Авторский блог Вячеслав Кочнов 17:48 6 июля 2018

Ирина Никитина. XXIII Фестиваль «Музыкальный Олимп» в С-Пб

По окончании XXIII-го «МузОлимпа» в зале С-Пб Академической Капеллы Ирина Никитина ответила на вопросы корреспондента «ЗАВТРА»

двойной клик - редактировать изображение

Ирина Никитина – основатель и бессменный президент фонда и одноименного международного фестиваля «Музыкальный Олимп», проводящегося в Санкт-Петербурге каждый год уже без малого четверть века, в особом представлении не нуждается: ее постоянно можно видеть на ТВ-Культура в роли ведущей музыкальной программы «Энигма». По окончании нынешнего XXIII-го «МузОлимпа» в зале С-Пб Академической Капеллы Ирина Анатольевна любезно согласилась ответить на вопросы корреспондента «ЗАВТРА».

- Скажите, а как проходит отбор участников Вашего Фестиваля? Где Вы находите достойных и интересных музыкантов?

- В течение года мы просматриваем самые интересные и самые значительные конкурсы, смотрим, кто там победил. Причем не всегда самой важной для нас является первая премия, главное, чтобы музыкант прошел эту напряженную конкурсную борьбу. И мы отбираем кого-то из призеров. С самого первого фестиваля у нас есть определенные предварительные договоренности со многими конкурсами – это Конкурс королевы Елизаветы, Конкурс имени Марии Каллас, Конкурс Гезы Анды, ARD, другие… Некоторые конкурсы вносят концерт в рамках нашего фестиваля в качестве одного из призов. Сам фестиваль традиционно проходит в Санкт-Петербурге, участвуют от 20 до 30 солистов. Из них мы выбираем троих-пятерых, которых мы потом представляем на ключевых концертных площадках - в Берлинской филармонии, Тонхалле, Эспланаде и Карнеги-Холле.

- А кто в наибольшей степени образует пейзаж фестиваля – дирижеры, вокалисты, инструменталисты?

- «Музыкальный Олимп» определяют талантливые люди. Наш Фестиваль, как мне кажется, собирает очень искушенную и неравнодушную публику. К нам приходят настоящие ценители – ведь они приходят не на кого-то известного, а на тех артистов, которые находятся в самом начале своего творческого пути. И практически все, за небольшим исключением, в Петербурге никогда не выступали. Люди приходят впервые на имена, о которых ничего не слышали, хотя, казалось бы, удобнее ходить на проверенных исполнителей, от которых понятно, что можно ожидать…

- Судя по аншлагам почти на всех Ваших концертах, и особенно, вот на этом заключительном в Капелле, существует публика, которая Вам абсолютно доверяет…

- Да, а вот на первых трех-четырех фестивалях с публикой было гораздо сложнее: тогда для нас и ползала было очень хорошо. А вот последние лет пять у нас полные залы, и публика после концерта сразу не расходится, минут десять стоят и хлопают. Люди с интересом, а порой и со страстью, обсуждают только что услышанное, исполнителей. Вы сегодня сами могли это наблюдать.

- А кто и что было самым запоминающимся на этот раз?

- Конкурс на конкурс не приходится, но в этот раз, как мне кажется, были очень сильные ровные концерты. На других фестивалях бывало такое, что один солист прекрасный, а другой, скажем так, поскромнее, и сразу ясно, кто звезда. А вот на сегодняшнем заключительном концерте, попробуйте выбрать, кто звезда? 20-летний контратенор Юрий Юшкевич – замечательный талант, он прелестный, трогательный, у него большая душевная составляющая, у него прекрасный сценический образ, но он как алмаз, которому еще необходима огранка. Ему нужно еще много работать. Невероятно качественный хорватский пианист, который сыграл у нас Пятый концерт Бетховена. Он победитель конкурса Бузони, у него очень сдержанная манера игры, далекая от приемов шоу-бизнеса – и слава Богу! Потому что сейчас на сцене, на мой взгляд, очень много очковтирательства. И когда выходит такой достойный молодой человек, который никак не кокетничает с публикой, никак не хочет ей специально понравиться, это для меня скорее плюс, чем минус. А китайская скрипачка, которая играла Второй концерт Прокофьева – ведь ей всего 12 лет! Мы нашли ее на конкурсе «Щелкунчик», а она у меня уже сейчас вызывает ассоциации с Анной-Софи Муттер. Она играла не только ярко и уверенно, она играла так, что мне лично совершенно ясно, что перед нами очень большой, потрясающий – в будущем, да и сейчас уже – музыкант. У нее прекрасное звукоизвлечение, и она тоже совсем не кокетничает, но позволяет себе очень одухотворенно куда-то улететь.

- «Музыкальный Олимп» уже не в первый раз проводит концерты для заключенных следственного изолятора «Кресты». Расскажите, как Вам пришла эта идея?

- Эта идея мне очень нравится, и мы ее реализуем уже около восьми лет. Музыка – это искусство, которое идет прямо в сердце, этим искусством не могут заниматься благополучные равнодушные люди, чье музицирование может быть перфектным, но никогда не будет трогать человеческую душу. И мне кажется очень важным, чтобы у участников нашего Фестиваля было такие понятия, как гражданская позиция и социальная ответственность. Мы делаем концерты в хосписе, в детских домах, домах престарелых и вот в «Крестах» - я там сама бывала не единожды и видела реакцию на наши концерты этих не самых простых людей. Это произвело на меня потрясающее впечатление. Когда я попала туда первый раз, мне было интересно, а не зря ли мы за это взялись? А результат был такой. Пришли около ста одинаково одетых во что-то темное угрюмых людей, а потом через 45 минут они так хлопали! И уходили, улыбаясь и смеясь, размахивая руками! Произошло буквально чудесное преображение. Ведь мы же не знали, как и почему эти люди туда попали: кто-то по слабости характера, кто-то из-за несчастного стечения обстоятельств, кто-то действительно настоящий преступник. Но они уходили с концерта с какой-то надеждой на то, что жизнь, она как-то продолжается, и что у нее есть свои светлые стороны. Это было видно и ощутимо – даже энергетика в зале поменялась.

- Ирина, а какую музыку Вы слушаете или играете сейчас для себя, для души?

- Прежде всего, это, безусловно, Иоганн Себастиан Бах. Тут я согласна и с Пабло Казальсом, и с Андрашем Шиффом, и с Рикардо Шайи, который мне недавно сказал, что если бы у него были какие-то строгие ограничения, то ему бы хватило, наверное, на всю жизнь одних «Страстей по Матфею». Что примечательно, Себастиан Бах был обычный простой человек, труженик, который на своей службе был обязан каждую неделю писать новую кантату. Но при этом он был чудесно одарен Богом, и служил таким вот проводником между Ним и нами, людьми.

- Вы сейчас живете в Москве. Не ностальгируете по родному городу? Какой музыкой звучит для Вас Петербург?

- Я по природе трудоголик, у меня очень плотный рабочий график, и я, к сожалению, сейчас редко бываю в Петербурге. Но я очень люблю этот город, и мне очень нравится, как он сейчас меняется. Когда я гуляю по Петербургу, я наслаждаюсь буквально каждым метром – вдоль каналов, Невы, по Летнему саду и Марсову полю. Что касается музыкального восприятия, то Петербург для меня связан, прежде всего, с музыкой Шостаковича. И еще, конечно же, Чайковский. У Петербурга есть какая-то тайна, какая-то своя энигма, что-то мистическое, есть свой стиль у петербургских людей – он совершенно неуловим словами, но он чувствуется. И если эта тайна страшная, как в «Пиковой даме» Чайковского, то давайте вспомним, что у всех великих империй была своя великая и страшная тайна…

1.0x