Авторский блог Виктор  Власов 12:35 14 июля 2018

Каждому возрасту своя литература

Не стукнуло мне и тридцати лет, как я специально пошёл в книжный магазин и купил «Над пропастью во ржи»

Многие интеллектуальные обыватели представляют, насколько важна подача материала, любого продукта, чтобы они же сами начали о нём думать и желать приобрести. Я говорю о способных и творческих людях, внимательно создающих ценные анонсы и мотивацию к чему-либо. Насколько необходимо грамотно задать цель и поставить задачи, заинтересовать окружающих, например, учителю, учёному или священнослужителю. По-моему, стоило Людмиле Константиновне, доктору философских наук без интриги рассказать нам, студентам, об увлекательном чтении Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи», то мы бы вряд ли нашли эту книгу. В конце лекции она предупредила, что если мы не прочитаем этот роман на втором-третьем курсе института, то потом и думать о нём не следовало. Она умела тогда и умеет, я уверен сейчас, мотивировать к чтению и самого заядлого лентяя.

Я вредный человек. Не стукнуло мне и тридцати лет, как я специально пошёл в книжный магазин и купил «Над пропастью во ржи» карманного формата. Занятому и увлекающемуся литературой деятелю, поверьте, читать хочется хоть где. Я прочитал эту вещь за несколько дней и был буквально рассержен. Сразу позвонил Людмиле Константиновне и рассказал о своих худших впечатлениях. Она засмеялась в трубку радостно и удовлетворённо, ответила, мол, если литературу православной направленности читают в настроении определённом, то мятежного Сэлинджера – и с лишком.

Я почувствовал себя опустошённо после прочтения этого художественного труда. Зачем взрослому человеку знать о тинэйджере, которого выгнали из нескольких школ, у него не выходит в личной жизни, друзья его не любят и вдобавок (в конце романа), пристаёт учитель-педофил? Это ещё не всё. Герой произведения, Холден Колфилд и сам никого не уважает. О своей матери думает плохо, соседа по комнате мечтает унизить, о малознакомых окружающих отзывается нелестно, перебивает их, осмеивает. Я будто бы прочитал о том, как жить и вести себя нельзя, но я это знал и знаю, понимаете, в тридцать-то лет?

Я уверен, что лишь малая часть подрастающего поколения мыслит мрачно, как Холден Колфилд. Не все же потом становятся участниками неформальных движений и кончают жизнь самоубийством, а только слабые духовно и физически люди. Читая книгу «Над пропастью во ржи» и глядя голливудский фильм про молодого писателя-Сэлинджера, предпочитаешь снова перечитать рассказы протоиерея Андрея Ткачёва или митрополита Тихона (Шевкунова). Как умиротворённо и спокойно они составлены, каким проясняющим разум и бодрящим душу языком они написаны. А ведь это также люди, живущие в огромном коллективе, не святые, искушаемые миром.

По философии жизни героя Дж. Сэлинджера мир должен провалиться в ад тот час, бесповоротно. Парень Холден никого и ничего не прощает, злорадствует и уверен, что его враги станут калеками как минимум. Но ведь нельзя быть настолько злым и не прощающим даже мелкие провинности. От зла, прежде всего, делается хуже самому носителю. Подспудно понимая свою никчёмную злобу на всех и вся, герой готов умереть, но лишь бы наказать виноватых. Подростковый максимализм бьёт ключом так сильно, что перерастает в паранойю. Для Холдена Колфилда нет, и не могло быть примеров для подражания, а на своих друзей и знакомых верующих людей (католиков) он сердит и того пуще, поскольку в разговоре с ним они указывают на ближайший храм. Бога для героя Дж. Сэлинджера нет.

Книга «Над пропастью во ржи» пробуждает жалость к слабым людям, это чувство появляется скорее из сострадания, чем из уважения. То есть в жизни мы бы вряд ли захотели общаться и быть рядом с подобными людьми – они неминуемо заразят нас пороками и утащат в болотную трясину. Герой, его глупые проделки, претендующие на правильность, его «бравые» мысли и диалоги-рассуждения с самим собой – пособие по жизни, которой жить не следует. Не готовый вовремя исправиться неудачник, как плохой автор, которому стоит бросить перо и заняться более подходящим ремеслом – Холден Колфилд этого не осознаёт, лезет на рожон, получает по физиономии, забывает и снова готов броситься в бой, проиграть.

двойной клик - редактировать изображение

Книга эта выпускается до сих пор грандиозным тиражом – в разных издательствах России, мира вообще. Нет просветов в культуре персонажа, в его поведении, в образе мыслей, зато владельцы издательских концернов готовы выпускать иллюстрированные копии массово. Не спасает микроклимат произведения и то, что бултыхаясь в моральной грязи, герой всё-таки находит силы подумать (привожу не дословно):

– Я ловил бы этих «слабаков» над пропастью и они бы жили дальше…

Примерить образ Бога, наверное, смог бы человек не существующий – только персонаж из романа, потому что люди слишком греховны, духовно слепы и глухи, как неоднократно я читал в интернете заметки прп. Паисия Святогорца, также слышал проповеди Митрополита Омского и Таврического Владимира.

Второй-третий курс института (тогда Л.К. нам преподавала всемирную литературу) – время гнетущего ожидания для молодёжи. Вот примеры. Санёк П., однокурсник, не раз заявлял, что переедет из города, если у него соберётся множество долгов по учёбе. Катерина В. говорила, что бросит ВУЗ и уедет в США, если срочно не познакомится с достойной второй половинкой. Потом Олег и Мария официально развелись из-за того, что оба начали друг другу изменять одновременно. А вот Констандина М. не спешила вернуться в Казахстан – она была вроде бы одинока с виду, но посещала православный храм, Собор Воздвижения Креста Господня, насколько я помню, звала ходить с ней вместе.

Столько и со мной случилось именно на втором-третьем курсе ВУЗа. Я почему-то чаще дрался и говорил разные гадости товарищам и знакомым, мало читал полезную литературу и не признавал за собой ошибки. Тогда я попал в ДТП.

Без веры человек превращается во вредное существо, в робота, киборга – живого с виду, но запрограммированного внутри, искусственного. Без веры в Бога и собственные силы можно запросто стать героем произведения Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» – безвольным и пустым Холденом Колфилдом. В итоге вредность наказывается.

Но иногда вредных людей Господь не наказывает, давая шанс. И Холдену Всевышний позволяет исправиться – в нашей фантазии. Подсознательно лично я (читатель) хотел исправить этого «плохиша», посоветовать и наставить, хотя бы как школьный учитель. Мы знаем по Библии, что и разбойник вошёл в рай. Но также в памяти остаются роковые рейсы и те призывы, когда домой не возвращаются. Пути Господни неисповедимы.

– В чём сила, Михаил? – как-то я спросил у самого сильного человека Омска. Чемпиона мира по силовому экстриму.

– В нашей вере! – ответил Михаил Шивляков.

А потом когда пришёл к отцу Александру Лемешко, настоятелю храма священномученика Сильвестра Омского и спросил о вредной литературе, он сказал так:

– Как нельзя человека заставить верить в Бога, так и нельзя насильно привить любовь к чтению. До многих вещей мы доходим сами – через испытания, трудности и жизнь в целом. Если прочитанная нами литература не приносит пользы, то мы её забываем, не так ли? Мы не смотрим бесполезных блоггеров, не слушаем ненужные новости и т.д. Весь прогресс проходит через воспитание, образование, тренировку. Через веру!

Трудно, конечно, всё время заниматься полезным делом. И читать лишь нужное для души. Честно говоря, обидно, что понимание этого приходит не сразу, но когда сознаёшь, то становишься чуточку мудрее и уже способен дать совет. Спасибо мои старшие учителя и наставники!

Приглашаем предложить новость в наше Родное Православное Прииртышье

1.0x