Авторский блог Владимир Лавров 21:32 1 февраля 2016

Как связаны религия и выживание?

Чтение детской книги о выживании может навести на мысли о ключевых вопросах организации нашего общества. В статье обсуждаются вопросы мотивации поведения человека на разных уровнях внутренних систем и связь технологий очищения внутреннего мира с выживанием общества.

Полезна ли религия для выживания?

Если напрямую вспомнить слова Христа, то может показаться, что религия и выживание никак не связаны, что религиозные люди – «не от мира сего», и думать об этом вообще не стоит. Однако, исторический и технологический опыт говорит нам нечто прямо противоположное – без религии и наличия в обществе способов глубокого внутреннего изменения жизнь вообще невозможна.

Конечно, можно сказать, что «религия полезна потому, что люди меньше воруют, меньше убивают за мелочные обиды, не блудят, из-за чего меньше брошенных детей», но такая мотивация будет ненамного отличаться от убеждения «религия полезна потому, что от большого числа поклонов спина не болит». Суть лежит несколько глубже.

Никогда не знаешь, где найдёшь. Друзья, зная мои увлечения, дали мне почитать детскую энциклопедию выживания. В первой главе, посвящённой психологической устойчивости в стрессовых условиях, я неожиданно обнаружил достаточно глубокие идеи. Цитата:

«Глава 1, раздел «Психологическая подготовка».

Один из способов выработать психологическую устойчивость – это подготовить сознание к чрезвычайной ситуации заранее. Это то, что солдаты называют «закалка боем» или «прививка боем», но мы можем назвать это просто подготовкой. Подготовка строится на «ознакомлении» сознания с шоком и с необходимостью выжить, которое проводится путем тренировки в условиях, максимально приближенных к реальным.

Понимание того, как работает память человеческого мозга, очень полезно, когда приходит время использовать полученные навыки в настоящей чрезвычайной ситуации.

Работа мозга человека в основном похожа на работу файловой системы. Все воспринимаемые события сравниваются с хранящимися в памяти «файлами» на предмет обнаружения сходства с событием, произошедшем в прошлом, что помогло бы определить необходимые ответные действия. Если совпадение есть, то человек может адекватно отреагировать на ситуацию.

Иногда совпадение бывает настолько велико, что человек начинает выполнять действия автоматически, почти бессознательно, как, например, при приготовлении кофе. Однако, если в предыдущих событиях ничего похожего не встречалось, то мозг ищет эквивалентный «файл» и использует его для создания нового «файла», основываясь на результатах произведенного действия.

Проблема выживания заключается в том, что если вы никогда прежде не находились в в ситуации на грани жизни и смерти, то вряд ли у вас будут подходящие «файлы» для сравнения. Именно в этом случае пригождается психологическая подготовка.

Первая и наиболее важная часть психологической подготовки – это усиленный тренинг, поскольку именно он вкладывает в мозг все необходимые «файлы». Постарайтесь воспроизвести как можно больше вероятных ситуаций и как можно более реалистично, но не подвергая себя настоящей опасности. Например, если вы дайвер, отрепетируйте действия с поиском маски или другого источника воздуха под водой. Если вы путешественник, сделайте шалаш или разведите безопасный костер в условиях мороза. Если вы часто бываете в криминогенных районах города, постоянно отрабатывайте приёмы самообороны и не избегайте во время тренировки настоящей боли. Чем больше реализма будет в вашей подготовке, тем меньший шок вы испытаете при попадании в разные экстремальные условия.

Упражнения должны проводиться с чувством настоящей опасности и повторяться до тех пор, пока правильная реакция не станет автоматической. Благодаря многократному повторению, вкладываются в мозг и становятся «знакомыми» эмоции и психические процессы, естественно возникающие в чрезвычайной ситуации. В критический момент психика обученного человека будет менее травмирована, чем у человека, не прошедшего такую подготовку. В дополнение к психологической тренировке существует метод обучения, называемый «визуализацией». Научные исследования доказали, что если мозг прорисовывает что-нибудь полностью в деталях, тогда воображаемая картина становится частью пережитых «файлов», и эти новые «файлы» начинают принимать участие в выработке ответных действий наравне со старыми.

Для визуализации необходимо сесть в тихом месте, закрыть глаза и представить себе экстремальную ситуацию как можно более живо, подробно создавая в уме каждое движение, каждый звук и ощущение. Визуализация полезна для психологического обучения, она позволяет самостоятельно выполнить «закалку боем». Человек видит себя в такой обстановке, в которую ему страшно попасть, и продумывает, как он справляется с трудностями. Если вы, например, боитесь быть погребённым лавиной, вообразите, что находитесь в толще снега и в темноте. Но вместо того чтобы вызывать ощущения ужаса представьте, как вы возвращаете телу правильную ориентацию, подавляете панику, затем упрямо пробиваетесь к поверхности. Так, если худшее всё же произойдёт, то мозг использует этот позитивный «файл» для поиска выхода из положения. Хотя данный приём и не заменяет физическую тренировку, но в чрезвычайной ситуации он помогает держать стресс под контролем».

Конец цитаты. (Перевод «How to survive anything, anywhere» Amber Books Ltd, 2004», Англия; в России «Выживание в экстремальных условиях» М.: АСТ: Астрель, 2011, синтаксис и пунктуация оригинала сохранены).

Очевидно, что авторы сильно недоговаривают. Понимание на таком уровне предполагает знание того, что аналогичную работу с воображением критических и стрессовых обстоятельств и способов их решения необходимо проводить всё время, причём это происходит не всегда по своей воле. Например, если тот же школьник попробует сесть тихом месте и заняться визуализцией, то через некоторое время обнаружит, что мечтает о том, как он одному школьному обидчику левой, второму – правой, а третьего - острым словом насквозь.

Даже в совершенно спокойной обстановке, во время еды или отдыха может начаться непроизвольное отвлечение внимания, в ходе которого система переосмысления опыта может выкинуть перед глазами сценку из опыта ранее полученных ранее обид, фантастическую сценку противостояния с «абсолютными врагами» или мечты о том, как превозмогаешь нынешних недоброжелателей.

В буддизме и православии про подобные эффекты говорится разными словами, но смысл примерное такой: все сценки подобного типа необходимо переосмысливать в духе полного беззлобия и представлять себе, как решаешь их без оскорблений, гнева, запугивания, как полностью святой человек. В этом случае именно такой, беззлобный способ поведения будет применён в следующем конфликте организмом до тех пор, пока не включится явное сознание. А если представлять себя в мечтах в духе «всех задавлю и всем скажу острое слово», то в следующей конфликтной ситуации опять будешь удивляться тому, что делал совсем не то, что хотел бы, грубил и обижал людей лишнего, и вёл себя совсем не так, как мечтал в лучшие минуты жизни.

В православии эти умения сохраняются, как правило, в монашеской среде. Святые отцы требуют полного беззлобия, контроля помыслов, наблюдения за «мечтаниями» и «отсечения греховных помыслов», молитвы за тех, кто обидел, запрет на убийство даже в мыслях, отказ от прелести – сладких мечтаний, заменяющих реальность. Что характерно, рекомендуется не силовое подавление помыслов, а переосмысление – например, даже при чтении Библии рекомендуется не подавлять мысли, если что-то задевает внимание, а остановиться и подумать. В последнее время такое строгое отношение к своему внутреннему миру вышло из чисто монашеской среды, стало довольно распространенным даже среди не очень воцерковлённых людей.

В буддизме аналогичное понимание привело к возникновению как традиции долгих молитв с медитациями, с пожеланиями всяческого счастья всему живому, так и интенсивных практик очищения (из известных нам сейчас шире всего распространен ребёфинг, о нём достаточно широко написано в интернете).

Про ребёфинг можно прочитать, например, здесь

http://sdorov.ru/psihologiya/dyhatelnye-praktiki-1/rebyofing/

Про ребёфинг пишут, что его придумали американцы, но на самом деле технология идёт из буддизма, насколько я понимаю, это тибетская традиция.

Есть кое-что похожее и в мусульманстве, в традиции борьбы с «нафсом» у суфиев. (Простым мусульманам шариата это недоступно, из-за чего православные и считали его преступным упрощением).

Опытные люди, наверное, заметили, что из приведенного выше отрывка книжки про выживание очень заметно торчат уши дианетики (сайентологии), но учение о том, что поведение человека в значительной степени определяют ранее полученные боли и впечатления, ставшее основой дианетики – это учение (как и ребефинг) американцы позаимствовали у буддистов, как всегда, значительно упростив по дороге и «забыв» указать первоисточник.

Очевидно, что традиции внутреннего изменения являются сердцевиной, самой важной частью религиозных систем, тем, ради чего люди поддерживают религии и ради чего иногда идут даже на смерть, защищая свою религию. Внешняя мораль, конечно, тоже хороша, но без вот такого «внутреннего делания» правила «быть вежливым и не тырить ничего соседского» очень быстро растворяются в пространстве до полной незаметности. Сейчас именно такой процесс мы наблюдаем в Европе, в которой сначала при создании католичества, а еще больше – при создании протестантства традиции «внутреннего делания» были потеряны. А потом в 60-х годах 20-го века дети католиков и протестантов «вдруг» обнаружили, что на Востоке бывают медитации и можно жить не только ради кошелька, но и ради некоторого внутреннего изменения, из-за чего многие перекинулись в буддизм, или во что похуже.

Когда есть традиция «внутреннего делания», то каждый человек может на собственном опыте убедиться, что жизнь – это не просто процесс обслуживания желудка с соблюдением моральных правил по ходу дела, а увлекательное приключение, в ходе которого можно изменяться в лучшую сторону, становиться намного лучше и переставать быть врагом самому себе и окружающим.

Знают ли это авторы книги? Я думаю, что знают. Рассказывают ли они что-то подобное тому, о чем я написал в абзацах выше, на специальных тренингах по поведению в стрессовых условиях для руководителей высшего ранга и военных? Думаю, рассказывают. Не уверен, что всё, переданное передатчиком, в данном случае помещается в приёмники, но факт налицо: подобное понимание становится частью культуры, технологией, которая в ближайшее время станет частью западного мира. В сильно урезанном, безбожном виде, но частью культуры станет. А может быть, и частью культуры западного христианского мира, в конце концов, не все западные люди отказались от христианства, кто-то обязательно сообразит, что то, что им рассказывают на тренингах – это часть того, что говорили святые отцы до появления католичества. Несомненно, что в настоящий момент дианетика и подобные ребёфингу дыхательные практики используются для противостояния христианству. Насколько долго такая ситуация сможет продолжаться, неизвестно. Но пока на примере детской книги мы видим, что убеждение в том, что ДЛЯ ВЫЖИВАНИЯ необходимо себя ПЕРЕПРОГРАММИРОВАТЬ, доступными и понятными словами уже объясняют ДАЖЕ ДЕТЯМ.

А что у нас происходит в православном мире? А у нас всё плохо. То есть сама технология Преображения отлажена и работает прекрасно. А вот с пониманием смысла происходящего и с идеологией всё плохо.

Насколько я понял, процесс обретения святости происходит по следующим направлениям:

1) Доверие, открытость и любовь к Богу,

2) Обретение безусловной любви к людям и всему живому,

3) Излечение «дурных навыков» и преображение тела.

В третьем пункте под «телом» понимается не только физический носитель, но и те инстинкты и способы поведения, которые мы получаем при рождении или по примеру поведения окружающих. В данной статье обсуждается именно третий пункт и его влияние на развитие идеологии, способов организации общества и государства. Можно, конечно, поговорить и про первые два пункта, но, во-первых, с этим прекрасно справляются священники, а во-вторых, тем, кто этого не хочет, ни любовь к Богу, ни стремление любовно заботиться об окружающем мире не передашь. А вот от третьего пункта напрямую зависит и идеология, и судьба государства. Если люди видят, что в религии есть нечто, что изменяет человека в лучшую сторону, нечто, что повышает вероятность выживания, они поддерживают религию. Если они этого не видят, то считают все церкви паразитами.

Итак, есть ли у Православия технология преображения тела? Есть. Причем её и словами не особенно надо формулировать, она является частью системы. Поскольку это понимание мало известно широкой публике, придется сказать о нём несколько слов.

Когда человек принимает правило полного беззлобия, возникает глубочайшее противоречие между, с одной стороны, всеми наработанными с детства способами поведения, запомненными болями, страхами, опытом получения унижений и, с другой стороны, убеждениями высших уровней сознания в необходимости вести праведную жизнь и жить любовью. Особенно остро эти процессы протекают в том случае, если человек принимает монашескую практику контроля помыслов, отречения от гнева и запрещения даже мысли об убийстве.

Сознание все время атакуется картинами того, как «абсолютный враг» намеревается уничтожить тебя или православное царство, и незаметно для себя начинаешь придумывать способы уничтожить врага. Привычка отвечать как можно сильнее приводит к грубости с окружающими, начинаешь досадовать но то, что постоянно делаешь не то, что хочешь. И даже необходимость сделать широкий шаг приводит к большой боли, поскольку нельзя разозлиться и подавить неприятные ощущения от лени мечтами о себе – всесокрушителе.

Тут ещё надо учесть способ организации информационных процессов в теле при любой работе: когда необходимо что-нибудь сделать, воля человека принуждает к работе ленивое тело через систему запомненных болей. Когда тело в ответ на понимание того, что надо что-то сделать, начинает говорить «не хочу – не буду – устало», внутренние волевые системы дают ссылку низшим системам на соответствующую запомненную боль в духе «если не будешь двигаться, то будет больно как вот тогда». Если в процессе работы негативных ощущений становится всё больше и больше, то волевым системам, соответственно, приходится применять память о всё более сильных болях, или проигрывать всё чаще и чаще память об одной какой-то боли. Именно из-за этого многие и злятся при тяжёлой или кропотливой работе, стремятся сорвать зло на окружающих, или проигрывают про себя мечты о мести, или о победе над придуманными врагами. После принятия правила полного беззлобия такими мечтами себя уже не поразвлекаешь, и становится вдвойне тяжелее.

Тут необходимо заметить, что надежды дианетики или ребёфинга получить абсолютно чистого человека, стерев все памяти о запомненных болях, по этой причине не очень реальны: при необходимости тяжелой работы организм подхватит в качестве пугала любую другую боль, как правило, более глубокую. Правда, в ребёфинге об этом честно предупреждают, что при очищении одной боли становится доступной более глубокая, и что процесс занимает много лет. Но мы сейчас не о ребёфинге…

Необходимо заметить также, что устройство человека как информационного существа имеет множество систем разных уровней. Об этом чуть ниже, а пока определим, что в человеке есть собственно человеческая часть – разум, душа и дух, которые определяют мотивацию поступков и размышляют над тем, что лучше сделать, а есть и автоматическая, животная система. В детстве человек всегда делает то, что хочется, а хочется ему того, что необходимо для выживания – есть, плакать и звать маму, когда страшно, и так далее. Это работает автоматическая система. В критических обстоятельствах у людей, которые не проводят работу по преображению внутреннего мира, эта же автоматическая система отодвигает человеческую часть в сторону с помощью страха смерти (или страха боли) и начинает командовать сама, заставляя человека делать то, что, выражаясь языком детской книжки, записано в «файле» и необходимо для выживания. Ситуации, когда человек в гневе говорит не то, что хотел бы, или когда тонущий карабкается на спасателя и топит его, или когда при отравлении угарным газом от печки люди мечутся по избе «как угорелые» и не могут открыть дверь, просто повернув ручку – это проявление действия именно автоматической системы выживания.

Итак, в православии после того, как человек сталкивается с первыми неприятными ощущениями и неадекватностью собственного поведения, он начинает ходить по опытным людям и вскоре узнает, что: - у всех были такие проблемы, - что при соблюдении практики молитв, беззлобия, доброжелательного поведения и молитв с пожеланиями всего хорошего тем, кто кажется врагами, все озлобления и ожесточения уходят. Немаловажно и то, что человек представляет себя открытым перед Богом, что чувствует себя на правильном пути, на котором все его достижения одобряются Богом и людьми.

При этом все те боли и страхи, с помощью которых автоматическая, животная часть сознания лепит образы «абсолютного агрессора, которого обязательно надо уничтожить» и вывешивает перед глазами в виде мечты или придуманной картинки, все эти боли осознаются и рассасываются. Пропадает страх смерти, пропадает страх болей или насмешек со стороны окружающих. Человек становится устойчивым к панике, не поддаётся гневу, у него улучшается здоровье за счёт другой осанки и отсутствия зажимов в дыхании, сознание приобретает ясность мышления. У многих благодаря освоению смирения и отказу от гордости появляется способность понимать суть происходящего и контролировать события, не отвлекаясь на отстаивание образа «себя такого, который никогда не ошибается». Человек становится способным к долговременному выполнению кропотливой работы, к проявлению внимания ко всем подробностям дела, да и просто красивее в поступках. Умение сдерживать желания позволяет начальникам не требовать секса от всех подчиненных другого пола и не тратить все деньги фирмы на престижные покупки.

(В скобках замечу, что несколько лет назад я написал книгу, посвященную системному анализу человека, способам обнаружения различных болей и способам излечения от негативных сторон действия животных систем. Я хотел скопировать из нее сюда способы очищения, но текста оказалось так много, что интересующимся способами изучения внутренней сути лучше будет смотреть саму книгу здесь:

http://samlib.ru/l/lawrow_w_g/svatost.shtml

К теме относятся главы 5 и 6, остальные главы можно не читать. Кому не хочется идти на сайт самиздата, можно прочитать лежащую рядом статью «Сила православия»

http://zavtra.ru/content/view/sila-pravoslaviya/

Там краткая выжимка).

Делая вывод из всего сказанного выше, можно с полным основанием сказать, что благодаря православной религии выживаемость человека и общества повышается примерно так, как разница между «быть» или «не быть», и что в православной церкви технология преображения есть. А в других религиях нет, даже в соседней католической, где всё преображение парализовано прелестью. Ощущая свою ущербность, католики сотнями лет пытались разными способами уничтожить православие и государства – носители православия, называли православных «проклятыми схизматиками». И это в то время, когда схизма – самая высокая ступень монашеского делания, внутреннего очищения, то, что я называл выше «внутренним деланием».

Но могут ли об этом понятными словами сказать православные священники? Оказывается, что не могут. Получается видимость того, что мы опять отстаём от западного мира по гуманитарным технологиям – у них и про перепрограммирование в книжках для детей пишут, и ребёфинг есть, а у нас только свечки перед образами. Широкие массы про Преображение не слышали.

Стоит ли развивать в православном мире технологии очищения запомненных болей, что-то наподобие приведенного выше ребёфинга? С одной стороны, это опасно, - люди, не готовые к сильным чувствам и не избавившиеся от страха смерти (что происходит обычно на пути доверия к Богу), вылетят на сильные чувства, к которым могут быть не очень-то готовы. С другой стороны, подобные методики могут быть неплохим медицинским средством для тех, кому внутренняя зажатость сильно мешает жизнь, и вообще могут немного поднять здоровье общества. Какие-то стороны подобных методик можно использовать в детских книжках, наподобие той, что я привёл в начале статьи, в качестве подготовки к экстремальным или конфликтным ситуациям. Но вводить подобные технологии надо очень осторожно, и так, чтобы всё население знало, что они достигнуты с помощью православного понимания правды и святости, чтобы они действовали не как разработки «умных учёных, которые в пику косным попам разрабатывают оздоровительные методики», а как кусочек глубинной мудрости, которой духовные люди – лучшие люди общества – поделились с миром в качестве благотворительности.

В этой статье хочу обсудить вторую тему – о связи между религией и идеологией. Она тесно связана с первой, с технологиями очищения сознания. И видится мне, что здесь мы подходим к проблеме, которая являлась ключевым нестроением в православии на протяжении последних 1000 лет, а может быть, и больше.

3 июня 2015 года слушал я по радио "Вести" радиоэфир передачи Владимира Соловьева, посвященный беседам отца Дмитрия Сергеева. В передаче ведущий минут 40 пытался получить от священника ответ на вопрос, что нам делать с отсутствием идеологии в стране. Отец Дмитрий упорно отвечал о развитии духовности. С необходимостью развития духовности ведущий В. Соловьев соглашался, но просил что-нибудь сказать и об идеологии. Сколько он ни бился, так и не смог объяснить священнику разницу между духовностью и идеологией. И это при том, что о.Дмитрий человек явно не самый глупый, не фанатик и в остальное время демонстрировал очень ясное мышление. В последующих передачах на "Вестях" с отцом Дмитрием ему задавали этот вопрос в разных формах несколько раз, но он ни разу не смог ответить. Откуда такая избирательная слепота?

Я наблюдал подобные сцены огромное количество раз. Люди приходят в церковь и задают вопросы о "добром законе", а получают в ответ указание стать богоугодными. Самый типичный ответ: "Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи". Я понимаю, почему священники отвечают подобным образом. Если они ввяжутся в диалог, то, скорее всего, услышат предложение создать какое-нибудь особенно эффективное государство с особенно эффективной системой наказаний неправедных, и объяснять каждому, почему такие построения не буду работать - никакого времени не хватит. А так те, кто не уйдут сразу, через многие годы и молитвы поймут, насколько сложно бороться со страстями, какими страстями живут руководители грешного мира, и избавятся от поверхностных суждений, от надежд немедленного построения "золотого века" с помощью "доброго закона". Как-то так эта практика до сих пор и работала. Разработкой пропаганды и оценкой ее эффективности никто при этом не занимался, все считали, что кого Господь привел в церковь, кто приложил усилия для собственного роста - тот и спасётся, а до остальных дела нет.

Идеология - это, по большому счету, прошедшее через государственное утверждение и через СМИ понимание того, чем наш образ делать дела лучше, чем у соседей. Почему мы не можем сформулировать наше понимание в словах?

Мне кажется, что мне удалось зацепиться за причины сложившейся ситуации, зайдя немного с другой стороны. В беседах с разными христианами я часто делился восторгами по поводу того, что благодаря принятию христианского полного беззлобия очень сильно изменяешься изнутри, появляется возможность самоконтроля во время конфликтных ситуаций и при борьбе с разными помыслами. Очень часто я встречал реакцию в таком стиле: "А чего это ты занимаешься самоконтролем? Это не ты должен сам себя контролировать, это Бог должен все в тебе контролировать, а ты должен только осваивать смирение". Причем так реагировали и мужчины, и женщины, в том числе с высшим образованием. На вопрос: "А человек вообще имеет право думать о последствиях своих поступков?" - они надолго замолкали, потом некоторые очень нехотя признавали, что, в общем-то, имеет. (А некоторые так и молчали). Но как только речь дальше заходила о том, как сделать так, чтобы последствия поступков были наилучшими, моментально возвращалась песня: "Ты не должен ни о чем судить, решение тебе должно от Бога вставиться".

Описанный подход к жизни у таких как бы христиан очевидно безумен и порочен, но он очень распространен. Мало того, эти христиане считают его своим достоинством. В абсолютном большинстве эти люди не относятся к тем, кто принимает решения, но их много. И что самое страшное, именно в таком духе проповедуют многие священники. А что делать тем, кто принимает решения и вынужден думать о том, как сделать последствия своих поступков наилучшими?

Да, Христос сказал: "Не суди, да не судим будешь", но это сказано совсем про другое явление - когда люди живут осуждением других людей и внутренним самовозвышением, когда люди мотивацию деятельности берут из гордости за то, что они чем-то лучше других. Никто и никогда не запрещал рассуждения о том, какое решение лучше и в чём собственно это самое "лучше" состоит. Вот из этих рассуждений и из опыта духовного делания идеология и возникает. Но если все рассуждения запрещены, то откуда ему взяться, пониманию? А если нет понимания правды, то нет и ясности в понимании своих целей и путей их достижения, остается жить только эмоциональностью, душевностью. Запрет на рассуждения - это смерть для духовного делания. Однако, именно отказ от рассуждений, от идеологии стал основной струей в РПЦ.

Самым показательным образом высказался об этой проблеме отец Д. Смирнов в передаче на "Вестях" 23 июня 2015 года. Рассказывая о покаянии, он сказал по смыслу следующее (цитирую по памяти): "Часто люди, даже после того, как придут в христианство, что-то там пытаются исправлять в себе сами. Это бесполезно. Смиренномудрие приходит к тому, кто принёс искреннее покаяние Богу, и только от Бога приходит дар мудрости и различения". С моей точки зрения, с одной стороны, сказано по смыслу всё правильно - пока человек мыслит насилием и ожесточением, все усилия пойдут ему только во вред. А с другой стороны, формулировка абсолютна неправильна, поскольку такой подход в корне отрицает накопление опыта.

Предлагаю посмотреть на происходящее с другой стороны. Есть человек, у него есть жизнь. Перед человеком стоит проблема: какое решение принять для того, чтобы последствия его поступков были наилучшими? При таком подходе все религии и все способы обретения внутреннего совершенства - это только способы изменить мотивацию своих действий и определить наилучшее решение. И эта ситуация не изменится, даже если вы окажетесь в раю. Никто за вас думать и отыскивать наилучшее решение не будет. Да, Бог по молитве может помочь человеку, может послать ту или иную жизненную ситуацию, чтобы вразумить или навести на идею, может послать сон со смыслом. Но принимать решение будет человек. А для этого ему нужны основания - соображения, на основе которых он принимает решения, очень полезным был бы также опыт предыдущих решений (особенно отрицательный опыт). Кто-нибудь у нас задумывался о том, через какие стадии развития проходит человек, какие соображения и истории могут быть ему полезны на данной ступени?

Мало того, согласие с правом думать о последствиях своих поступков подразумевает также право думать о том, в построение какого образа жизни должны вылиться последствия поступков – как твоих, так и твоих единомышленников, если они думают так, как ты. То есть для нормального человека нормально сначала вообразить идеальный мир, а потом попытаться осуществить его в реальности. Об этом я даже не заговаривал, поскольку построение «идеального мира на земле» - полное табу в православной культуре. И здесь я вижу целый ряд логических ошибок.

Отказ от построения «абсолютно счастливого мира на Земле» не означает запрет на размышления о том, какие улучшения мы могли провести в существующем мире. Попытки внедрить в реальность какие-то теоретически придуманные схемы не обязательно должны сопровождаться уничтожением всех, кто против (в конце концов, железную дорогу тоже выдумали из головы), и эти попытки не обязательно должны быть успешными – люди пробуют разные формы, получают опыт, переосмысливают его, придумывают новые схемы. Это исторический процесс, который предполагает множество ошибок и обучение на основе ошибок. Здесь как раз необходимо смирение и понимание того, что очередное новшество может оказаться ошибочным, готовность обсуждать это решение с его противниками и готовность принимать свою неправоту в случае, если она подтверждается фактами реальности. Как на мой взгляд, такое понимание должно стать частью православной культуры.

Мне говорят: "Ты что, хочешь превратить православие в католичество? Если церковь начнет указывать государству, начнет создавать идеологию, то повторит путь католиков". Нет, я не хочу, чтобы церковь получила управляющие государственные возможности и начала диктовать государству политические решения. Это смерть для церкви, первые места тут же станут ареной борьбы разных властолюбцев, кроме того, для людей, живущих высшими целями жизни, разбирать каждую ябеду просто скучно. Пусть этим кто попроще занимается.

Мне говорят: "Ты что, хочешь сказать, что человек спасается делами?" Нет, я такого не хочу сказать. Не надо подгонять меня под рамки каких-то ранее существовавших ересей. Представьте, что я не враг и действительно хочу разобраться в причинах очевидной неготовности церкви к решению жизненно важны вопросов в наши дни.

Если православная церковь, если её паства составляют большую часть народа, то она не может не быть частью общественного организма, в который входят в том числе и государство, и много кто ещё. Если церковь самоустранится от этой роли, то просто получится больной общественный организм. Главное - это правильно определить границы естественного распределения ролей и не переступать их самим (и не давать их переступать государству). Каковы эти границы?

Любой организм здоров до тех пор, пока в нем работают системы семи уровней: седьмой уровень определяет цель существования и то, как надо изменяться изнутри для соответствия правде жизни и выживанию. Шестой уровень получает от седьмого цель и перерабатывает её в образы, которые доводит до нижестоящих систем. Это художники и образотворцы всех видов. Другая функция шестого уровня - выделять типичные, характерные события, восстанавливать по отдельным фактам суть происходящих явлений, закономерности, и докладывать их седьмому уровню для создания планов о само-изменении. Пятый уровень - уровень логических построений в духе "если-то". Это ученые, государство, идеологи, сообщества экспертов. Они получают от образотворцев понимание того, что теперь считается красивым и некрасивым, цель, понятную в чувствах и логике. Четвертый уровень - уровень постоянно повторяющихся информационных процессов. Это привычки у человека или системы образования в обществе, узкие специалисты всех видов. (Заметим, что ребёфинг и дианетика работают с «файлами» именно этого, 4-го уровня, и частично с 3-им уровнем).

Системы 3-го уровня и ниже нас сейчас не интересуют. (3 уровень - передача информации, 2 уровень - производства и распределение энергии и ресурсов, 1 уровень - физический носитель).

Вывод из этого умственного построения простой: если деятели 7-го уровня отказываются от общения с образотворцами и идеологами, то организм очень быстро загнивает. Образотворцы теряют цель, начинают бороться за правду и красоту так, как они их понимают, начинают, например, протестовать против всякого насилия в государстве, чем делают невозможным выполнение своих функций для государства. Идеологи начинают обслуживать интересы государства, которые всегда нацелены на сиюминутный результат, на увеличение финансов и военной мощи. Следствием такой идеологии неизбежно должно стать нежелание жить у народа, безграничная жадность у худшей части общества и апатия у лучшей частей общества.

В средние века было как-то не очень ясно, чем следует заниматься церкви в государстве. Все всех знали, и все вопросы управления решались чаще всего на уровне личных связей. Высказывание церковью любого мнения по политическим вопросом воспринималось как покушение на авторитет царя и не приветствовалось. ХХ век принес нам новое понимание, теорию систем. Как-то вдруг стало ясно, что в обществе существует (и всегда существовал) ряд весьма сложных систем:

- Система отбора кадров в начальники; Система оценки качества работы этих начальников; Система сбора, оценки и распространения информации о внутреннем и внешнем состоянии общества и государства; Система контроля качества решений, успешности промыслов и качества продукции; и ещё много не менее важных систем... А потом стало ясно, что все эти системы без православия не работают, мало того, превращаются в свою противоположность.

Попробую описать, почему никакое общество не может жить без праведной религии.

Если праведности нет, то система отбора кадров начинает повышать самых глупых и эгоистичных. Система качества превращается в систему экономии на качестве. Система внутреннего анализа начинает работать на восхваление начальников, прятать информацию о любых недостатках. И даже системы образования и здравоохранения превращаются в систему ограничения допуска небогатых людей к знаниям и медицине, в системы грабежа.

На первый взгляд, перечисленные системы к религии и даже к идеологии никак не относятся. Однако, без неё они не работают. Возьмём, к примеру, систему обеспечения качества. Слова "экономия на качестве" звучат вроде бы понятно, всем очевидно, что это не очень хорошо. Но когда дело доходит до дела, в России почти все организаторы промыслов и систем начинают экономить на качестве всего, на чём только можно сэкономить: на глубине проработки проекта, на обучении персонала, на хорошем инструменте. Часто доходит до того, что рабочих на конвейере НАЧАЛЬСТВО заставляет делать некачественные изделия для сокращения трудоемкости. Я всю жизнь работал конструктором в ВПК, много имел дел с внедрением компьютерных программ. Могу сказать по опыту, что за исключением очень немногих фирм обучение конструкторов работе с конструкторскими компьютерными программами не проводится, из-за чего люди работают со сниженной производительностью (в разы) и отправляют в цеха документацию с ошибками. Я думал, что такое творится только в инженерном деле и ВПК, но потом послушал на тех же "Вестях" доктора Мясникова и понял, что в медицине дела обстоят ещё хуже - лишние операции, массовые неправильные диагнозы, отсутствие переподготовки врачей, отсутствие системного подхода к здоровью. В окружающих странах уже давно говорят про некачественную вещь: "Один Иван делал". И это в то время, как ведущие люди других стран уже давно поняли, что "нельзя экономить на качестве, поскольку качество - это и есть экономия".

Но откуда берётся желание сэкономить на качестве? А оттуда и берётся, от отсутствия смирения, от неспособности признать тот факт, что ты хоть чем-то ограничен. Говорить народу о том, что нельзя экономить на качестве и что надо любить проявлять внимание к подробностям дела - это, строго говоря, не церковное дело, это государственная часть идеологии. Но осознать эту проблему сможет только человек, прошедший школу смирения. Государство само по себе додумается только до того, чтобы увеличить план по валу и усилить наказания за брак. Если в обществе нет христианства или другой религии, способной бороться с гордостью – не будет и качественных изделий промышленности, не будет мастеров, способных терпеливо и упорно делать всё так, как надо. Прямая зависимость. И только одна эта проблема может убить Россию, сколько ни закачивай денег в промышленность, на выходе будет получаться продукт, только похожий на качественное изделие, нормально пользоваться им будет невозможно.

В здоровом обществе люди, осознавшие эту проблему, должны были бы передать информацию системе внутреннего анализа, та должна была подключить людей седьмого уровня, чтобы те осознали причины и наметили пути решения проблемы. Например, подключили художников, чтобы те создали соответствующие книги и мультики, а потом нашептали государству, что надо кое-что поменять в школьных учебниках. Как-то так. И где у нас эта система внутреннего анализа?

Простите, что я так примитивно все объясняю, по-детски, просто не могу уже смотреть, как простейшие, базовые проблемы вызывают грандиозные государственные нестроения.

Или взять систему отбора кадров. Во всех крупных иерархических системах (а на сегодня это все промышленные, образовательные и государственные структуры) повышают тех, на кого указало начальство. А начальство всегда указывает на тех, кто вызывает наименьшие опасения. А наименьшие опасения вызывают всегда либо подлые эгоистичные карьеристы, либо дураки, либо непрофессионалы. Хорошие специалисты имеют свойство спорить с начальством и портить отношения. Как вам нравится перспектива атомной станции, которая управляется неумехой, которого повысили за угодливость, и которую спроектировал с ошибками плохо обученный конструктор? А так они и работают.

Мы больше не можем позволить себе роскошь надеяться на естественный ход вещей, на то, что все как-то само рассосется. Мир стал другим, единой человеко - машинной системой, в которой устройство всех сторон жизни определяется разумом. Несовершенство некоторых подсистем может вызвать не только падение в варварство, но даже полную гибель биосферы. И таких подсистем много. Например, контроль экологии.

В описанном выше примере с отрицательным отбором начальников и специалистов необходима система стороннего анализа квалификации специалистов и качества решений начальников. Но если эта система будет подчиняться директору предприятия и состоять из нацеленных на карьеру людей, то она быстро превратится в политическую систему, которая будет везде назначать "своих" людей. Необходимо, чтобы в такой системе работали люди, имеющие психологическую и духовную подготовку, при этом не заинтересованные в карьере. Это не церковная система, но создать её без духовных людей невозможно.

Одна из функций систем шестого уровня - осознавать закономерности и докладывать о них системам седьмого уровня для выработки решения, а затем пятому уровню для проведения изменений. На практике это означает, что церкви не обязательно становиться еще одной разведкой и докладывать явным властям всё увиденное и подслушанное. Но когда множество людей по всей стране начинает выдвигать похожие идеи, значит, имеет место закономерность, и об этом уже можно доложить государству.

Где со временем оказываются самые добрые и самые мудрые люди общества? В монахах или священниках. Как правило, это и самые умные люди, поэтому, получив информацию о проблеме, они, скорее всего, предложат и способ её разрешения. И государственным деятелям лучше прислушаться. То есть в здоровом обществе не государство ставит церкви задачи по управлению тупым плебсом, как говорили коммунисты. Наоборот, духовные люди управляют сутью происходящего через мягкие советы. А государство - тупой исполнитель. Хотя само оно может думать о себе и иначе, что «кто казнит - того и первое место». И не надо ему в этом мешать. А если иной президент или князь начнет казнить слишком много и не тех, кого надо, то церковь может мягко посоветовать прихожанам выбрать кого-нибудь другого (а в случае с князем - посоветовать высшим генералам поставить на другого наследника). У князей всегда много конкурирующих наследников...

Для того, чтобы стать ведущей силой общества, церкви ничего особо делать и не надо. Надо создать "копилку хороших идей" и подобрать хороших специалистов, способных оценить идеи. Всё остальное люди сами принесут. При этом деятелям материального мира любого уровня всегда можно будет предложить на выбор идею для осуществления, а государственным деятелям - просеянную через специалистов и духовных людей информацию о наболевшем в обществе. Миром управляет информация, а с информацией ещё надо уметь работать. Лучше всего с ней работают те, кто обучен логическому, образному и духовному анализам.

Если образного или духовного анализа нет, то человек, скорее всего, выберет такие решения, которые дадут выгоду в ближайшем времени, но обернутся огромными потерями в будущем. Пример: у СССР была прекрасная внешняя разведка, работающая экономика, но пересилила созданная на Западе "культурная бомба", и большинство населения в итоге стало считать, что так, как в СССР, жить нельзя.

16 июня 2015г. На радио "Вести" выступал Степан Багдасаров, руководитель института изучения стран Ближнего Востока и Азии. Говорил очень правильные вещи о том, что радикальная идеология исламистов привлекает очень многих и что ей никто не противостоит, что нет контрпропагандистов, и что их никто не готовит. Предлагал готовить их даже не в университетах, а в высших военных учебных заведениях.

С моей точки зрения, военный против религиозного человека - что мальчик с пистонами против танка. Военные оперируют понятиями мощи и выживания, а религиозные люди - тем, что выше выживания. Для ведения информационных войн, для создания притягательного образа своей страны, для понимания, как именно нужно изменять свою суть и как противостоять попыткам противника изменить нашу суть в нежелательную сторону, необходимо уметь анализировать образы, необходимо понимать, как достигать внутреннего совершенства. А военные вообще без понятия о том, что суть человека или общества можно как-то менять.

Пример: для того, чтобы создать образ нелюдей в Донбассе, США приказали Украине сбить гражданский самолет над Донбассом, а потом все мировые СМИ обошла фотография ополченца с игрушкой в руке, внизу подпись "Ополченец хвастается тем, что в вещах сбитого самолета нашел игрушку для своих детей". Несмотря на явную чушь подобного утверждения (кто даст свои детям игрушку погибших? Кроме того, государство, которое непрерывно бомбят, имеет право сбивать все, что над ним летает) в мировое массовое сознание вбивается мысль: "В Донбассе живут нелюди, способные сбить самолет для того, чтобы награбить в нем вещи и игрушки для своих детей. А раз они нелюди, то по их городам можно стрелять из пушек". Для думающих людей это не аргумент, но подобное давление на чувства на думающих людей и не рассчитано. Против нас давно ведут войну психологи - изуверы, которых ещё в институтах учили анализировать чужие культуры и вести информационные войны на уровне не только пиара, но и на уровне образных атак. А за ними стоят тайные общества, которые вообще никогда магии не чурались. При таких поворотах военные пропагандисты даже не проймут, какая атака против них предпринимается.

Наиболее уязвимая часть общества - это молодые люди с обостренным чувством справедливости, желающие изменить мир радикально и немедленно. Если в обществе много неправедности, если общество долго не изменяется и молодым никто не объясняет, что для изменения мира к лучшему нужно много времени и терпения, то они становятся очень питательной средой для разного рода энтузиастов и мошенников, обещающих быстрые изменения. Пример большевиков, хунвейбинов и "исламского государства" тому яркое подтверждение. Но кто сможет это объяснить? Только ведущие духовные люди, знающие историю, и только с помощью образотворцев, способных создать достаточно впечатляющие художественные произведения.

Всё сказанное выше должно привести к следующему пониманию: нашему миру необходима СИСТЕМА, при которой согласованно работают системы всех уровней. Духовные люди, живущие для того, чтобы достичь наибольшего внутреннего совершенства (7 уровень), должны анализировать глубинные проблемы общества и давать образец для подражания, люди образов должны претворять идеалы святости в понятные народу чувства и образы поведения (6 уровень), идеологи и СМИ должны призывать к свершениям и устанавливать определенное отношение к миру и государству, призывать к честности и активной гражданской позиции (5 уровень). Изо всех этих систем у нас худо-бедно работает духовная и кое-как сохраняется бытовая идеология на уровне нравственности, полученной от родителей (4 уровень). А между ними - провал.

Для того, чтобы эти системы заработали, необходимо, чтобы у ведущих людей было понимание того, как достигается внутреннее совершенство человека и через какие стадии проходит человек на пути роста, какие вопросы он при этом себе задает. Такое понимание позволяет определить, на каком уровне находится другой человек и как можно оказать ему помощь на пути внутреннего развития. Такое понимание позволяет передавать людям искусства идеи и задачи о том, как создавать полезные произведения. Такое понимание позволяет осознавать, на каком этапе развития находится государство и какие ближайшие задачи оно должно разрешить. Но всё это требует постоянного внимания к собственному внутреннему миру в ходе попыток улучшения внешнего мира. Не будет желания исполнить заповедь "возлюбите друг друга" - не будет и опыта строения.

А если все раздумья о последствиях своих действий запрещены, если на все вопросы о том, что можно улучшить в мире, ведущие люди отвечают: "Молись и тебе все приложится", то это значит, как мне кажется, что общество глубоко духовно больно.

Теперь мы можем понять, чем был коммунизм для православия и почему он был попущен Богом нашему народу. Коммунизм - это аварийная подпорка под государственное здание в том месте, в котором оказалось слабо православие, подпорка на время, когда наивная вера в тотальное божественное руководство ослабла, а эффективная система взаимодействия разных уровней общества ещё не возникла. В мое время (2016г) государство живо только потому, что сохраняются коммунистические установки о том, что люди должны бороться за общее дело, делать государство чистым, служащим народу, и самим не воровать. Есть еще одна важная вещь, которую утвердили коммунисты: они сказали, что действия всех систем в обществе должны осознаваться явным сознанием и должна проводиться работа по совершенствованию всех систем. В итоге люди всё-таки ждут, что кто-нибудь займётся этим делом как очевидно необходимом для выживания человеко - машинной цивилизации. Эти ожидания стабилизируют общество вне зависимости от их реальности или наивности. Убери эти коммунистические идеи, как это произошло, например, на Украине, - и общество тут же рассыплется на ряд враждующих феодальных городов. Но аварийная подпорка не может держаться вечно. На то она и аварийная. Ее надо заменять живой, дееспособной системой.

Необходимо чётко отличать церковное делание от нецерковного: необходимо сразу установить, что то, что скажут идеологи и образотворцы о том, чем православный мир лучше для выживания и в чём в нём правда - это может быть и ошибкой, что все общественные построения и идеологии со временем устаревают, что это нецерковное дело. Мы вынуждены создавать какую-то идеологию потому, что нам надо что-то говорить нашим детям о том, как жить в мире и почему за наш православный мир надо бороться. Это создано православными, но это не значит, что это не может быть ошибкой или полуправдой, не надо освящать временные идеологические установки авторитетом церкви, хотя они и могут касаться религиозных установок. Создание совершенной идеологии - это то же самое, что и создание совершенных образов жизни, а это процесс глубоко исторический. Насколько я понимаю, Господь, когда говорил, что учение его подобно закваске, именно это и имел в виду.

Упрощённые системы имеют свойство вытеснять системы более сложные. Так большевизм потеснил православие, а поверхностный ваххабизм потеснил более глубокомысленную школу суфиев с их тарикатом. Но это означает только то, что надо пропагандировать себя как более глубокое и более праведное учение, объяснять, почему это полезнее для выживания всего общества. Надо говорить, что все обещания построить быстрое счастье приводят к обратному эффекту и что самый быстрый путь что-либо улучшить - это сделать всё так, как надо, постепенно улучшая и внутреннюю суть, и систему образования, и способы ведения дел в обществе. И это надо говорить не тем, кто приходит в монастыри, а в школах, иначе наши дети уйдут воевать за "исламское государство" ещё до того, как начнут что-либо понимать в мотивах собственных действий. Но для этого нужно четко представлять, почему и каким образом выживаемость человека - христианина, возрастающего в праведности и беззлобии, выше потенциала выживания того, кто мечтает только о сокрушении врагов. Это убеждение должно стать частью идеологии. А пока современный православный образ мышления ближе к убеждению в том, что раз царство Христово не от мира сего, то и его последователи тоже выживают только случайно.

В настоящий момент все проблемы с мигрантами в Европе и с распространением крайне агрессивного и упрощённого варианта ислама в Азии связаны с давней мечтой исламистов захватить весь мир любым способом. Что может противостоять этому давлению? Только не менее упорная, но более праведная религия. Христианство, а точнее – православие. И тут мы возвращаемся к теме начала статьи – о том, что православие действительно изменяет людей к лучшему, в отличие от других религий. Да, пропаганда мусульманства сильна тем, что людям внушают, что надо жить борьбой против Иблиса, что принявший мусульманство человек становится богоугодным. В тарикате много болтают о том, что надо бороться с нафсом (животной частью сознания), но только вот выше болтовни эти рассуждения не поднимутся никогда. Поскольку мусульмане отказались от заповеди любви ко всем людям, пройти через преображение они не смогут, отсутствие требования полного беззлобия просто не создаст тот конфликт, который и приводит к необходимости осознавать и очищать внутреннее устройство. Кроме того, с сожалением следует признать, что мусульманские суфии активно применяют прелесть (например, в ходе «кружений») и устойчивости против неё не имеют, а это духовная смерть.

В настоящий момент только православие имеет учение достаточной чистоты, способное изменять людей к лучшему. По этой причине учение о преображении, об очищении «файлов» и способах внутреннего преображения становится критически важным как с точки зрения выживания церкви, так и с точки зрения выживания православных государств и цивилизации в целом. Православный мир сможет остановить давление мусульманских радикальных упрощателей только в том случае, если сможет рассказать понятными словами о том, как именно православие улучшает человека и почему это повышает вероятность выживания человека и общества.

1.0x