Авторский блог Константин Луговой-Давыдов 18:41 26 мая 2018

К 30-летию со дня смерти выдающегося русского философа и мыслителя 20 века А.Ф.Лосева

24 мая наша страна в 30-й раз отметила День славянской письменности и культуры. Но также в этот день 30 лет назад ушёл в мир иной Алексей Фёдорович Лосев, который сам о себе так однажды сказал: «Я сослан в двадцатый век».

Творчеством русского философа, мыслителя, писателя и языковеда Алексея Фёдоровича Лосева (1893-1988) я стал интересоваться в конце 2011 года. Примерно в то же самое время, что и т.н. «древними языками» - древнегреческим и латынью, наряду со славянскими, конечно. И с радостью для себя обнаружил, что в Москве существует уникальнейшая в своём роде Библиотека истории русской философии и культуры имени А.Ф.Лосева, созданная в 2005-2006 г.г., где много лет жил и работал этот прекраснейший человек.

За несколько последних лет я открыл для себя целый «мир Алексея Фёдоровича Лосева», как когда открыл для себя Священное Писание, Священную историю, мир литературы, поэзии, искусства и языков. В этой коротенькой статье невозможно описать философское и литературное наследие Лосева. Для т.н. современного человека оно слишком глубоко.

Алексей Фёдорович родился в семье донского казака — учителя физики и математики, впоследствии музыканта, и дочери священника, в городе Новочеркасске (ныне это Ростовская область). Окончил классическую гимназию с золотой медалью. В 1915 году окончил историко-филологический факультет Московского университета по отделениям философии и классической филологии. В 1914 году в научной командировке в Берлине. Был оставлен на кафедре классической филологии для подготовки к профессорскому званию. На заседаниях Психологического общества близко познакомился со многими религиозными философами. Был собеседником Семёна Франка, Николая Бердяева, Валентина Асмуса и учеником Павла Флоренского.

Поскольку философию ему преподавать не разрешалось, он занимал должность профессора классической филологии (с 1919) Нижегородского университета и профессора эстетики Московской консерватории (1922—1929). Преподавал также во 2-м МГУ и Государственной академии художественных наук (действительный член); научный сотрудник Государственного института музыкальной науки (1922), работая в котором, Лосев внёс большой вклад в развитие философии музыки.

По конфиденциальным сведениям, поступившим в ЦК ВКП(б) из Краснопресненского райкома партии, Лосев однажды заявил на философском факультете, в присутствии коллег: «Да, я идеалист.

В 1922 году в Сергиевом Посаде в Ильинском храме священник Павел Флоренский (расстрелянный в конце 1930-х г.г.) венчал Алексея Фёдоровича и Валентину Михайловну Соколову, дочь бывшего предпринимателя, в квартире которого Лосев снимал комнату с 1918 года.

3 июня 1929 года вместе с женой Валентиной Михайловной Лосевой тайно постригся в монахи от афонских старцев. Супруги Лосевы приняли монашеские имена Андроник и Афанасия. Тайное монашество стало практиковаться во время гонений на Церковь в XX веке. Из монашеского облачения носил только скуфью — шапочку на голове.

Вслед за Флоренским Лосев стал сторонником имяславия: «Бог не есть имя, но Имя — Бог». В рамках исследования античной эстетики слова и символа он изучал философию Имени как «изначальной сущности» мира.

Резкий перелом в его жизни вызвало написание книги «Диалектика мифа» (1930), где он отвергал марксизм и официальную философию — диалектический материализм. Он с женой был арестован в апреле 1930 года по Делу о Церковно-христианской монархической организации «Истинно православная церковь» и приговорён к 10 годам лишения свободы.

Отбывал наказание на строительстве Беломорско-Балтийского канала, где почти полностью потерял зрение.

Благодаря ходатайству первой жены А. М. Горького Е. П. Пешковой в 1933 году он, как и его жена, приговорённая к 5 годам, были освобождены.

После возвращения из ссылки обратился к материалистической диалектике, вводя в свои исследования цитаты Маркса и Ленина.

Рассказывали, что на вопрос, остались ли ещё в СССР философы-идеалисты, Сталину ответили: есть один, Лосев, на что Сталин сказал: «Один пусть останется».

В 1942—1944 годах профессор кафедры истории философии МГУ. С 1944 года профессор в Московском государственном педагогическом институте. После смерти Сталина у Лосева вновь появилась возможность публиковать работы. В его библиографии более 800 произведений, более 40 из них монографии. Учёный также сотрудничал с «Философской энциклопедией» и 3-м изданием БСЭ; позднее — с энциклопедией «Мифы народов мира» и «Философским энциклопедическим словарём».

В 1954 году его супруга Валентина Михайловна умерла от рака. После этого Алексей Фёдорович женился на одной из своих сподвижниц Азе Алибековне Тахо-Годи. Фактически брак был фиктивным: Лосев был практически слепым, ему требовался официальный представитель.

В 1960-х годах вышел первый том «Истории античной эстетики», изменивший традиционные представления об античности. Год за годом и том за томом выходили новые книги по античной эстетике, открывая тонкости античного идеализма от Сократа, Платона и Аристотеля до мистической апофатики Плотина и неоплатоников.

Как отмечает член-корреспондент РАН В. В. Миронов, «познание, по Платону, является одной из высших форм эстетической деятельности. Это объясняет название труда Лосева „История античной эстетики“, который по существу является историей античной философии и культуры в целом, а не только эстетики».

Лосев — автор переводов Аристотеля, Плотина, Секста Эмпирика, Прокла и Николая Кузанского. Был редактором сочинений Платона (тома 1—3, 1968—1972).

Учёным также были написаны монографии об эллинистическо-римской эстетике (1979) и эстетике Возрождения (1978).

Постепенно у Лосева появился круг учеников и последователей среди интеллектуалов более молодого поколения. Среди них — С. С. Аверинцев, В. В. Асмус, В. В. Бибихин, П. П. Гайденко, Г. Ч. Гусейнов, С. Б. Джимбинов, К. А. Кедров, В. А. Косаковский, А. В. Михайлов, Ю. Н. Холопов, С. С. Хоружий, В. П. Шестаков и другие известные учёные, философы, деятели искусства. Среди исследователей старшего поколения с Лосевым во второй половине XX века были близки В. Ф. Асмус, А. В. Гулыга, Б. И. Пуришев, А. Г. Спиркин и др.

В 1983 году в серии «Мыслители прошлого» вышла популярная книга «Владимир Соловьёв». Тираж книги сначала был полностью арестован, но потом распродан. Официальные органы вели двойную игру, то запрещая работы, то награждая всемирно известного учёного.

90-летний юбилей Лосева был отмечен чествованием в стенах МГПИ.

В 1980-х годах уже тяжело больной мыслитель открыто говорил ученикам и последователям о своей вере, проповедуя имяславие.

Незадолго до смерти учёный участвовал в съёмках документального фильма «Лосев», дебютной картины режиссёра Виктора Косаковского, вышедшей на экран в 1989 году, уже после смерти Алексея Фёдоровича.

К концу жизни Лосев стал практически слепым и различал только свет и тьму. В память о том, что и при глубоких нарушениях зрения можно достичь выдающихся творческих результатов, в Российской государственной библиотеке для слепых установлен бюст А. Ф. Лосева.

Похоронен на Ваганьковском кладбище.

1.0x