимет часть рынка у наших производителей, с другой стороны - заставит наших производителей найти способы обновить условия производства и качество готовой продукции: чтобы конкурировать со сверхдешёвой, но не всегда на высоком уровне качественной китайской спецтехникой нужно будет улучшать технологический цикл и придумывать нечто новое.

С одной стороны, увеличение импорта китайских самосвалов, дорожной и карьерной техники говорит о затормаживании тех отраслей экономики, где эта спецтехника используется: если бы экономика переживала подъём, компании бы предпочитали технику российского и европейского производства. В данный же момент строительные, добывающие и перерабатывающие компании вынуждены "для нахождения на плаву" (т.е. с меньшими издержками) закрывать свои потребности именно китайской спецтехникой.

Видя, что именно качество китайской спецтехники растёт из года в год, вплотную уже подойдя к отечественным производителям, а в чём-то их даже превзойдя, российские потребители всё чаще отдают предпочтения иностранной, китайской спецтехнике

1.0x