Авторский блог Аркадий Болашенко 22:42 27 сентября 2019

Истоки нескончаемого социального конфликта

История существования человеческого сообщества показывает, что социум, система распределения благ с соответствующим жизнеобеспечением, является важнейшей составляющей частью жизни людей и постоянно присутствует в их сознании как проблема выживания, подлежащая обязательному решению.

Вследствие сложившейся практически, в мировом масштабе, весьма контрастной неоднородности доходов населения, в мире постоянно присутствует напряженность в отношениях между богатыми и бедными сословиями. Она проявляется как в виде периодических гражданских протестных выступлениях, так и в постоянной публичной полемике между выразителями интересов правящих и оппозиционных классов или групп населения. На обвинения в нарушении принципов справедливости и морали, защитники капиталистической системы экономики, в ответ называют малообеспеченный народ завистниками, неудачниками, нищебродами, не способными к борьбе за свою лучшую долю. Слова о справедливости, морали, нравственности для них чужеродны или трактуются иначе, в ином понимании. Они не испытывают никакой собственной ущербности, а наоборот, гордо ощущают своё превосходство перед малоимущим большинством людей.

Невозможно другому человеку вникнуть в мозговую деятельность успешных толстосумов, но судя по внешним проявлениям, поведению, высказываниям, они чувствуют себя уверенно и считают свой образ жизни вполне благопристойным, заслуживающим большого уважения.

Так в чём скрывается основа, базис разнополярного мировоззрения людей живущих рядом, но являющихся вечными антагонистами?

Думаю не будет ошибкой, если искать ответ в разном осознании себя каждым человеком либо независимым, т.е. необязанным ничем обществу индивидом, либо членом коллектива, несущим перед этим коллективом определённые обязательства. Коротко это осознание можно выразить как Я или МЫ. Такие типы людей давно исследованы философами, предложены и испытаны капиталистической и социалистической экономикой, религией христианства.

В чём заключается позитив – сила и жизнеспособность коллективизма?

- Сплочённый и устремлённый к одной цели коллектив способен к эффективному труду, вдохновляемому общим энтузиазмом.

- Понятие «человек человеку друг и товарищь», базирующееся на равной социальной основе, способствует общей солидарности и взаимопомощи.

Только общинный образ жизни предков, только стадный образ жизни многих животных дали возможность выжить и выживать в непростых условиях Природы.

Как инстинкт и обычай, необходимость выживания в трудных условиях коллективом, навсегда укрепилось в сознании и подсознании людей. Сторонник и участник коллектива думает не только о личных проблемах, его беспокоит состояние коллектива, своего края и всей Родины. В нём развито чувство ответственности за любое общее дело.

Облик человека полной свободы, человека Я, описал и неимоверно возвысил немецкий философ

Фридрих Ницше. 140 лет назад, в трактате «Утреняя заря»,критикуя христианство зовущее по его мнению, к рабству души и сознания, делающего человека слабым в жизненной борьбе, он призывал «сбросить иго старой нравственности», освободиться от старых обычаев в виде соблюдения морали, нравственности, как обычаев мешающих приобретению новых обычаев, в связи с изменениями условий жизни общества. Он возвысил образ будущего идеала - Сверхчеловека с железной волей и свободного от предрассудков нравственности и морали, свободного от религиозных убеждений, человека Повелителя и Победителя. Философия Ницшеанства была взята практически на вооружение германским фашизмом и получила, вместе с ним, заслуженное наказание, но прозорливый философ был прав в той части, что меняющийся мир, повлечёт за собой изменение обычаев, самоосознание и поведение людей в жизни человеческого сообщества.

Процессы урбанизации, глобализации экономики и культуры стали увеличивать численность людей с сознанием Я, а не МЫ. Несмотря на общий рост численности и сгруппированность проживания в мегаполисах, люди всё больше ощущают себя разъединёнными, малозащищёнными и стараясь выжить в мире, где победителями становятся эгоисты, отбросившие мораль как ненужный рудимент старого мира, стараются уподобляться им. Всё больше теряется чувство коллективизма и начинает господствовать закон дарвинизма – каждый за себя, выживает сильнейший.

Именно по причине перерождения властвующей верхушки из МЫ в Я, потери ответственности за многомиллионный коллектив страны была предана наша социалистическая держава.

Именно по тому же мы наблюдаем сегодня бесконечный рост численности героев Ницше, обогащающихся за счёт трудящихся и общенародных ценностей, этих «сверхчеловеков», не чувствующих угрызения совести, не страдающих наличием морали или нравственности.

Мир и наша страна быстрыми темпами меняют характер общественных взаимодействий, к сожалению не в лучшую сторону. Побеждает не человеческая добродетель, которую так старательно старались привить нам философы и писатели классики, побеждает человек-хищник с девизом «Человек человеку волк». Выражение, несмотря на обиходное применение, сомнительное, т.к. волки, судя по многочисленным наблюдениям, в своей стае очень дружны и справедливы, они по-настоящему коллективны.

Вывод малоутешителен.

Современный наблюдаемый мир, всё более аморальный, разъединяющий людей и озлобляющий их друг против друга, не даёт никакой позитивной дальнейшей перспективы существования.

Остаётся надежда, последняя пристань разума, что многотысячилетний опыт успешного выживания человечества всё же пробудит в сознании многих обязательную необходимость гармоничного коллективного образа жизни людей.

1.0x