Авторский блог Сергей Сокуров 20:44 4 сентября 2016

Как понимать Андрея Александровича?

Вопрос читателя автору

Статья-отклик на публикацию «Церковное пророчество и мавзолей» А.А. Фефелова

Если бы не имя Главного редактора при названной работе, чьи материалы я стараюсь не пропускать, может быть, и не обратил бы внимание на заголовок статьи (не «мавзолейное настроение» у меня в эти дни). По своему обычаю, вначале заглянул в посты. В глаза бросился радостный, с подскоком, возглас О. Летютина: «Какой удар нанёс Фефелов по сокуровщине, полный нокаут!».

Столь комплиментарное признание моего личного вклада в Священную Лениниану (Сокуровщина! Каково?) лишь усилило моё желание прочесть статью уважаемого автора. Даже не испугался «нокаута». Правда, по прочтении статьи испытал не его, а… недоумение. Что значит сия работа А.А. Фефелова? - Часть программы обновлённого сайта (ведь первым его лицом написано)? Мягкое предупреждение критикам Вождя вождей знать меру? Свои личные переживания о судьбе Мавзолея?.. Вопросов немало.

Моё недоумение вызвано включением в текст цитат из высказывания Патриарха Тихона и официального заявления РПЦ по поводу кончины В.И. Ленина. Высший иерарх отозвался на вопросы мирян о свежеусопшем Гении Всего Человечества якобы так: «Я имею сведения о нём как о человеке добрейшей и поистине христианской души». Кто из внимавших Патриарху мирян доставил эти слова в «Вечернюю Москву» накануне 25 января 1924 г. неведомо, скорее всего, «мирянин из органов». И донёс ли высказанную фразу в первозданном виде или приврал, переврал по дороге в редакцию? Притом, обратите внимание, Патриарх не высказал своего личного мнения о своём и Церкви гонителе. Его Святейшество недвусмысленно уточнил: «Я имею сведения о нём…». Т.е., так говорят о Ленине. Так что я, Сергей Сокуров, ошибся, предположив ранее, в своём посте под статьёй А.А. Фефелова, что Патриарх согрешил «ложью во спасение». Нет, мудрый старец проявил находчивость и дипломатичность. Сам Феликс Эдмундович не смог бы придраться, разве что уложил бы сразу одним выстрелом сивобородую контру, если бы позволила международная обстановка (например, где-нибудь подстрелили бы какую-нибудь Розу Люксембург).

Что касается Заявления РПЦ по поводу кончины В.И. Ленина, то скорее всего это заявление поступило подписантам уже в готовом виде, многажды проверенном в Кремле. Мне прекрасно известна технология производства различного рода заявлений государственных и общественных организаций в советское время: коллектив приглашается членами парткома на общее собрание коммунистов и беспартийных и там голосует, разумеется, «ЗА!!!» после зачитки бумажки, доставленной загодя из рай-гор-обкома Партии. Учтите, такая практика существовала в относительно безопасное время для тех, кто имел своё маленькое, безобидное мнение о том, о сём в пределах своей «ниши простого советского человека». А в начале 1924 года ещё догнивали в расстрельных ямах 10-15 тысяч священнослужителей (только в Петрограде 550), было ограблено, осквернено, сожжено, превращено в руины множество храмов. Ещё стояла перед глазами подписанная Лениным директива № 13/666 (обратите внимание на числа!), от 1 мая 1919 г. «О борьбе с попами и религией». Она «открыла эпоху, когда священников и верующих в первую очередь хватали в заложники, казнили в мясорубках «красного террора», истребляли при зачистке городов и станиц» (А. Попов). Ещё звучал в ушах резкий, картавый голос: «Всякая религиозная идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье с боженькой есть невыразимейшая мерзость, самая опасная мерзость, самая гнусная зараза». И ближе: «Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смогли и думать». И совсем страшный в своей нелепости наказ вождя (из официальной биографической хроники жизни Ленина): «Надо поставить на ноги все чека, чтобы (выд. мной. –С.С.) расстреливать не явившихся на работу из-за Николы» (sic!: расстрел за 1 прогул в православный праздник Николин день, 19 декабря). Священники, пережившие этот кошмар в России могли подписать любой «плач по Ленину», лишь бы покойник навсегда остался в Мавзолее. И с теми же чувствами самый гениальнейший из архитекторов мог на совесть отгрохать гробницу а ля фараон Джосер хоть с трибуной, хоть без, в надежде получить тем самым надёжную индульгенцию за все свои грядущие грехи, если оступится в глазах «народной» власти. Но как бы ни был гениален наш «храмоздатель Алексей Викторович Щусев» (согласен), его «шедевр мировой архитектуры» (согласен тоже) не может находиться на главной площади столицы, поскольку по русской традиции, которую мы обязаны уважать и беречь, городские площади – это места торга, народных гуляний и оглашения важных государственных актов. Нарушать эту традицию, значит, не считаться с предками. Гробы и урны с прахом под кремлёвской стеной и в стене необходимо отправить в ограду храмов, в пантеон, на национальные некрополи. Ради истории, которую не повернуть назад, можно перенести мумию Ленина вместе с гробницей. Ведь почти вековые останки уже ничего общего не имеют с душой, к которой так поэтически обратился Игорь Тальков:

Товарищ Ленин, а как у Вас дела в аду?

Вы там, на сковородке иль на троне?

Готовитесь ли к Страшному суду

или надеетесь, что дьявол выдаст бронь Вам?

1.0x