Сообщество «Форум» 13:39 4 ноября 2018

История создания портрета академика И.П.Павлова

Что есть русская культура

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПОРТРЕТА АКАДЕМИКА И.П. ПАВЛОВА

Проникновенный лирик русской живописи Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942) дорог нам своими религиозно-философскими полотнами, начало которым положила картина «Пустынник» (1888-89гг). П.М.Третьяков сразу приобретает картину для своей галереи, что позволило художнику совершить первое путешествие за границу. Нестеровым создана серия картин о преподобном Сергии Радонежском: «Видение отроку Варфоломею», триптих «Труды преподобного Сергия» и др. Объединяет их главная тема: преобладание духовной жизни над телом и единение человека с природой.

По словам М.В. Нестерова: «…я избегал изображать сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью… Природу и человека надо любить, как «мать родную».

На протяжении многих лет, он работал как церковный живописец. Сохранились его росписи во Владимирском соборе города Киева и Марфо-Мариинской обители в Москве.

Мало кто знает, что расписывая Марфо-Мариинскую обитель, Михаил Васильевич пригласил своего ученика Павла Дмитриевича Корина, который выполнил из цветной смальты, образ Нерукотворного Спаса, над порталом главного входа в храм. Сделал роспись, в очень узком проходе, усыпальницы Великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Она предполагала это место для своего упокоения. Усыпальница расположена под основным храмом, с правой стороны от алтаря.

Однако местом погребения, «Белого ангела Москвы», состоялось под храмом Марии Магдалины в Гефсимании…

Художник М.В. Нестеров обладал и подлинным литературным талантом. Его книги: «Давние дни», «Воспоминания», «Письма», где собрано богатое эпистолярное наследие, стали библиографической редкостью.

Особняком в творчестве Нестерова выделяется портретная живопись. В молодости он много пишет портретных этюдов к картинам, что служило подспорьем в больших работах. Со временем, в качестве портретируемых он избирает близких ему людей. Так появился прекрасный двойной портрет «Философы» (1907г.) с Павлом Флоренским и Сергием Булгаковым.

Расцвет портретного творчества Нестерова пришёлся на советский период.

Художник пишет блестящие портреты-картины: «Девушка у пруда» и «Братья А.Д. и П.Д. Корины», двойной портрет, 1930 года. М.В. Нестеров с большой любовью писал двух молодых людей, в которых нашёл одухотворённость и природную доброту, к чему и сам был причастен!

Быть ДОБРУ – это мечта, код православной культуры русского человека! Добро – это светлая любовь и созидательный труд, справедливость и не стяжание…

М.В. Нестеров пишет первый портрет Ивана Петровича Павлова, в 1930 году, где И.П. Павлов – читает книгу.

В 1934 году он создаёт портрет скульптора Ивана Дмитриевича Шадра (Иванов). Шадр – псевдоним от города Шадринск, Курганской обл., где родился и провёл детство Иван Дмитриевич (1887- 1941гг). В 1911-12 годах, он посещал мастерскую Родена в Париже. Скульптора И. Д. Шадра – «Булыжник оружие пролетариата», мировой шедевр, пластический язык, как символ и романтический порыв, переустройства мира. Гипсовая скульптура – 1927 года, отлита в бронзе в 1947 году…

1935 год – М.В. Нестеров создаёт, полный экспрессии, портрет великого хирурга Сергея Сергеевича Юдина, (1891-1954гг). Он основатель клинической школы экстренной хирургии. Хирурги того времени старались копировать его манеру проведения операций. Его работа в полевых госпиталях отмечена Государственной премией СССР – 1942 год.

Портрет певицы Ксении Георгиевны Держинской, 1937 года. От портрета веет созерцательным покоем, нет динамики и напряжения. Певица в концертном платье - великолепно цветовое изображение вещей. Ксения Держинская (1889-1951гг) лауреат Сталинской премии первой степени 1943 года.

Портрет Веры Игнатьевны Мухиной датирован 1940 годом. Это порыв души, так художница определяла все стремления, через посредство движений человеческого тела, которые уловил М.В. Нестеров. Создание нового общества – это романтические образы… Её скульптура «Рабочий и колхозница», выполненная в металле, обрела мировую славу на Всемирной выставке в Париже, 1937 года! В.И. Мухина – Лауреат пяти Сталинских премий.

Что привлекало М.В. Нестерова в этих людях? По-видимому, те духовные глубины созидательного творческого труда, неистощимой энергии, доброты, которые были не чужды художнику.

Личность И.П.Павлова с первой же встречи произвела на Нестерова неизгладимое впечатление: «Более яркой особы я и представить себе не мог – вспоминал художник, - я был сразу им покорён, покорён навсегда...».

Второй выразительный портрет Ивана Петровича Павлова (1849-1936) можно видеть в филиале Третьяковской галереи, что в Центральном доме художника на Крымской набережной. Портрет был создан за год до смерти великого физиолога.

В сентябре 1935 года 73-летний Нестеров едет в Колтуши, чтобы написать портрет 85-летнего И.П. Павлова. Колтуши – это новый посёлок под Ленинградом, построенный советским правительством для лабораторий И.П. Павлова и его сотрудников. Он недавно вернулся с международного конгресса в Лондоне. На портрете - он сидит за столом на террасе своего дома, говорит о чём-то серьёзном, эмоционально сжимая кулаки. Напряжённость монолога скрашивает горшочек с домашним белым цветком колокольчик-кампанула, известный в народе под названием «Невеста». Растение с синими цветками называют «Жених».

Вот как описывает работу над портретом Нестеров в письме к Павлу Дмитриевичу Корину.

9 сентября 1935 года, Колтуши.

Дорогой Павел Дмитриевич!

«»Вчера получил Ваше письмо из Палеха. Рад был, что у Вас всё благополучно, работаете над картиной и вспоминаете чудесную страну. Вместе с Вами говорю: «Ах, Италия, Италия!..»

«Я работаю с остервенением, по пять-восемь часов просиживаю у мольберта, Елена Павловна разрешила не больше двух; как же, так я и буду её слушать.

(Е.П.Разумова – врач Нестерова, прим.В.К.)

…Портрет почти закончен, голова вышла, бьюсь над руками, характерными, а старик бедовый, смирно сидеть не может, к тому же погода неустойчивая, то солнце, то серо или дождь, замучился, спал с тела, и всё же дело движется, осталось на три-четыре сеанса, а потом сушка; хочу портрет привести с собой (и рама уже заказана). Жизнь здесь интересная, живая, старик всё тот же, неукротимый, ещё играет в чурки, а какой спорщик! (чурки – городки, шутл., прим В.К.)

Тут прочли «Хозяйку» Ф.М.Достоевского (И.П.подряд три раза для уяснения), что было споров!.. Но я весь в портрете, одна только дума о нём...»

Здесь необходимо некоторое пояснение. Титан отечественной живописи М.В.Нестеров пишет письмо младшему собрату Павлу Дмитриевичу Корину (1892-1967). Корин совершил в 1935 году путешествие по городам Англии, Германии, Франции, Италии, по инициативе М. Гоького. Он работает над картиной «Русь уходящая». В Успенском соборе Московского кремля он создаёт эскиз композиции будущей картины. Написаны портреты почти всех персонажей. Последние из них: «Иеромонах Пимен» (будущий Патриарх Московский и Всея Руси) и Епископ Антоний» датированы 1935 годом. Изготовлено по спецзаказу и доставлено в мастерскую художника огромное полотно, натянутое на подрамник... Но, увы, даже не загрунтованное полотно осталось чистым. Его можно было видеть на персональной выставке П. Корина в ЦДХ в 1993 году (отмечался столетний юбилей художника). «Уход Руси» не состоялся! П. Корин оказался провидцем. Вскоре началась Великая Отечественная война, и был такой подъём национального духа...

Чем же был велик «бедовый старик» - академик Павлов? Иван Петрович первым из русских учёных стал лауреатом Нобелевской премии. Он получил её в 1904 году за классические труды по физиологии кровообращения и пищеварения. И.П.Павлов – создатель учения о «высшей нервной деятельности». С помощью, разработанного им метода условных рефлексов, он обосновал, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга.

Перевести эти медицинские термины в плоскость обыденных рассуждений, можно на примере сегодняшней жизни в России. Отчего вымирает русское население? Из-за нарушения «динамического стереотипа нервной деятельности», ибо, согласно учению Павлова, «устойчивое и экономное функционирование организма осуществляется в стабильных условиях. Нарушение стереотипа вызывает самые различные патологические процессы». Вплоть до летального исхода.

Это то, что произошло с нашим народом, когда стали рушиться структуры цивилизации: закрытие заводов и фабрик, создание безработицы, социальной незащищённости, с резким обеднением народа... Деклассированные челноки, хаос культуры привёли: к длительному эмоциональному стрессу, к стойкой социальной депрессии, что и стало разрушать защитные реакции организма.

В моменты глубоких кризисов происходит ещё и блокирование здравого смысла. У людей появляется подсознательное отторжение любого положительного опыта и знания, чему способствует ещё и «быдловая культура» в СМИ. Актуально и по сегодняшний день…

Вот такое явилось «бескровное» решение проблемы убыли населения.

Портрет Ивана Петровича Павлова, созданный М.В.Нестеровым, можно рассматривать как иллюстрацию к немеркнущим словам «бедового старика»…

Творческая активность людей советской эпохи была поощряема. За «Картину И.П. Павлов» художник был удостоен Сталинской премии, в 1941 году, в размере 100 тыс. руб. Из личных средств Иосифа Сталина!.

P. S.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв так много и подробно говорил об интеллигенции, но о культуре не сказал ничего…

Следует со всей очевидностью признать, что интеллигентность и культура, понятия не совместимые.

Трудно представить себе, Михаила Васильевича Нестерова, и персонажей его портретов, в кругу сплочённой либеральной интеллигенции. И советской и сегодняшней…

1.0x