Сообщество «Форум» 22:27 26 апреля 2017

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА, ИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

О статье Татьяны Воеводиной «Сдать Историю»

История - удивительная наука. Вуди Аллен говорит: «Не хочу стать бессмертным через свои фильмы. Желаю стать бессмертным через неумирание.»

Остаться в истории - это максимальное приближение к неумиранию. Сколько живёт человек, столько сильные мира сего пытаются поставить истрию себе на службу. Но это никому не удавалось. Египетские фараоны и халдейские цари вели беспощадную войны с памятниками, стирая стеллы и фрески о делах своих предшественников. НО МЫ об этом ЗНАЕМ.

Римский император Домициан, один из двенадцати цезарей, ОСОБЕННО прославился переписыванием истории и вандализмом, НО НАМ, спустя 2 тыс лет, об этом известно.

Депты Краткого Курса пытались заретушировать Троцкого на фотографиях, и «выгнать» Зиновьева из ленинского шалаша в Разливе. Но мы всё равно в курсах. Ис-Тория (до чего ж мне нравится этот, пусть выдуманный конспироложцами, но по сути ОЧЕНЬ правильный термин) несотворима и неуничтожима, ибо существовала в своей полноте ещё до сотворения мира.

Основоположником учения о «воспитательном значении исторической науки для юношества», был Михайло Ломоносов. По образованию - естественник, добившийся научных результатов в химии, он был «первым русским университетом», и, будучи руководителем Академии, активно вмешивался в дела историков, что привело его к конфликту с Екатериной.

В дальнейшем, великие русские историки Карамзин, Соловьев, Ключевский, Грановский и др. решительно отвергли подобную анти-научную трактовку.

Коллективное народническое безумие в начале 20в вновь подняло совершенно дикие лозунги «партийности науки», а после революции учёным недвусмысленно дали понять: вы - бойцы идеологического фронта. Пишите то, что диктует идеология, дабы не потерять свои продуктовые карточки.

В дальнейшем, академическая, университетская наука сумела избавиться от этого ярма. Возникла великая плеяда советских историков.

Но этого никак нельзя сказать о школьном курсе.

Согласен, что по сравнению с нынешней идеологической чумаковщиной и кашпировщиной, аццкой смесью демшизы и конспироложного поц-реотизьма советские учебники истории - это просто недосягаемый уровень. Для современного российского общества было бы сегодня благом просто ПЕРЕПЕЧАТАТЬ советские учебники 70х-80х годов в качестве методической основы. Об этом где-то сказал и Онотоле, понимая, что ничего, кроме очередной квази-исторической бредятины в нынешнем климате создать невозможно.

И тем не менее, все эти проблемы возникли не на пустом же месте.

У детей надо воспитывать, прежде всего, НАУЧНО-КУЛЬТУРНОЕ миропонимание. Понимание историзма как научного метода познания. Именно ПОЗНАНИЯ, а не творчества, НЕ художественного или идеологического.

Это - сознательная подтасовка, говорить, что СЕГОДНЯ - пятое-десятое.

В СССР отношение к истории (на уровне, как вы говорите, «воспитательного процесса») определялось термином «проклятое прошлое», но только ли в советской традиции.

ВСЯ русская классика, будь она западнического, либо славянофильского направления - РЕЗКО КРИТИЧНА к стране.

Воспитывает ли, по мнению автора, «уважение к стране», ПОЭМА «Мёртвые души»? Ревизор? Анна Каренина? Стихи Некрасова? Романы Достоевского, Крестовского, Лескова? Стихи Рылеева?

Салтыков-Щедрин - это куда?

Особняком тут Лев Николаич Толстой, который, как известно, “ни рыбы, ни мяса не кушал, ходил по деревне босой.”

Хотелось бы спросить у Татьяны: роман Воскресение - воспитывает «уважение к стране»? А «После бала»? По-моему не осталось ни одного института, начная от суда присяжных и кончая публичным домом, которое граф Толстой не осмеял бы и не отверг.

А как насчёт ценностей брака и семьи? Они где больше раскрыты: в Анне Карениной или в Крейцеровой сонате? Духовность - это понятно, «Отец Сергий».

Даже метод, традиционно принятый в русской литературе - КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ. Оды (одним из выдающихся одописцев был, как мы знаем, всё тот же Ломоносов; знакомое со школьной скамьи про «Платонов и Невтонов» - это ОДА Елисавете) вышли из моды с концом 18 века.

Школьный курс истории в СССР тесно переплетался с тематическим курсом литературы. Методологической основой для обоих служила статья В.И.Ленина «Памяти Герцена», где он определяет, внимание! три этапа НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО движения в России.

Стало быть, история России есть ... попытка освободиться от форм её жизнеустройства.

«Проклятое прошлое» по отношению к истории, а негатив сегодняшнего дня трактовался как “ПЕРЕЖИТКИ прошлого.”

Что же самое главное СЕГОДНЯ для педагогики?

В век дез-информатики самое главное - удержать подрастающее поколение в рамках научно-рационального мировосприятия. В пору спеть: «Моя голова не помойка, оставьте меня в покое!»

Ребёнок должен понимать, что такое исторический ИСТОЧНИК, и в чём его отличие от ЛИТЕРАТУРЫ, понимать, что статья пользователя Живого Журнала под ником krutoi_ vovan_ariyets «Мухосранск - прародина славяно-арийской расы» не является ни источником, ни литературой.

Помните, как женщина зашла в гинекологический кабинет, и там её осмотрели двое в белых халатах, оказавшиеся впоследствии малярами? Забавнее всего совет, который они ей дали после осмотра: вам нужно к гинекологу!

Ученик обязан знать, что не всякий в белом халате - историк.

Жванецкий утверждает, что самый простой способ разрешить всякий спор - это попросить документы.

Ученик должен с детства уметь задавать простые, внятные вопросы: дяденька, так вы историк? а выпускник какого университета? Как это автодорожного техникума? Бывший десантник - это хорошо. А диссертация на какую тему? Кто был оппонентом? Публикации в каких научных журналах у вас? Нет, Завтра и Дуэль - это хорошие, но не научные издания. кем рецензированы ваши труды?

Почему электрик и врач должны доказать обществу свой профессионализм, а «историком» становится всякий, дорвавшийся до компьютера, пока санитары в курилке? Неужто общественная опасность от засирания мозгов меньше, нежели от замкнувшей проводки или плохого рецепта?

ВОТ ТАК воспитывается и уважение к стране, и уважение к себе.

1.0x