Авторский блог Валерий Скрипко 17:39 4 февраля 2019

КАК СЛОВО НАШЕ ОТЗОВЁТСЯ

послесловие к статье "Москва слезам не врит..А Слёзкину?

КАК СЛОВО НАШЕ ОТЗОВЁТСЯ?

Пишущего это волнует со времён Фёдора Тютчева.

1 февраля сего года на сайте «Завтра» я пробовал начать разговор на очень важную тему, которую обозначил профессор русской истории Калифорнийского университета в Беркли Юрий Львович Слёзкин в своей книге о русской революции.

Американец словно вспомнил строгое внушение, которое сделал Данила Багров из фильма «Брат-2» о том, что сила не в деньгах, а в правде. И выдал её, с трудом, очень коротко. Он заявил:

«Советский союз так до конца и не стал национальным проектом… не стал проектом русского национального освобождения. И поскольку Дом правительства никогда так и не стал национальным домом - российский поздний советский коммунизм стал бездомным и, в конце концов, превратился в «призрак»»(1)

Итак, «одной из причин хрупкости русского марксизма было то, что «это учение было недостаточно русским» Другое-то, что «страна, в которой оно взяло верх, была слишком русской»(2)

Тема жгучая, но разговора на сайте не получилось. Я долго обдумывал причины своей неудачной попытки начать дискуссию. В какой-то мере, ответ дала мне статья Егора Холмогорова под названием «Улица Солженицына».(3) Прочитав её в «Новом мире», я понял, что совершил стратегическую ошибку:

-я не определился: к каким русским я обращаюсь! Кого хочу увлечь патриотическими идеями возрождения России?

Как же я не учёл, что пути возрождения страны каждый социальный слой российского общества отличается своей «особой» системой взглядов и понимает по- своему. Если следовать анализу Е.Холмогорова «Солженицын был обломком совершенно другого сословия – горожан. Автор статьи уверяет нас ,что это сословие большевики уничтожили под корень, что является явным преувеличением. Поклонников у творчества Александра Исаевича и сейчас –великое множество. Идеи сословия горожан (по –иностранному бюргеров) по-прежнему актуальны, как и питающий их протестантизм.

Горожанин –тоже русский, но другой. Духовные ценности у него –городские. Е.Холмогоров их перечисляет: «рационализм, чуждость мистицизму и мечтательной лени, тяготение к протестантской этике, честность, расчётливость, экономия народных сил» (3)

Ну и как ладить с таким русским – православному по своим убеждениям автору? Он ведь и отказ от земных благ –ради духовной благодати и впрямь примет за «мечтательную лень» и осудит её. В беседе с «горожанином» автор-мечтатель, автор-романтик, любой патриот по убеждениям - сразу столкнётся с «метафизической бездной» между ним и собой.

Вот какие «перлы» выдаёт поклонница писателя – «одесситка» из Филадельфии В.К.Зубарева о повести: «Один день Ивана Денисовича» А.Солженицына

«Баптисты в повести ( и позже- в Архипелаге «ГУЛаг») предстают истинными верующим, в отличие от православных, забывших, как крестится. Краеугольный камень Ветхого Завета- Исход, положивший начало формированию ментальности свободного человека….» (4)

После таких «заявлений», возьми и собери в одно русское ополчение для целей созидания горожан –«баптистов»! Они вроде бы тоже «за» то, чтобы «обустроить Россию», но если придут к власти, православных могут и не взять в своё «светлое будущее» в связи с тем, что несчастные православные «забыли, как креститься»!

Полный «раздрай» ждёт идеалиста-романтика в попытке привлечь на свою сторону нынешних потомков –дворян, вообще идейных сторонников «Белого движения». Они до сих пор смотрят на потомков пролетариев, как на классовых врагов, хотя, на самом деле, рабочих, как сплочённого класса уже давно нет!

Но «гордыня барина» не умирает…С кем из гордых господ не заведёшь беседу или полемику в печати, в ответ получишь «звон «сабель», гневные упрёки и полное неприятие «пролетарской идеологии» и «бытлячества»!

С рабочим классом –тоже « не забалуешь»! Начнёт вспоминать: кто кем был? Кто «святое дело» предал! И разумных предложений не примет от «перевёртышей»

Про российских «либералов» и говорить нечего! Судя по последним русофобским выступлениям писателя Дмитрия Быкова в их лагере –полный хаос и потеря всех разумных «смыслов» бытия!

Так что, нам самим предстоит еще разобраться: с кем мы - деятели литературы и искусства?

Под какую программу деятельности будем собираться для конструктивной работы по сплочению российского общества.

Когда уважать научимся - иную веру, иное материальное положение и образ жизни, иной взгляд на общество- во имя любимой России?!!!

Бизнесмен и рабочий, силовик и пенсионер –психанём по поводу своего нынешнего «разобранного состояния» и докажем, что всё можем, всё умеем! В том числе – и правильно- по законам- жить!

*************

Приложение: 1) «Новый мир», 2017 г № 12

2) там же

3) Егор Холмогоров. «Улица Солженицына», 2018 г.№ 12.

4) «Новый мир», 2017 г. № 11.

1.0x