Сообщество «Hi-Hume Research» 17:05 1 марта 2020

Инвестиции в человека − не пустые траты

Трудоспособное долголетие как драйвер социальной экономики ближайшего будущего

ОТ СООБЩЕСТВА.
Либеральный дискурс безнадёжно устарел и превратился в абсолютный тормоз не только в финансах и экономике, но и в сфере социальной политики (включая пенсионную).
Серьёзные экономисты выдвигают альтернативу "социальным затратам", на которых наживаются дельцы от здравоохранение и собеса, -- в виде государственных инвестиций в "человеческий капитал", в повышение индекса благосостояния граждан.
В том числе -- в здоровье, заметное увеличение средней продолжительности жизни граждан, их переобучение и трудоустройство на творческие высокооплачиваемые работы.

двойной клик - редактировать изображение

Автор:
Разумова Татьяна Олеговна,
доктор экономических наук, профессор,
заведующая кафедрой экономики труда и персонала
экономического факультета
МГУ им. М.В. Ломоносова

«Нынешнее юное поколение будет жить до 100, а работать до 85 лет», − говорит студентам Т.Ю. Кожевникова, известный эксперт HR − управления персоналом. Прогноз выглядит реалистичным, если учитывать тенденцию увеличения долголетия и сохранения трудоспособности. Какие социально-экономические перемены в связи с этим происходят и будут происходить в нашей стране?


ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В России прибавление средней продолжительности жизни за последний год составило 0,8 года, она достигла 73,7 лет. Возможно, что успехи науки позволят ещё более оптимистично смотреть на перспективы продления трудоспособного долголетия, и к этому нужно быть готовыми. Понятно, что прогноз приблизителен, а реальные результаты будут зависеть от многих факторов. От состояния окружающей среды и качества питания, сокращения занятости на наиболее опасных и вредных производствах, повышения техники безопасности, от новых успехов медицины и здорового образа жизни.

Меняется характер труда. На повестке − сокращение рабочего дня, возможно, до 4 часов в день. Социально ориентированные работодатели стремятся создавать на рабочих местах среду, сберегающую здоровье «без отрыва от производства». Организуют для сотрудников правильное питание и перерывы на «производственную гимнастику», предоставляют спортивно-оздоровительные услуги и дополнительное медицинское страхование.

Таким образом, молодые поколения будут жить дольше и более здоровой жизнью, чем предшествующие. Соответственно, и работать будут по возрасту дольше. Им придётся неоднократно повышать свою квалификацию, осваивать смежные и принципиально новые специальности, доучиваться и переучиваться.

В связи с этим меняется подход к работникам, которых в XIX − первой половине XX классическая политэкономия рассматривала как рабочую силу − особый товар, покупаемый на переменный капитал. Стоимость рабочей силы включала необходимый минимум затрат самих наёмных работников на её воспроизводство: на питание, жилище, одежду, транспорт, отдых, образование, медицину и выращивание детей.

В 1960-е годы Теодор Шульц и Гэри Беккер ввели понятие «человеческого капитала». Под инвестициями в человеческий капитал стали понимать вложения в основном в профессиональное обучение, в здравоохранение, а также поиск работы и трудовую миграцию. Создание теории «человеческого капитала» было отмечено Нобелевскими премиями в 1971, 1979 и 1992 годах, это понятие прочно вошло в научный обиход. Оно оказалось удобным, так как представляло наёмного работника тоже как капиталиста, собственника своего «человеческого капитала».

Назначением таких инвестиций вначале определяли повышение трудоспособности и квалификации, что ведет к увеличению производительности труда и соответствующему росту заработной платы. Позднее инвестиционными целями стали называть всесторонний рост благосостояния работников, увеличение их «человеческого потенциала», включая здоровье и долголетие, доступность образования, культурное развитие, расширение возможностей во всех областях жизнедеятельности. Инвестиции в него стали рассматриваться и семейные, и государственные, и корпоративные.

ПРЕДМЕТ ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ

Принципиально отличный по методологии индекс человеческого развития используется ООН как интегральный, комплексный показатель для сравнения стран. ВВП на душу населения, конечно, важен, но не играет всё определяющей роли. В индекс развития человеческого потенциала входят уровень, качество и доступность образования, медицины, культуры, продолжительность жизни.

Деньги решают далеко не всё, важнее «натуральные показатели». На Кубе или в КНДР, при формально очень низких доходах, граждане гарантированно получают бесплатно большое количество благ, включая образование и здравоохранение. В Таджикистане ряд показателей человеческого потенциала выше, чем в некоторых арабском странах, где очень высокий уровень среднего дохода, но в силу сложившихся традиций значительная часть населения не имеет доступа к образованию.

Понятия человеческий капитал и индекс человеческого развития возникли потому, что на базисе первичных «прожиточных» потребностей стали возникать более сложные. С точки зрения повышения своего человеческого потенциала высокие заработки стали менее привлекательными, чем благополучная, здоровая, счастливая жизнь. Размеры заработной платы у выпускников вузов среди основных факторов выбора работы стали играть меньшую роль, по сравнению с возможностью заниматься интересной работой, профессионально и личностно развиваться, строить карьеру, иметь хорошие отношения с коллегами и руководством.

Усложнилось и отношение работодателей к найму работников. Было время, когда, при наличии выбора между одиноким и семейным работником, избегали обременённых семьёй и детьми. Сейчас зачастую это плюс, который говорит о надёжности кандидатуры, серьёзных мотивах добросовестно трудиться. Больше, чем раньше, стали обращать внимание на мотивацию соискателя должности, его манеру одеваться, держать себя.

Теория человеческого капитала здоровье рассматривает как его важный элемент, а заботу о здоровье, вложения в него − как стратегические инвестиции. Развитие человека, повышение его потенциала − предмет обшей заботы, не только его собственной. Также и компании, в которой он трудится, и государства: все получат хорошую отдачу.

ВОЗВРАТ СТОРИЦЕЙ

Чем более результативны инвестиции в благосостояние и здоровье человека, тем меньше работник болеет, тем ниже потери от нетрудоспособности. Тем дольше активное долголетие, возраст сохранения здоровья, трудоспособности и самостоятельности, отсутствия потребности в социальных выплатах, помощи и уходе. Такие возможности наполняют собственную жизнь смыслом и имеют огромное значение не только для самого человека, но и для окружающих и общества в целом.

Президент России Владимир Путин в ежегодном послании Федеральному собранию 2016 года обозначил главной задачей государственной социальной политики «умножение человеческого капитала как главного богатства России». Аналитический центр при Правительстве России выпускает доклады о развитии человеческого потенциала в нашей стране, опираясь на методологию ООН.

Инвестиции в человеческий капитал могут оказаться невозвратными, убыточными, только если не уметь использовать их отдачу. Например, когда бесплатное высшее образование за счёт государственного бюджета не увязано с рабочими местами на рынке и трудоустройством выпускников, их мотивацией. Тогда они, бесплатно получив прекрасное образование в России, могут уехать работать за границу, а у нас будет сохраняться дефицит профессиональных кадров.

Подобная «стыковка» нужна и для пожилых граждан, здоровое трудоспособное долголетие которых будет продляться. Многие важные вещи для них федеральные государственные органы и руководство регионов уже делают. Здесь произошло смешение продления трудоспособности и активного долголетия. Программа «Московское долголетие» и аналогичные начинания в других регионах − хороший пример новых реалий, расширяющихся возможностей разностороннего повышения благосостояния.

У наших современников, людей старших возрастов, появились реальные шансы жить дольше, сохраняя здоровье. Становится всё больше смыслов жить полноценной интересной жизнью, осуществить давнюю мечту, научиться многому новому. В том числе и тому, что может пригодиться для устройства на работу. Социальная экономика будущего требует такого расширения возможностей для новых поколений.

Однако добиться этого не получится без ориентирования государственной политики на достижение целей человеческого развития. Без больших усилий бизнеса по созданию новых рабочих мест, инфраструктуры для восстановления здоровья и переобучения граждан. И, конечно, мало что выйдет без деятельного участия самих людей, их активной жизненной позиции в отношении здоровья, образования, труда, без должного настроя на долгую полноценную жизнь, без личной готовности серьёзно заботиться о себе.

Публикация подготовлена при участии Полины Смирновой,
студентки МГЛУ им. Мориса Тореза.

Источник: Hi-Hume Journal

1.0x