Авторский блог Валентин Катасонов 17:59 17 ноября 2014

Капитализм и православная вера

У нас сейчас свобода слова, а человек понимает: есть темы, которые нельзя затрагивать, нельзя даже задавать вопросы. Наступил век «политкорректности» и «самоцензуры». Нынче вопросы типа: «В каком мире мы, русские, оказались в начале XXI века?» звучат крайне редко. Власть на такие вопросы ответов не дает и откровенно их боится
37

Сегодня мы живем в мире недомолвок и умолчаний. Вроде бы у нас свобода, а человек понимает: есть темы, которые нельзя затрагивать, нельзя даже задавать вопросы. Наступил век «политкорректности» и «самоцензуры». Во все времена люди задавали вопрос: «В каком мире я живу?» И пытались на него ответить. Нынче вопросы типа: «В каком мире мы, русские, оказались в начале XXI века?» звучат крайне редко, и ответы на них чаще всего бывают невразумительны. Власть на такие вопросы ответов не дает и откровенно их боится.

Даже в советском «тоталитарном» обществе руководители партии и государства не стеснялись ставить такие вопросы. Например, один из последних руководителей Советского Союза Ю.В. Андропов признавал: «Мы не знаем общества, в котором живем». И ставил задачу понять, что это за общество. Мы сейчас не собираемся оценивать, насколько искренним было желание советского руководителя познать тогдашнее общество и насколько советские обществоведы успешно решали такие задачи. В данном случае мы лишь хотим подчеркнуть, насколько «зашоренным» оказывается общественное сознание в современной «демократической» России даже по сравнению с «тоталитарным» Советским Союзом.

В политическом лексиконе для обозначения социально-экономической идентичности современного российского общества употребляется набор наевших оскомину штампов: «демократия», «новая Россия», «свобода», «права человека», «рыночная экономика», «свободное предпринимательство», «правовое государство», «социальное государство», «республика» и т.п. Некоторые из этих понятий никак не расшифровываются, другие являются просто лозунгами (не имеющими никакого отношения к реальной жизни), третьи просто демонстрируют невежество тех, кто их запустил в оборот.

Мне, как экономисту, скажем, представляется абсурдным такое понятие, как «рыночная экономика». Ведь «экономика» - слово греческого происхождения и в переводе на русский означает «домостроительство». То, что мы по привычке продолжаем называть «экономикой», сегодня уже никак не назовешь домостроительством. «Экономику» давно вытеснило то, что в том же греческом языке называется «хрематистикой» - «искусством накапливать богатство». Термин «хрематистика» был введен в оборот еще Аристотелем. Этот древний философ показывал, что экономика и хрематистика - антиподы и что «хрематистика» губительна для общества. По сути, она ведет к уничтожению «экономики», т.е. фактически она может быть названа «доморазрушением». Философ всячески предупреждал человечества от увлечения «хрематистикой». Сегодня мы и в мире, и в России имеем не экономику, а хрематистику (спекуляции на товарных рынках, финансовые пирамиды, развитие рынка ценных бумаг и игра на фондовой бирже и т.п.). Хрематистика – слово мудреное, поэтому ее можно заменить термином «экономика казино» . В любом случае употребление слова «экономика» желательно с использованием кавычек для подчеркивания условности и некорректности этого термина в современных условиях.

Не менее абсурдным является другое слово в словосочетании «рыночная экономика». Современная «экономика» - царство монополий – частных транснациональных корпораций и банков плюс государство как крупный (или крупнейший) хозяйствующий субъект-монополист. Там где монополия – конкуренции нет, а где нет конкуренции – нет и рынка. Формально «независимые» компании малого и среднего бизнеса интегрированы в монопольные структуры и живут по правилам, которые диктуют гиганты бизнеса. Рынок – это, образно выражаясь, - «прошлогодний снег», которого на дворе XXI века давно уже не осталось. Таким образом, термин «рыночная экономика» (который стал ключевым в разных политических документах, учебниках и научных монографиях последних двух десятилетий) является идеологическим изобретением, рассчитанным не на шибко грамотных его «потребителей».

Но вернемся к нашим размышлениям о том, что собой представляет современное российское общество с социально-экономической точки зрения. Представляется, что для описания этого общества необходимы другие слова. Например, слово «капитализм». Однако в нашей стране это слово не употребляется часто. Представителями власти – никогда. Это и понятно: разве можно заставить людей идти за властью, если она будет призывать строить «светлое капиталистическое будущее»? Отдельные оппозиционные политики иногда упоминают, что мы живем при капитализме. Однако произошедший переход от социализма к капитализму они представляют как смену одной модели экономики на другую, более эффективную. А критике подвергают не сам капитализм, а «отдельные недостатки» его экономического механизма (например, олигархическую структуру экономики).

Между тем мы имеем дело с радикальной сменой всего устройства общества, не только экономики, но также политики, идеологии, морали. По большому счету речь идет о смене цивилизации, а не о какой-то экономической реформе. А глубокого осмысления этого разворота исторического развития России не с научной, не с духовной точки зрения до сих пор нет. Устроители капитализма в России прекрасно понимают: те радикальные «реформы», которые были проведены в последние два десятилетия (достаточно вспомнить, что большая часть государственной собственности за этот период была приватизирована) нельзя считать необратимыми. И это их очень беспокоит. Они понимают, что гарантией необратимости «реформ» является перенастройка духовно-нравственного «кода» людей. А этот «код» у большинства людей до сих пор (несмотря на бешеные усилия устроителей капитализма) до сих не перенастроен. Если использовать марксистскую фразеологию, то можно сказать: «экономическую надстройку» сменили довольно быстро (приватизация государственной собственности, ликвидация государственного регулирования экономики), а «духовно-нравственный базис» общества изменениям поддается с большим трудом, с этим «базисом» устроителям капитализма еще надо возиться и возиться.

По большому счету вопрос о смене цивилизации должен быть осмыслен не только учеными, но и нашей Церковью. Потому что «полная и окончательная» победа капитализма возможна лишь при полном уничтожении в народе христианских духовно-нравственных ценностей и замещении их мировоззрением не просто атеистическим (или агностическим), а сугубо антихристианским. Наша Церковь, к сожалению, до сих находится в стороне от осмысления процессов втягивания России в капитализм, ссылаясь на то, что вопрос это «специальный», относящийся к одной из сфер светской жизни (экономика). Нет, это вопрос не частный и не «специальный», это вопрос жизни и смерти самой Церкви!

Современный капитализм представляет собой, прежде всего, не экономическое, но духовное явление. Он имеет все признаки религии, его отличие от других традиционных религий заключается в том, что это де-факто существующая религия, официально не объявляющая о своем существовании. Эта нелегально (точнее сказать – незримо) существующая религия по своим основным установкам диаметрально противоположна христианству. Такое понимание современного капитализма выступает как условие эффективного соборного противостояния нашей Церкви нашествию религии денег, как условие личного спасения каждого члена Церкви и, наконец, как условие предотвращения окончательного превращения России в отсталую периферию мирового капитализма.

3 января 2019
43 3 13 692
6 января 2019
23 0 14 946
Комментарии Написать свой комментарий
17 ноября 2014 в 19:17

Наиболее глубокое осмысление "... этого разворота исторического развития России " сейчас у Дугина. (См. интервью газете "Культура"), во многом совпадающее с позицией автора.
Подавляющему большинству русских "лик мира сего не нравится".
Какая идея их объединит, какая революционная практика направит эту объединенную энергию так, чтобы ни одна рублевская вошь до Внуково не успела бы добраться?

17 ноября 2014 в 20:07

А я не заметил, как наступил капитализм. Занимался чем-то таким... а жена говорит:"наступил капитализм".
"Как? Что за чушь?!" Да, вот так-то и вот так-то". Оказывается - капитализм. И я тут стою, как лох.....
Прочитал я ваш материал и еще больше расстроился. И вы о том же.
Что делать? Не обращать внимания. Потому что жил же, радовался и при "развитом социализме", и при "застое",и при "перестройке" и при всяком прочем...
Вы используете слово "домостроительство"?
Вот это правильно. Только - внутри.

17 ноября 2014 в 20:09

Это и есть моя православная вера.

17 ноября 2014 в 21:08

Капитализм - это культ наживы, т.е. культ Маммоны, а Господь изрек:
"не можете одновременно служить Мне и сатане!"
Православие - это культ стяжания Любви, т.е. культ Братолюбия, поэтому наше будущее - суть
Холиазм! (Тысячелетние Святорусское Царство Царя-Христа и Сынов ЕГО!)
Именно это Царство Святой Троицы, царство Правды, Царство Изобилия Жизни нам и обещано Богом устами Иоанна Богослова!
Против этого Грядущего Тысячелетнего Третьего Рима и восстала ныне вселенская Хазария - тысячелетнее Царство Антихриста и клевретов его!
Победа будет за нами, но для этого нам необходимо сначала победить поганую олигархию(Маммонократию) в России!
Дело за малым!

17 ноября 2014 в 21:26

Cергей Синенко: "Что делать? Не обращать внимания."
В Волгограде закрывается одно из градообразующих предприятий "Химпром". Четыре тысячи человек рискуют остаться без средств существования. Они, может быть, и воспользовались бы Вашим рецептом "не обращать внимания", но вот как-то не получается. Кировский район, где находится "Химпром" - малая родина Александры Пахмутовой - великой и скромной нашей Алечки. Ее и президент на днях поздравлял. Так вот на улице Пахмутовой в Бекетовке - грязь, камыш, наркоманы и безнадега.
Видимо власть взяла на вооружение Ваш совет - "не обращать внимание" на такие мелочи.

17 ноября 2014 в 22:29

А вот камыш - не согласен, это хорошо...
"Редька"! Я ведь о себе, о своей жизни, другим советы не даю, потому что не претендую на какую-то "прозорливость" особую....
Насчет "не заметил капитализма" правда, об этом и речь. На самом деле не заметил. Без балды.
Насчет "закрывается "Химпром"... В Башкирии несколько моногородов. Некоторыми я занимался довольно плотно. Например, очерки "ЧЕРНЫЙ СОБОЛЬ В ОФШОРНОЙ ПЕТЛЕ" (Белорецк) или "ПРИНЦИП ДОМИНО" (Белебей) - был бы благодарен, если б глянули.
Да, может, пошутил не очень удачно. В таком случае каюсь, постараюсь в следующий раз уловить все возможные ассоциации, толкования и интерпретации своих дурацких шуток...
Но если не шутить, остается повесится.

17 ноября 2014 в 23:33

Слово ХРЕМАТИСТИКА от сложения ар. ХРМ (по-арабски حرام ХаРа:М, «грех, запретное») и ИСТ - ар. حصاة хаса:т "камешки, галька", давшее в ар. языке понятие "вычисления", "перепись", "статистические данные" (احصاءات),
Заключаем, ХРЕМАТИСТИКА букв. «греховные данные», иначе, «запретные спекуляции», таковым и является современная «экономика».

В качестве усиления отмечу, современная система ростовщичества (финансово-кредитная политика) это иудейские религиозные принципы, возведенные в ранг научности в области экономики, теза Катасонова относительно капитализма, именно об этом, //Современный капитализм представляет собой, прежде всего, не экономическое, но духовное явление. Он имеет все признаки религии //

P.S. В исламе есть понятие халяль и ХаРаМ. Первое "разрешенное", соответствует евр. "кошерное", когда речь идет о пище. Но ар. халяль распространется на все: и на пищу, и на деньги, и на поступки. Что касается денег, то для евреев "деньги не пахнут", в отличие от ислама, где существует мал аль-халяль и маль=ал-ХаРа:М. халяльные деньги и "греховные деньги", т.е. деньги, заработанные неправедным путем.
Использование греховных денег запрещено и наказуемо Аллахом. Эта моральная норма действует и за пределами ислама, например, в Православии.
Получение греховных денег, как и, например, скупка краденого, осуждается и карается, как в Исламе, так и в Православии!
Вот почему ратует Касатонов о ведение норм Православия в экономику отвергая нормы иудаизма!

17 ноября 2014 в 23:35

В статье термин Экономика представлена как антитеза Хрематистике, нет проблем, установим мотивацию слова Экономика.
Греч. слово – ЭКОНОМИКА (oikonomikh) букв. "законы дома". На самом деле термин происходит от обратного прочтения ар. معنق МуНиК "руководитель, тот кто проводит дела и осуществляет руководство", т.е. хозяйственник, ср. рус. "народное хозяйство".

Ложно понятый термин нередко приводит к недоразумениям (ср. лозунг брежневщины: экономика должна быть экономной).
Термин экономика не родственно со словом экономить, ЭКОНОМИТЬ от ар. قناعة кана:ъа "довольствование малым", сложенного с عامة ъа:мма "общая", т.е. «довольствоваться малым во всем», маленькая ошибка, сведение экономии к экономить, а какие последствия, империю красную потеряли!
Словарь РА: экономика, экономить.

17 ноября 2014 в 23:36

К термину КАПИТАЛ+ИЗМ!
Изм от ар. عزم ъазм "утверждения", "высказывания", а термин //Капитал – это не европейское слово. Это неуклюжий перевод арабского «рас ал-ма:л», букв. "голова денег", в смысле начальные деньги для проекта. Голову перевели и артикль приставили. Не понимая, что он относится не к предыдущему, к последующему слову, и без него не может быть употреблен. Бессмысленная абракадабра. Типичная ошибка, европейцев, когда они воруют арабские слова. По Марксу, внуку двух раввинов, капитализм вырастает из феодализма. Но арабский оригинал вырастает из колонизации новых прибрежных территорий и накопления денег за счет эксплуатации ручного (рабского труда) в мастерских, куда доставлялись металлы и откуда был организован сбыт (торговля). Процесс этот начался с началом медного века. А "капитализм" в Европе начался с 1492 года, с падением, последнего оплота арабов в Испании, Гранады. Открылся Гибралатар и стал доступным Атлантический океан (тоже ар. название). В этот же год состоялся поход Колумба в Америку и началось разграбление заново "открытых" колоний.

Видите разницу? Накопление денег при помощи обустройства ремесленных мастерских (ар. вураш от рус. вершить) и организации труда и сбыта готовой продукции (торговли). Это с одной стороны. И с другой - накопление "капитала" за счет грабежа, войн и разбоя, в сопровождении тотальной лжи и обмана. Видите, как марксистская ложь легко разоблачается раскрытием смысла всего лишь одного слова. А таких слов, свидетелей европейских бесчинств, тысячи. И когда эти тысячи понятий складываются в один пазл, тогда и начинаются глобальные обобщения//
Листая Гостевую сайта: http://nnvashkevich.narod.ru/

17 ноября 2014 в 23:37

Дело в том,что существует реальная возможность исправить положение дел.Всё равно дошли до санкций,наш капитализм не признают,несмотря на все усилия и заявления президента не сворачивать с выбранного пути.
Президенту нужно перестать бросать камни в ушедший социализм,объявить об пережитом кризисе,повторить слова писателя Александра Проханова как соросы,саксы,чубайсы "вводили" капитализм,разрушали и грабили государство.Только долготерпение народа спасло государство от полного уничтожения.Путину только стоит заявить о возрождении промышленного производства и страна оживёт.ВУЗы и техникумы начнут выпускать кадры для запланированного производства.Школа изменит свой статус "потребления", переваривания и отправления.

18 ноября 2014 в 00:18

ДЕМОКРАТИЯ в кодах РА «угнетение народа». Первая часть термина от أدم 'адам "человек". Вторая часть термина – от ар. قهرة кахарат "угнетение", буквально "людей угнетение".

//ДЕМОКРАТИЯ – "народовластие, политический строй, при котором верховная власть принадлежит народу"; от греч. demos народ + kratos власть. (Крысин).
♦ Помимо официальной этимологии, этот термин может иметь и другие сокрытые значения в ранге управляющих. Так, греческое demos происходит от ар. أدميين 'адамиййи:н "люди", производное от أدم 'адам "человек". Вторая часть термина – от ар. قهرة кахарат "угнетение", буквально "людей угнетение". При помощи приемов софистики и манипуляциями сознанием, называемыми политтехнологией, власть предержащие убедили подвластных, что народы правят правительствами. См. также пиар, кухаркины дети. Какое понимание является действующим, проверяется по наличной реальности. Демократия в любом ее понимании, например, для традиционного китайского сознания с идеалом "выдвижения талантов" неприемлема в принципе ("Конфуций опускает один бюллетень, глупый мужик и глупая баба – тоже" – КФ, стр. 318)//
Словарь РА: http://nnvashkevich.narod.ru/SLV/slvPA/D.htm

18 ноября 2014 в 00:19

Слово РЫНОК из-за созвучия с ар. رنق РаНнаКа "хлопать крыльями, не летя" на Руси рынок принимает непредсказуемые формы.

//РЫНОК – "место розничной или мелкооптовой торговли под открытым небом или в торговых рядах", "сфера товарного обращения, товарооборота"; польск. rуnеk < ср.-в.-нем. rinc круг; площадь. (Крысин).
♦ По созвучию с ар. رنق раннака "хлопать крыльями, не летя" (См. жаворонок), рынок на Руси принимает непредсказуемые формы//
Словарь РА: http://nnvashkevich.narod.ru/R.htm

18 ноября 2014 в 00:36

Хорошая статья. Удивительно легко и просто изложена непростая тема. Вот только концовка о Церкви. В своей статье здесь, в "Завтра" "Так что же такое Церковь, и чего от неё следует ожидать?" я попыталась разъяснить неправомерность требований от Церкви действий, не входящих в её, скажем по-светски - компетенцию. Более того, сейчас Православная Церковь - враг № 1 не только в мире капитала, но и внутри самой России для тех, кто служит этому самому капиталу. Так что, если Церковь, вопреки не только своей непосредственной задаче (опять отсылаю к упомянутой статье), но и светскому общественному отношению, законодательно утверждённому в нашей Стране (отлучение Церкви от государства) будет предпринимать какие-то серьёзные действия, она, скорее всего, спровоцирует ухудшение отношения к ней не только большинства людей, но и, вполне возможно, немалого числа верующих, для которых политизация Церкви будет серьёзным искушением. Впрочем, обычно обвинения в адрес Церкви в бездействии делаются из-за недостаточного понимания её назначения, что и подвигло меня к написанию статьи, в подстрочнике даже оговоренной как ликбез. Дело в том, что Церковь Православная - Тело Христово, Главой которой является Сам Христос. Народная мудрость гласит: не стоит село без праведника. О чём это? Он, этот праведник, что - политикой или экономикой занимается, или ещё какие материальные задачи решает? Он - молитвенно предстоит пред Богом, и всё устрояется его молитвой, ибо "много может молитва праведного". Так что Православная Церковь, занимаясь своим самым прямым делом - молитвой и преображением душ верующих, делает гораздо больше, чем все политики и экономисты мира, вместе взятые. И чем больше распространяется православная вера среди людей, тем быстрее произойдут и необходимые изменения в стране.
В заключение, хотела бы выразить Вам, Валентин Юрьевич, искреннее уважение к Вам и Вашей деятельности. Недавно видела Ваше выступление на экономическом форуме, за которое очень Вам благодарна. Да поможет Вам Господь!

18 ноября 2014 в 01:24

Впечатление такое, что автор заблудился в трех соснах. Опять парадоксы. С одной стороны, автор ругает капитализм и даже называет его религией, а с другой стороны, автор посвятил всю свою сознательную жизнь науке экономике, т.е. изучению товарно-денежных отношений, и достиг в этом заоблачных высот - стал доктором экономических наук. Другими словами, это означает, что не на словах, а на деле, он является слугой и я бы даже сказал прислугой того самого капитала, против которого восстает.

И уж совсем не понятно, почему столь ревностно защищая православную веру, автор до сих пор не надел рясу и не постригся в монахи?

18 ноября 2014 в 08:13

Квинтаю Баянову
Ваши комментарии по экономике достойны отдельной статьи ничуть не меньше, чем данная статья. Особенно мне понравилось про запах денег. Тема экономика и вера исключительно актуальна. Вы можете не только продолжить ее, а и развить. Успехов Вам.

18 ноября 2014 в 09:23

Ирине Жежерун и Николаю Асташкину.
Русское православное духовенство изначально заняло воинствующую духовную позицию в борьбе с ростовщичеством и всяким лихоимством. Потом, в ордынское время, добавило к этой борьбе борьбу за сплочение и освобождение Руси. Кроме того, было единственным институтом просвещения народа:обучения умению читать, писать, считать. Не будь этих миссий русского православного духовенства, никогда не появилась бы Россия с самым прогрессивным в мире общественным устройством и с самой большой в мире территорией, которая приращивалась не военными завоеваниями, а добровольным присоединением народов. После Никоновской реформы "новая" вера, в отличие от "старой" перестала противостоять ростовщичеству и лихоимству. Это привело к грабительскому закабалению крестьян, к превращению России в аналог Римской рабовладельческой империи. Дальнейшая история известна.
Сейчас возрождение антилихоимской позиции РПЦ очень даже востребовано. И дело не в том, будет РПЦ отлученной или прилученной. Дело в том, что она будет проповедовать. А молиться, насколько мне помнится, Новым Заветом и позднее Кораном предписывается в уединении. Основная миссия храмов - проповедовать праведный образ жизни.

18 ноября 2014 в 11:49

>

Такое явление можно объяснить "экономически":
мы оказались в мире гиперинфляции,когда сущность производства и обмена ведет к их остановке, что в свою очередь приводит к понижению реального объема национального производства, увеличению безработицы, закрытию предприятий и банкротству.

Далее автор говорит о религии,о церкви:

Лучше сказать не духовное,а мафиозное.Для наглядности можно приводить примеры по вывозу капитала.В современной экономике рыночники узрели такое противоречие между желанием получить максимальный совокупный доход и недостаточными возможностями его использования. И решают это противоречие они с помощью вывоза капитала."На чужой вершок не разевай роток." Политика пиратов,ограбивших народ,но при этом ещё становятся хозяевами этого народа.Для них одна выгода,освободиться от этого народа,чтобы побыстрее вымерли.А что при этом церковь? Да отпевать будет,как ей положено по штату,не бесплатно.

18 ноября 2014 в 12:03

Владимир Машков
Сейчас возрождение антилихоимской позиции РПЦ очень даже востребовано. И дело не в том, будет РПЦ отлученной или прилученной. Дело в том, что она будет проповедовать. А молиться, насколько мне помнится, Новым Заветом и позднее Кораном предписывается в уединении. Основная миссия храмов - проповедовать праведный образ жизни.
-------------------------------------
"Антилихоимская позиция РПЦ" существовала всегда, вспомните заповеди, которые никто никогда в РПЦ не отменял и не пересматривал. И соблюдение этих заповедей Церковь и проповедует. А молиться в уединении предписывается не для Церкви, а для каждого отдельного верующего во избежание фарисейского показного благочестия, что вовсе не отменяет соборной молитвы в храме (или в мечети - по Корану). И "основная миссия храмов" (странное определение, т.к. "храм" - помещение, церковное строение, и, в любом случае, его "миссией" может быть только собрание верующих) вовсе не проповедь, а церковное богослужение.

18 ноября 2014 в 12:12

Максим Меденцев 18.11.2014 02:24
С одной стороны, автор ругает капитализм и даже называет его религией, а с другой стороны, автор посвятил всю свою сознательную жизнь науке экономике, т.е. изучению товарно-денежных отношений, и... стал доктором экономических наук. Другими словами, это означает, что ...он является слугой... того самого капитала, против которого восстает.
+++++++++++++
Всегда считал, что математики мыслят строго логически. Но вот по "логике" автора этого комментария выходит, что Карл Маркс, автор "Капитала", был "слугой капитала". На мой взгляд, что-то здесь "не стыкуется".

18 ноября 2014 в 12:24

По рыночным законам свободная конкуренция всегда приводит к снижению цен. Где это все? За счет чего идет снижение цены? За счет снижения издержек - понимай качества продукции. Рыночная экономика -фикция для зомбирования населения. Рыночная экономика - лоббирование личных интересов, коррупция, монополии и удушение рационализаторства и технического прогресса в интересах узкой группы лиц, финансовые пирамиды и надувательство. Я думаю, что все понимают разницу между китайской и японской электроникой например. Качество сборки. Cоциалистическая экономика растет за счет мощного планирования, опорой которому новые технологические достижения. Она конечно очень глобальна и не может учесть всего на свете. Малый бизнес должен дополнять эту экономику товарами массового спроса. И эти артели, где все служащие являются собственниками своей фирмы и трудятся сообща, должны вносить свой посильный вклад в планирование для государства на основе изучения спроса на потребительские товары. Малый бизнес это и есть та потребительская кооперация, о которой говорил еще сам Ленин. В моем понимании это и есть та экономика, которая должна быть в России. А хаотичный рынок это откровенный словарный развод. Если мы говорим о рыночной экономике, то настоящая рыночная экономика - та, которая имеет государственный учет и регулирование. А иначе перекосы, коррупция, монополии и обнищание населения.

18 ноября 2014 в 13:42

Ирине Жигун
В церковное богослужение входит множество дел. А миссия это особо значимая, важная роль. Если Вы считаете, что миссия церковных храмов (в высоком смысле слова "храм" по словарю Ожегова и Шведовой) сводится к текущему богослужению, не буду с Вами спорить. Но свое мнение тоже не буду менять.

18 ноября 2014 в 13:44

Ирине Жежерун, конечно. Прошу прощения

18 ноября 2014 в 14:38

Ирине Жежерун.
На мой взгляд, Ирина, Вы не правы, а прав Владимир Машков.
У меня по Вашему первому комментарию два замечания.
1. Церковь не "отлучена", а всего лишь отделена от государства. Так же, как и другие негосударственные организации, например, профсоюзы.
2. Вы пишете: " Он, этот праведник, что - политикой или экономикой занимается, или ещё какие материальные задачи решает?" А вот вопрос: причисленный к лику святых адмирал Федор Ушаков только и делал, что молился? Не кажется ли Вам, что праведник должен не только молиться, но и, занимаясь политикой, экономикой, другим общественно-полезным трудом, давать пример другим людям?

18 ноября 2014 в 17:04

Борису Дунаеву
Рад Вашей поддержке по столь возвышенному вопросу. Я слова "праведный образ жизни" понимаю в очень широком смысле, вплоть до общественного устройства (строя). Истинно православная вера, которую потом "реформаторы" обозвали "старой", в решающей мере предопределила появление уникального строя в России времен Ивана Грозного и Михаила Романова. Это был строй с вольными крестьянами и ремесленниками, строй без ростовщиков с их виртуозными способностями закабалять. В этом тоже праведность, на мой взгляд.
Попутно: мне бы Ваше мнение по вчера размещенной моей статье "Международное право предусматривает Россию с территорией СССР". Если не затруднит.

18 ноября 2014 в 17:48

Добавлю к своему предыдущему комментарию.
Церковь отделена от государства, но не отделена от общества. И участвовать в жизни общества, как мне кажется, не только может, но и обязана.

В. Машкову.
Постараюсь посмотреть. Но я не спец в гос. делах. Поэтому ничего не обещаю.

18 ноября 2014 в 22:14

Борис Дунаев 18.11.2014 18:48
Добавлю к своему предыдущему комментарию.
Церковь отделена от государства, но не отделена от общества. И участвовать в жизни общества, как мне кажется, не только может, но и обязана.
----------------------------------------
Вы путаете Церковь и верующих, членов Церкви. Дело Церкви, как института, именно организация богослужений, Таинств, необходимых для спасения душ. Самая важное дело, совершаемое на земле - Божественная Литургия, пока она служится - мир стоит, когда будет отслужена последняя Литургия, мир прекратит своё существование. Скажите, господа, Вы так уверены, что Ваши понятия о Церкви соответствуют действительности? Как мне кажется, безапелляционно судить о малоизвестных вещах (а я могу утверждать, что здесь на сайте ещё не встречала людей, обладающих достаточными знаниями в области христианской веры, пожалуй, и Библию-то мало кто прочёл), лишь только на основании своего видения, но без необходимых знаний, а, значит - без достаточных на то оснований, по меньшей мере, легкомысленно. Для некоторого освещения этой темы, мной была размещена здесь статья "Что же такое Церковь, и чего следует от неё ожидать", но, судя по Вашим комментариям, Вы её не прочли, или прочли крайне невнимательно. А зря, она как раз даёт основные понятия по церковной теме. Что касается терминов, но дело не столько в них, сколько в сути процесса. Декрет об отделении Церкви от государства был именно отлучением её от всех сфер государственной жизни, а заодно обрёк её на гонения, что и бывает обычно при именно отлучении. Пример с Фёдором Ушаковым не вполне убедителен. Адмирал Ушаков был глубоко верующим человеком, как и А.В.Суворов, и многие, многие другие русские люди, как знаменитые, так и вовсе не известные истории, но только на исходе в жизни он ушёл в монастырь. И то, что великое множество верующих людей творили великие и малые дела, созидая Великую Россию, заслуга именно сакральной жизни Церкви, это она, с помощью Таинств и всего церковного круга богослужений, очищая и спасая души, давая им нравственные ориентиры в жизни, как мать своих сыновей, благословила их на службу Родине. Требовать от неё что-то предпринимать ещё, по светским понятиям, значит уподобиться протестантам, не видящим разницы между духовным и душевным, между Небом и землёй.

18 ноября 2014 в 22:17

Владимир Машков 18.11.2014 14:42
Ирине Жигун
В церковное богослужение входит множество дел. А миссия это особо значимая, важная роль. Если Вы считаете, что миссия церковных храмов (в высоком смысле слова "храм" по словарю Ожегова и Шведовой) сводится к текущему богослужению, не буду с Вами спорить. Но свое мнение тоже не буду менять.
------------------------------
В ответ на Ваш комментарий прошу Вас прочесть опубликованную здесь, в "Завтра", мою статью "Что же такое Церковь и чего следует от неё ожидать". Там мы найдёте ответы на свои вопросы ко мне.

19 ноября 2014 в 00:02

Уважаемая Ирина! Не стану спорить. В первую очередь потому, что Вы, как мне представляется, глубоко убеждены в своем праве говорить от лица всей Церкви. Какой уж тут спор! Так и в еретики попасть недолго. Могу только пожелать Вам успехов!

19 ноября 2014 в 00:13

Борис Дунаев 19.11.2014 01:02
Уважаемая Ирина! Не стану спорить. В первую очередь потому, что Вы, как мне представляется, глубоко убеждены в своем праве говорить от лица всей Церкви.
-----------------------------
Знаете, Борис, мне кажется, что Вы делаете опрометчивые выводы именно по незнанию вопроса. Иногда человеку несведущему кажется иначе, чем есть на самом деле. Я ведь не отсебятину несу, в Православной Церкви есть догматы и каноны, всё вполне определено аж Семью Вселенскими Соборами, каждый из которых подтверждал решения предыдущих. Просто у нас, почему-то, считается, что нельзя рассуждать о науке, не имея достаточных знаний, профану - об искусстве, но вот о делах Церковных - чего уж там у них такого особого. А между тем, это - наука из наук, я даже не имею в виду богословие - сложнейшую из наук. Я же, как член Церкви Православной, много лет (не одно десятилетие) посвятившая достаточно глубокому изучению всего, что касается Православия (и не только), пытаюсь доступно дать правильное понимание сути вопроса. Но у нас все - сами с усами. Что ж, вольному - воля, спасенному - Рай.

19 ноября 2014 в 01:10

Уважаемая Ирина! Никаких "выводов", тем более "опрометчивых", я не делаю. Просто потому, что не собираюсь обсуждать чисто богословские вопросы. Но я считаю, что вправе иметь свое личное мнение о роли Церкви, не как института, по Вашим словам, для организации "богослужений, Таинств, необходимых для спасения душ", а как общественного института. Кстати, высшие иерархи Церкви не раз высказывались по интересующим общество вопросам, в том числе идеологическим. По-Вашему, они занимаются не своим делом?

19 ноября 2014 в 12:17

Борису Дунаеву
Уважаемый Борис, Вы, несомненно, имеете право на свое собственное мнение, как и любой из людей. Но мнение, не подкреплённое необходимыми знаниями, почти всегда будет субъективным, иногда настолько, что может стать противоположным объективному. Институт Церкви - вовсе не общественная организация, и не дай Бог, ею станет. Именно это и продел Петр Первый, положив начало всем проблемам, приведшим к последствиям, которые мы и обсуждаем. Церковь Православная - сакральная организация, руководимая Самим Богом, в отличие, например, от католиков, у которых есть догмат о том, что Папа, как наместник Бога на земле, не погрешим в вопросах веры. И потому круг обязанностей церковных определяется именно этой сакральностью, неотмирностью, если хотите, её сущности. Другое дело - люди, члены Церкви. Они, несомненно должны быть не только верующими, но и достойными гражданами, что и должно определяться их верой - Бог не учит злу, но добру, что подразумевает и высокую нравственность. Настоящие верующие - всегда высоконравственные люди, соответственно, проявление этих качеств в светской жизни неизбежно. И эти люди, священники ли, миряне, сочувствующие православию, живя "в миру" вполне занимаются каждый своим светским делом в той мере, насколько определяется их гражданская позиция. И здесь нет никакого противоречия. Но попытки "заставить" Церковь втянуться в гражданскую жизнь, требовать от неё каких-то "телодвижений", не обусловленных её назначением, это значить подменить её сущность с Небесной на земную, что и произошло с протестантизмом. Она и так делает всё возможное и невозможное: строит приюты для сирот, учит, воспитывает их, кормит и одевает бездомных. это всё - дела милосердия, без которых "вера мертва", но этим делам она учит людей, которые и должны их творить. А получается, что у нас многие монастыри уже стали "благотворительными организациями", где монахам и помолиться некогда. Вот от этой-то беды я и пытаюсь предостеречь. Церковь должна, в первую очередь, оставаться Церковью Христовой - ковчегом Спасения, это - её главная задача. Как Вы думаете, Христос не мог бы Сам накормить и одеть всех голодных и обездоленных, сменить "плохих" правителей, поставив, например, апостолов во главе государств? Но Он не для того пришёл в мир и основал Свою Церковь. Задумайтесь, для чего? (Подсказка - в Библии).

19 ноября 2014 в 14:41

Уважаемая Ирина! Я Вас понял. Вы считаете, что Церковь - абстрактное, или, если хотите, сакральное понятие, не существующее в материальном виде. И создана она только для молитв.
Честно говоря, я не уверен, что сама Церковь, как реальность, разделяет такое мнение. Но, повторю еще раз, спорить с Вами не буду. И вообще прекращаю эту дискуссию. Успехов Вам!

20 ноября 2014 в 19:52

В РФ не капитализм (который подразумевает какое-то накопление), а РАСТАЩИЗМ = паразитирование на разграблении РФ через открытую границу. Кстати. каков объём госзатрат на РПЦ?

20 ноября 2014 в 22:28

Михаил Галахов 20.11.2014 20:52
Кстати. каков объём госзатрат на РПЦ?
----------------------------------
РПЦ отделена от Государства, поэтому из бюджета НЕ финансируется. Существует на деньги верующих.