Авторский блог Сергей Сокуров 06:53 10 июня 2018

Как евреи спасли русскую культуру в СССР

Реплика на скорую руку  

Побуждением к публикации этой реплики послужила серия статей Алины Ухановой, посвящённых деятелям советской культуры. Намерение Алины благородно: напомнить забывчивым о именах, которые, ввиду наших повседневных забот, как правило, забываются, если, конечно, мы вообще знаем о них. В целом отзывы о работах нашей «сообщницы» (от сайтовского Сообщества) положительны, но в гуле одобрения просветительских усилий нашей публицистки прослушивается недовольное ворчание, мол, героев своих Алина выбирает всё не из наших, дипломатично говоря, если не по подозрительным именам и фамилиям, то отчество выдаёт голову «под кипой». Сей факт, надо сказать, подмечен верно. Но в отличие от профессиональных ворчунов, радеющих о чистоте арийской крови (какая, впрочем, у них самих, родства не помнящих, под вопросом) я не виню Алину в пристрастии к одной нации (или к полукровкам с русскими каплями в жилах). Ибо в русско-культурной сфере, куда ни кинь взгляд, везде (скажу дипломатично) преимущественно творят после Октябрьского переворота в 1917 году инородцы. И не потому отнюдь, что мы, великороссы, бесталанные.

Как раз наоборот, мы доказали свой творческий гений в Золотой и Серебряный века русской культуры, длившиеся всё XIX столетие (от Карамзина с его «Историей») и пятую часть ХХ века вплоть до «Философских пароходов» с поруганными новой властью гениями на борту. Хотя эта культура создавалась разно национальными творцами империи, но преобладали среди них великороссы и представители Малой и Белой Руси. Достойное место занимали немцы и поляки, таланты иных родов (т.е. инородцы), в том числе евреи, создатели прекрасного: Антокольский, Левитан, Надсон, Рубинштейн и пр., и пр. Наша отечественная культура Золотого и Серебряного веков законно носила название русской, ибо озвучивалась языком Пушкина, его предшественников и последователей. Но этому цветению, обещавшему миру северное сияние во всех сферах человеческого духа, положили конец революции и Гражданская война на территории уже бывшей империи. А ритуальную точку поставили те самые «философскиие пароходы» (и поезда) в 1922/23 годах, когда инициативой Ленина и Троцкого был отправлен в невозвращение цвет русской творческой интеллигенции, ограбленной и униженной, «последние из могикан» . Изгнания избежали немногие. Кто остался дома, разделил судьбу Николая Гумилёва и Бабеля (расстрел), Цветаевой, Есенина, Маяковского, Фадеева (самоубийство), Ахматовой (насильственное отстранение от родной культуры), Максима Горького (одурение старика до смерти великими стройками, совершаемыми с использованием рабского труда), Шолохова и ему подобных (лукавое вознесение в классики в обмен «Тихого Дона» на «Поднятую целину»), Бедного Демьяна (выкормыша пряником под кнутом). И т. д. Не каждый истинный талант был способен во спасение, создать, например, роман "Кавалер Золотой звезды"...

А до этого несчётное число творцов и просветителей погибло в годы Первой мировой, потом сражаясь в белых армиях, став жертвами Красного террора и вынужденной эмиграции. Затем начались чистки от «бывших» - умерщвление голодом и издевательством в лагерях. Оставшиеся в живых забились по углам страха, в жуткие коммуналки, укрылись на работах, им не присущих; их детям стало трудно получать высшее образование даже при отличной подготовке. Русская культура лишилась русской души, русских сердец и голов. Казалось, наступил для неё после Серебряного не Бронзовый век, а мёртвое безвременье.

Спасение пришло из-за Черты оседлости. Евреи выжили в двухтысячелетних гонениях, благодаря в первую очередь организации традиционной общины. Каждому еврею с детства внушали, что он должен стать, по сравнению с инородными конкурентами, лучшим сапожником, лучшим портным, лучшим из поваров, врачей, адвокатов, музыкантов, архитекторов, живописцев, модных писателей, главное, финансистов. Путь к успеху лежал через образование. Самый бедный еврей всегда умел читать, писать и (обязательно!) хорошо считать. Помните у Чехова?: уездные библиотеки в старорежимной России посещали регулярно только еврейские мальчики.

В СССР насельники Черты оседлости получили вначале (до Сталина с его Биробиджаном) первую после царей Давида и Соломона Землю обетованную на шестой части Ойкумены. Бывшие сидельцы худших камер (так считалось) «Тюрьмы народов» в одночасье обрели полную свободу действий во всех сферах государственной и общественной жизни страны. В псевдопролетарской культуре (ибо культуры действительно пролетарской быть по определению не может) они, ради галочки, отметились Штепселем при Тарапуньке. Но свято место великой русской культуры оказалось практически пусто. И его заполнили те, кто интеллектуально был подготовлен лучше других, кто легко одолевал конкурентов в открытой борьбе или подковёрно, кто умело действовал в культуре, даже самой «эфирной», и как деловой гений, в первую очередь, деловой, решительно, упорно, настойчиво, по-еврейски, как наставляли ещё библейские мудрецы. Создавались коллективы, кланы, династии творцов искусства и литературы. Каждый «инородец» (по отношению к творческому еврейству), в том числе, русский, теперь преимущественно "выходец из народа", чтобы быть признанным, должен был стать для них «своим», не обязательно через родовую связь, достаточно не подчёркивать свою русскость.

Хорошо это или плохо? Это объективная реальность. Евреи СССР по большому счёту, спасли русскую культуру, ОБРЕЧЁННУЮ БОЛЬШЕВИКАМИ НА ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНУЮ, «ПРОЛЕТАРСКУЮ». А какого «драгметаллического качества» она может быть, вопрос открытый. До бронзы ли!? Может наступить век оловянный, а может – и деревянный.

Но искренне возблагодарим наше талантливое еврейство: оно сделало что могло.

На заставке картина Исаака Левитана «Над вечным покоем».

1.0x