Авторский блог Вильям Энгдаль 01:15 14 октября 2019

Как скоро рухнет «лучшая экономика в истории»?

реальный показатель состояния реальной экономики, в которой реальные люди пытаются свести концы с концами, заключается в рекордных уровнях долга

В последние месяцы президент США Дональд Трамп неоднократно напоминал о своем намерении сделать американскую экономику «лучшей в истории». Но за экстремальными максимумами фондового рынка и официальными данными правительства по безработице можно разглядеть, что экономика США движется к «шоку» в стиле 1929 года, к финансовому цунами, на которое больше влияет независимая ФРС, чем какие бы то ни было действия Белого дома, предпринимаемые с января 2017 года. На этом фоне закономерно видится зловещая параллель между бывшим президентом-республиканцем Гербертом Гувером, на чье правление пришлись биржевой крах и экономическая депрессия, вызванные действиями ФРС, и Трампом в 2019 году. Это показывает, что реальная власть принадлежит тем, кто контролирует деньги, а не избранным политикам.

Несмотря на заявления об обратном, истинное состояние экономики США с каждым днем становится всё более ненадежным. Политика ФРС по количественному смягчению и нулевым процентным ставкам (ZIRP), реализованная после краха 2008 года, вопреки заявлениям практически не помогла восстановить реальную экономику США, триллионы долларов были направлены в те самые банки, которые ответственны за ипотечный кризис 2007-2008 годов. Эти «дешевые деньги», в свою очередь, перетекли в спекулятивные высокодоходные инвестиции по всему миру. Это привело к появлению спекулятивных пузырей и задолженностей у развивающихся стран, таких как Турция, Аргентина, Бразилия и даже Китай, что, в свою очередь, спровоцировало крупные инвестиции в долговые обязательства с высокой степенью риска, так называемые «мусорные облигации», в корпоративном секторе США в таких областях, как предприятия по добыче сланцевой нефти или для таких компаний, как Tesla. Предвыборное обещание Трампа восстановить разрушающуюся инфраструктуру Америки никуда не делось, и разделённый на враждующие лагеря Конгресс даже не думает объединиться ради блага нации. Реальный показатель состояния реальной экономики, в которой реальные люди пытаются свести концы с концами, заключается в рекордных уровнях долга.

Сегодня, спустя десять лет после беспрецедентных действий трёх президентов, экономика США погрязла в долгах так сильно, как еще никогда в своей истории. Этот долг контролируется процентными ставками, а процентные ставки находятся в руках ФРС. Давайте посмотрим на некоторые признаки серьёзных проблем, которые могут легко привести к серьёзной рецессии экономики к 2020 году.

Ford Motor, General Electric

25 сентября задолженность по корпоративным облигациям Ford Motor Co., которая в отличие от General Motors отказалась от того, чтобы в 2008 году быть национализированной, упала в рейтинге Moody’s до статуса «junk», который сказывается на 84-миллиардном долге компании.

Рейтинг «junk» (мусорный) означает, что большинству страховых компаний или пенсионных фондов запрещено держать рискованный долг и его приходится продавать. Ранее Moody’s оценивало облигации Ford на уровень BBB, самый низкий перед «junk». Проблема заключается в том, что в течение десятилетия низких процентных ставок ФРС, корпорации брали на себя большие долговые риски, чем когда-либо, и сегодня доля облигаций с рейтингом BBB или «с риском junk» выросла более чем до 50% среди всех корпоративных облигаций США. В начале кризиса в 2008 году облигации с рейтингом BBB являлись только третьей частью от общего объема, что составляло более трех триллионов долларов корпоративного долга, и в случае ухудшения экономической ситуации они могли опуститься до уровня «junk», по сравнению с 800 миллиардами долларов долга десять лет назад. Десять лет беспрецедентных сверхнизких процентных ставок не прошли без последствий. По оценкам Moody’s, по меньшей мере еще 47 многомиллиардных корпораций США могут оказаться на уровне «junk» в случае резкого экономического спада или повышения процентных ставок. В первую очередь это касается конгломерата General Electric, который, помимо всего прочего, производит реактивные двигатели для Boeing.

Корпоративный долг в США сегодня является бомбой замедленного действия, обратный отсчет которой контролирует ФРС. Сегодня общий корпоративный долг превышает 9 триллионов долларов, что является рекордным показателем, который возрос на 40% или 2,5 триллиона долларов с 2008 года, согласно данным Федерального резервного банка Сент-Луиса. С учетом крайне низких процентных ставок ФРС с 2008 года компании удвоили задолженность, но стоимость долга выросла только на 40%. На данный момент ФРС вот уже несколько месяцев прямо и косвенно повышает процентные ставки посредством количественного ужесточения. Последнее снижение ставок в размере 0,25% мало что меняет в мрачных перспективах рынка облигаций США, являющегося сердцем финансовой системы.

Ford, помимо других своих проблем, еще и сильно пострадает от глобального спада в автомобильном секторе. В США автодилеры настолько отчаянно пытаются продать свои автомобили задыхающимся от долгов потребителям, что даже стали предлагать автокредиты на 8 лет. В течение последних двух лет ФРС постепенно повышает процентные ставки. Предсказуемый результат – рост долгов населения, особенно по автокредитам. По состоянию на апрель 2019 года рекордные 7 миллионов американцев просрочили выплаты по автокредитам на 90 и более дней, что составляет около 6,5% всех автокредитов. Сегодня автокредиты имеют более 107 миллионов американцев по сравнению с 80 миллионами в 2008 году. Рост задолженностей по кредитам параллелен графику ужесточения кредитно-денежной политики ФРС.

И Ford, и General Motors объявляют о тысячах увольнений, поскольку экономический рост замедляется, а задолженность потребителей достигает опасного уровня. Ford сокращает по крайней мере 5000 рабочих мест, а GM 4400. В ближайшие месяцы вероятны еще десятки тысяч увольнений, если экономическая ситуация ухудшится.

Недавно некоммерческий Институт управления поставками США сообщил, что его индекс обрабатывающей промышленности сократился до самого низкого уровня с июня 2009, периода глубокого экономического кризиса. В качестве основного фактора, вызвавшего сокращение рабочих мест и снижение деловой активности компании назвали неопределенность, связанную с торговой войной Трампа против Китая. Трамп тут же упрекнул ФРС в том, что они не торопятся понижать ставки.

Продолжение по ссылке

Илл. iStock

1.0x