Авторский блог Михаил Уткин 20:33 25 сентября 2018

Испытания атомной и водородной бомбы.

Небольшая часть из воспоминаний моего отца.

Это продолжение публикации воспоминаний моего отца, Уткина Михаила Дмитриевича. В первых двух частях рассказывалось о первом боевои вылете во время ВОВ и о полярной экспедиции в которой он участвовал. Понятно, что об испытаниях атомного оружия он мог написать немного. В квадратных скобках то, что я, еще школьник, слышал из разговоров взрослых летчиков и что вставил в эти воспоминания.

Начались испытания ядерного оружия на Семипалатинском полигоне. Мой экипаж, в числе других, около полутора лет обеспечивал эти испытания. На самолет устанавливалась аппаратура, которой во время взрыва атомной и водородной бомб в воздухе и на земле фотографировался сам эффект взрыва, каким он смотрелся с высоты полета. На самолет устанавливалась и аппаратура, которая производила запись параметров заражения местности при полетах после взрыва по следам движения атомных облаков. Полетов по следам ядерных взрывов произведено очень много. Защитная одежда от радиации не выдавалась. О полученном облучении в полетах экипажам не сообщалось, а тот, кто осмеливался выразить возмущение таким отношением к его здоровью, увольнялся из армии. [Об этом периоде у меня в памяти сохранились 3 истории подслушанные из разговоров взрослых. Первая о том, что датчик для измерения уровня облучения членами экипажей помещался в нагрудный карман и опечатывался. После полета специальный человек его забирал, а летчикам о результатах ничего не говорили. Однажды один из летчиков стал по этому поводу громко возмущаться. Его быстро увели и больше на аэродроме не видели. Вторая история об облаках после взрывов. Обычно испытания рассчитывали так, что ветер дул в сторону Китая. Но был случай, когда ветер внезапно изменился и облако пошло на Казахстан. Отец летел по следу этого облака и видел мирно пасущиеся стада овец и чабанов, которых накрыло радиоактивное облако. Третья история может показаться анекдотом, но спустя много лет, когда наступила гласность без границ, эта история попала в печать. Если экипаж отца летал по следу взрывов, то 2 бомбардировщика ИЛ-28 должны были летать непосредственно через атомное облако. Самолеты должны были пригнать из Сибири. Кажется Омск или Иркутск, точно уже не помню. Догадываясь, чем это может грозить, летчики завалились в ресторан и гудели там несколько дней. В конце концов их отловили, протрезвили и отправили на полигон. Чем эта история закончилась мне неизвестно].

Появились ракеты для запуска искусственных спутников земли и доставки ядерных зарядов. Организовывался и строился полигон для запуска в районе станции Тюра-Там, который впоследствии назвали Бойканур. Мой отряд был откомандирован туда для авиационного обеспечения пусков. В течение двух лет пришлось очень много летать над необъятными просторами Казахстана. За участие в создании, испытании и запуске первого в мире искусственного спутника Земли я награжден правительством орденом Трудовое красное знамя, а члены моего экипажа орденами Красной звезды.

1.0x