Авторский блог Евгений Фатеев 01:43 11 февраля 2020

Как не бросать своих?

после прочтения «Красного нуара Голливуда» невозможна роскошь тупого антисоветизма

Михаил Трофименков. «Красный нуар Голливуда. Часть I. Голливудский обком». СПб: «Сеанс», 2018 - 748 с.

В последние лет пять-шесть у нас много говорят о том, что «русские своих не бросают». Пока ещё бросают. Уже гораздо меньше, чем раньше, но пока ещё бросают. И прямо сейчас, вот здесь и сейчас, мы от этого бросания излечиваемся. Вот в этой конкретной книге, которая действительно очень особенная. Кстати, даже очень особенные книги могут издаваться тысячным тиражом, не переставая быть особенными, обладающими большим общекультурным значением. Тысячный тираж – это скорее знак того, что книгу просто необходимо поскорее купить. Пока она ещё продается, и пока она не превратилась в библиографическую редкость.

Эта книга из числа роскошных. Роскошь таких книг могут позволить себе только большие, великие культуры. Читая такую книгу, ты начинаешь верить в то, что мы, наша культура, начинаем выбираться из состояния вечного бедного. Вечным бедным, согласно внешним признакам, у нас пока еще остается государство, которое могло бы воротить горы на сравнительно небольших ресурсах, если бы оно всего лишь избавилось от комплекса вечного бедного, обрело вкус к драйву, заразилось амбициями. И очень хочется, чтобы эту книгу прочитали люди откуда-то оттуда, из тех странных закрытых кабинетов, в которых «кто-то хитрый и большой» принимает судьбоносные решения.

В сегодняшнем постглобалистском мире нельзя будет отсидеться в окопе. Окопных и катакомбных просто объедут, не учтут, проигнорируют. Те, кто всё же решился на сложную, очень дорогую, очень непростую игру в суверенитет, должны понимать, что это не про оборону, а скорее про бои на всех фронтах, на подступах, в тылу врага, это про игру на всех досках. А мы пока до этого не доросли. А потому до сих пор можем позволить себе бросать своих. Под своими в данном случае я понимаю тех западных и восточных творцов, интеллектуалов, которые в прошлом веке, совсем недавно, поверили в наш Красный проект, который для всех в мире был русским проектом. В прошлом веке мы были эдаким альтернативным символическим рынком, мы были местом обитания какого-то другого воздуха, которым могли дышать люди, поверившие нам, поверившие в нас. Поверившие подчас так, как мы сами в себя не верили.

А потом мы их бросили. Поверившие в нас дорого за это заплатили и при жизни, и после смерти. Мы их бросили, и сейчас многие из них пребывают в забвении. Мы их бросили, а сами почти фатально упростились, уплостились, деградировали, впав в идиотский, одноклеточный, тупой и дремучий антисоветизм. Вообще антисоветизм – для меня лично – это тест на некую мировоззренческую взрослость. Всем еще не совсем безнадежным антисоветчикам просто необходимо прочитать эту книгу. Есть шанс на излечение. В том числе и на излечение от бросания своих.

Каких своих? Красных сценаристов Голливуда и функциональных живописцев ГДР, кубинских карикатуристов и арабских монументалистов, красных архитекторов Латинской Америки и самобытных создателей красного масскульта в Индонезии, керамистов Мейсена гдровского периода и югославских архитекторов-бруталистов, польских писателей-соцреалистов и венгерских дизайнеров-шестидесятников и т.д. и т.п.

И это не только наш важнейший цивилизационный долг. «Вспомнить о своих» синонимично «вспомнить себя». В этой книге, переполненной деталями, фактами, есть главное – она помогает лучше понять нас самих. После этой книги ходульные и убогие представления наших кинематографистов о 20-х, 30-х годах в СССР кажутся уже просто невозможными. По прочтении этой книги будет просто невозможно позволить себе роскошь тупого антисоветизма.

Уже придется жить с осознанием таких фактов, как:

- «…летом 1932-го Совет по физкультуре при СНК постановил развивать новый национальный вид спорта – бейсбол, а в апреле 1934-го Московский институт физкультуры ввел курс бейсбола»;

- как отмечал американский писатель Дос Пассос, «в 1928 году он ни разу не почувствовал в своих собеседниках страха. Напротив, его поражала вольность речей даже в кругу «сталинца» Фадеева, приютившего Доса»;

- «Дос Пассос изумлялся: едва ли не все, с кем он говорил в Москве, - от Эйзенштейна до уборщицы в гостинице – настоятельно советовали посетить театр кабуки»;

- Одним из первых членов Союза советских композиторов был Алекс Норт, автор музыки для «Спартака», «Клеопатры» и «Трамвая «Желание»», первый композитор-обладатель «Оскара» «за вклад»;

- первый негр-сценарист появился на советском «Межрабпомфильме».

Таких фактов в книге множество. И у нас только впереди исследование Советской России как невозможной страны. И нам как-то нужно победить свою собственную внутреннюю провинциальность, чтобы осознать тот факт, что в 1930-е годы Москва перехватила Парижа пальму самого космополитичного города мира. У нас впереди преодоление многочисленных невозможностей, одной из которых является недостаточность книги как жанра. Эта книга – скорее руководство к пользованию, путеводитель для грандиозного, потрясающего медийного проекта, который когда-нибудь обязательно появится.

1.0x