Авторский блог Александр Андрух 22:18 26 августа 2019

Инобытие

положа руку на сердце, надо признаться, что "охомячились" мы все!

Хоть и сказаны когда-то художником Пиросмани мудрые слова: "с этим миром ты не дружен / в этом мире ты не нужен", но поначалу, на заре твоего личного, как бы спорадического, существования верится в них с трудом. Ведь тогда кажется, что и нужен, и дружен.., думается, что вокруг тебя приветливые и доброжелательные существа, и даже люди… Словом, отвлекающий и маскировочный трюк "мира сего", напяленная ним маска свойского парня как правило удаётся, как правило проходит… И стоит тебе зазеваться и оплошать, потерять бдительность (которой тогда как раз и не бывает) – бац!.. и ты уже в пёстрой толпе разномастных действующих лиц замысловатой пьесы под названием жизнь (ну, типа "весь мир театр, а люди в нём актёры"!), и тебе уже не до тех заумных слов Пиросмани, если ты даже где-то и услышал их случайно! А тем более не до слов апостола: "не любите мира, ни того, что в мире" (1-е Ин. 2:15), от которых в том весёлом состоянии мировосприятия, опять же если ты их и слышал, морщась поспешил бы отмахнуться!

Словом, ты неизбежно очаровываешься бытием, подпадаешь под его вкрадчивое влияние! Но если в случае бытия образца пятидесятилетней давности (крепко-советского) это ещё можно понять, то в случае бытия нынешнего, к которому без боязни ошибиться можно смело применить термин инобытие, хоть убейте, понять не смогу!

…Всё чаще ловлю себя на мысли, что, когда просматриваю старые советские фильмы, то они для меня – то же самое, что свежий глоток воздуха в грязной и спёртой атмосфере какого-то удушья. И даже те из них, которые не очень получились удачными в художественном отношении, со временем, будто виноградное вино, обретают немало ценного в смысле духа эпохи и "малозначимых" бытовых документальных подробностей, струящихся на вас с экрана, вгоняя в ступор ностальгии, перехватывая дыхание своими чистотой и первозданной невинностью! Подобную ауру, или если хотите душу фильма, не могут воссоздать, как ни стараются, современные дельцы от кинематографа, нынешние костюмеры и художники-декораторы, стряпающие скорее пасквили на те светлые, пусть и трудные, а теперь уже малопонятные им времена. И им это и не удастся никогда, поскольку они являются адептами инобытия! (Одни названия чего стоят! вдумайтесь, например, в такой "шедевр" как "Сучья война"!)! Но как ярок и светел был в большинстве своём советский человек, наивный и непритязательный труженик-созидатель! Какими по нынешним меркам детскими и непритязательными суждениями и представлениями он обладал! Нынешние эти мерки, правда, не улавливают (не могут? потеряли способность?) в этих его суждениях гранитной крепости истинных человеческих критериев и качеств – тем хуже для них… Тем хуже для всех, ибо здесь виден уход от чего-то истинного и непреходящего, чего-то такого, без чего нельзя жить, летать, созидать, любить и верить, а можно лишь существовать, ползать, разрушать, ненавидеть и разуверяться!

Как утверждается в удивительном голливудском (!) фильме "Аватар": человек должен родиться дважды – биологически (в день своего появления на свет) и духовно (в день оформления приобщения к своему народу, слияния с чаяниями и интересами всех составляющих его людей, которые и решают может ли он находиться в их среде, достоин ли быть одним из них)! В крепко-советскую эпоху подобное таинство инициации происходило в несколько этапов: приём в октябрята, в пионерию, в комсомол, наконец – в партию! В идеале – этакие этапы роста тела и духа, социально-нравственного взросления! И вот, как вы думаете?, такой тип бытия, предполагающий развитие и рост высокой нравственности и утверждающий становление истинных божески-человеческих ценностей, мог сохраниться и окрепнуть в тотальном окружении своего антипода – инобытия, ежечасно, ежедневно, постоянно его бьющего в самое сердце, в самое средоточие его жизни – по людским душам, которые в силу трюизма "ничто человеческое им не чуждо" далеко не все были готовы противостоять таким ударам исподтишка? Ответ, кажется, лежит на поверхности…

Вековые устремления русского народа на обретение справедливого общественного обустройства, которое бы обеспечивало всем его членам не декларативное "право на жизнь", а саму её – жизнь, достойную человека, всегда и неизменно разбивались о рифы жёстких реалий, которые можно было бы определить, как "качество человеческого материала"! Ведь ещё Шопенгауэр утверждал, что для того, "чтобы основать совершенное государство, надо, прежде всего, создать такие существа, природа коих допускает, чтобы они всюду жертвовали собственным благом во имя общественного благополучия". И в обозримом прошлом нашей страны нечто очень стоящее в создании таких существ уже было близко, уже даже имелась в наличии теоретическая метода в виде "Морального кодекса строителя коммунизма", уже была пройдена практическая закалка трудовыми свершениями индустриализации и коллективизации, боевым огнём Великой Отечественной! Тогда казалось, что недалёк уже час, когда страна, в которой живут и работают люди, "гвозди бы делать из которых", люди, готовые горы сворачивать во имя всеобщего блага и процветания, воспарит, наконец, над остальными странами и народами планеты! Станет им примером и образцом, как следует жить, работать и учиться, дабы воплотились мечты и чаяния человечества!..

Увы, не сложилось, не спряглось, не вышло… пока. И дело тут именно в том самом "качестве человеческого материала", которое ещё слишком сильно базируется на замесе "ветхого человека", стоящем здесь непреодолимым препятствием. В особенности для ныне живущих "охомячившихся", или, если вы уже поняли, подпавших под влияние и воздействие инобытия. А, положа руку на сердце, надо признаться, что "охомячились" и подпали мы все! Просто, в силу разных причин – в разной степени! Нужно честно сказать, что мы все направили стопы свои на стезю "стяжательства и наслаждений", опять же, разнящихся лишь степенью, но не по сути! Забыли мы о той истине, о которой знали прозорливые люди ещё во времена седой античности и которую выразил философ Антисфен: "Я предпочёл бы безумие наслаждению". Он также желал праздной, в роскоши и сытости, жизни "детям врагов". Что же касается наших с вами врагов, то, хоть и сомневаюсь я, что они были в восторге от философии Антисфена, если вообще слыхивали о таковой, но зато прекрасно были в курсе разлагающей и деморализующей роли "трёхсот сортов колбасы" на прилавках магазинов вкупе с "невинными и вполне демократичными зрелищами" "скромно обаятельной буржуазии". И, естественно, как только выдался случай, как только подошло время, не замедлили всё то "пойло" нам подсунуть!.. Результат, как говорится, – налицо!

Ещё раз повторю, в чём корень всех зол земных – в сырости человеческого (или лучше даже сказать сверхчеловеческого, божественного) начала в людях – та самая "ветхость человеческая", их неспособности отказаться от эгоистического и мелкого в себе, в том крепком их убеждении, что "своя рубашка ближе к телу"! И по-своему правы те сторонники и апологеты капиталистического общественного пути развития, кто записывает социализм и тем более коммунизм в число утопических формаций, неосуществимых в принципе; с позиций же вышесказанного неосуществимы они всего лишь при наличествующем низком "качестве человека". Вот почему попытка построения социализма в Советском Союзе потерпела фиаско! Шкурные интересы в обществе перевесили, у каждого возобладало желание покомфортнее и посытнее устроить свою милую утробушку! Другое дело, что далеко не всем удалось реализовать те свои вожделения. Словом, пресловутое это "качество человека", во всяком случае, большинства людей, не позволяло им хотя бы минимально "положить предел своему исключительному самоутверждению, стать на точку зрения самоотрицания, отказаться от своей исключительной воли, пожертвовать ею" (Вл. Соловьёв "Чтение о богочеловечестве")…

Сползание в инобытие происходит ещё и в силу наличия в этом нашем подлунном мире феномена сопротивления, т.е. того факта, что всё всему сопротивляется и чинит препятствия, и сообразно этому всё, начиная от бессмысленного потока воды и заканчивая наполненной самыми витиеватыми изгибами смыслов человеческой душой, стремится идти по пути наименьшего сопротивления. В этом состоит отличие порядка низинного нашего мира от трудных законов истинного бытия, по которым ты обязан "выдавливать из себя раба", "продираться через тернии к звёздам", "отсечь свою руку и лишить себя глаза, если они тебя соблазняют" и проч. проч. Т.е., если вы заметили, там превалирует императив обязанности постижения и снискания некой духовной высоты, в точном соответствии с призывом Спасителя: "Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный!" (Матф. 5:48). В инобытии же, всё наоборот, всё поставлено с ног на голову, ибо главенствует внушённый лукавым хозяином "мира сего" приоритет права! Дескать, имею право, и вы обязаны мне это предоставить! Звучит и выглядит это как бы привлекательно и заманчиво (даже во имя и во благо человека!), и уж во всяком случае безобидно. Однако же на самом деле за такой привлекательностью, заманчивостью и безобидностью скрывается опаснейший и душу выхолащивающий смысл – тот самый, о котором сказано в Библии в случае с "повапленными гробами, в которых прах и разложение" (Матф. 23:27)!

И само сползание выглядит поначалу безобидно и безболезненно: ты сначала понемногу, по чуть-чуть, т.с. порционно, гомеопатически, вовлекаешься в круг движения инобытия: фильмами, книгами, журналами, музыкой (записями и пластинками), шмотками, проникаясь иллюзией "невинности" всего того. Происходит "невинное" привыкание. А когда тебе всего этого уже предоставлено вволю, то спохватиться и делать поспешно-суетливые телодвижения уже поздно, как той мухе, попавшей в паутину, ибо ты уже полностью погружён в инобытие, ты находишься в нём всецело… И на его вкрадчивые, но настойчивые нашёптывания устами реклам: "ты этого (на самом деле какой-нибудь пустышки и дряни) достоин", "мир принадлежит первым", "ты можешь победить мир", у тебя даже не возникает вопросов: "А что – нужно?" и "Для чего?". Ведь раньше, ещё в бытии, когда "ты нужные книжки в детстве читал", ты думал, что его, этот самый мир-бытие, следует не "побеждать", а с благоговением познавать, с уважением созерцать, улавливать его смыслы и назначение, пытаться стать достойным ему помощником в его движении к созиданию новых божественных и прекрасных форм! Инобытию же эти прекраснодушные порывы чужды и не нужны! Единственное, что ему нужно и зачем играется весь этот многоактовый спектакль, – это безоговорочная капитуляция каждого существа, сдача своей божеской сущности в распоряжение хозяину, которому экзистенциально необходимо преклонение и поклонение всех и вся! Это то древнее требование преклонить колени, которое было выдвинуто ещё Христу в пустыне! И оно остаётся в силе для каждого из людей и по сей день! Дело обстоит кардинальным и жёстким образом: преклонил колени – и ты уже в инобытии, устоял – борись дальше, у тебя есть немалый шанс обрести бытие истинное! Пусть, увы, и происходит это как правило т.с. постфактум

Вот тут хотелось бы, если не возражаете, несколько подробнее.

Две тысячи лет тому был высказан закон, действующий неизменно всегда и всюду! Он гласит: "по вере вашей да будет вам" (Матф. 9:29), или в чуть более суженном варианте: "где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Матф. 6:21)! Я бы в очередной и который уже раз назвал это законом соответствия. Ведь он утверждает не что иное, как соответствие между внутренней личной субъективностью каждого существа и внешней (наружной) объективной наполненностью, которые должны гармонично сочетаться друг с другом, соответствовать! Если же, к примеру, это гармоничное соответствие в динамическом процессе прохождения субъектом бытия (читай познавательной активности), каким-либо образом нарушается - ну, скажем, субъект наполнился новым содержанием, которое не вполне уже соответствует объективному окружению, - то он получает такую нишу в новом объективном окружении (бытии), которая уже ждёт его и готова принять в себя, поскольку закон соответствия предполагает полную гармонию между ними (тут можно было бы подключить ещё и дополняющий принцип сродства, что само по себе уже немаловажно, но в этом случае и без того объёмные строки этой статьи грозят вырасти в целый манускрипт!). В индусской традиции, где непоколебимо уверены в существование принципа реинкарнации, есть убеждённость, что человеку уж точно не грозит никакая смерть, если условия для его следующего воплощения (вот то самое объективное окружение) ещё не готовы. И наоборот, если они уже готовы, то никакие силы не спасут человека от смерти – извольте, так сказать, пожаловать! Или, как в той телеграмме у Булгакова: "Меня только что зарезало трамваем на Патриарших. Похороны пятницу, три часа дня… Берлиоз"…

И раз уж окунулись мы в традиционно скорбную тему, то ещё раз приходится повторить печальное слово постфактум, но делать нечего, ибо силу инертности материи никто, увы, отменить не может, а именно она обусловливает этот самый постфактум, поскольку материя всегда инертна и следует за духовными процессами, а не наоборот! Следовательно, если предположить, что кто-то в силу каких-то причин претерпел, скажем, катарсис, т.е. духовное перерождение (на него снизошли просветление и благодать) и он тем самым достиг неких духовных вершин, то это, кардинально переплавив его дух, в то же время как будто не коснётся тела, которое вынуждено будет ещё какое-то время влачить своё жалкое существование в плотских низинах. Но как только подгонка нового объективно-материального окружения бытия произойдёт, тут же и случится с субъектом тот самый, на поверхностный взгляд печальный, постфактум… Всё это кажется слишком сложным и маловероятным, ибо подобная подгонка смахивает на математическое решение системы, состоящей из бесконечного числа уравнений с бесконечным числом неизвестных. Но это только на наш человеческий взгляд! В сферах же, где такие задачи решаются, – пара пустяков!

"Уверенность в том, что мы продолжаем жить вечно, - говорил Гёте, - вытекает у меня из самого понятия деятельности. И если я, не зная устали, буду деятелен до самого конца, то природа, когда теперешняя моя форма уже не сможет выдержать тяжести моего духа, обязана будет указать мне новую форму существования. Пусть же Вечно Живой не откажет нам в новых видах деятельности, аналогичных тем, в которых мы уже испытали себя…" (письмо Гёте Цельнеру).

В силу всего вышесказанного, можно подытожить его бодрыми и оптимистичными (в стиле советской эпохи) выводами!.. Держитесь товарищи, а именно к вам (а не к господам, которых песенка по большому счёту спета), я обращаюсь! Без уныния и печали держитесь той советской сущности и того социалистического корня, который был присущ нашей с вами эпохе, нашей с вами Родине!

Сейчас, вероятно, найдутся такие скептики, которые поставят под сомнение наработки и приобретения той великой эры! Которые скажут, что, дескать, всё пошло прахом и сокрылось на дне океана времени. Что можно ответить таким? То, что понапрасну и былинка не растёт? Что зря в этом мире ничего не бывает? Что тактическая неудача в одном сражении это ещё не поражение во всей войне? Нет, хочется сказать о другом… Хотя другое это не так убедительно и не так наглядно выявляет себя, поскольку оно – не давящая своею очевидностью реальность, а "всего лишь" "уверенность в невидимом", "всего лишь" вера в идеальную (Божественную) подоплеку мира. Но крепость этой невидимой и неощущаемой энергетики тем не менее несоизмеримо крепче всего вещественного! И иначе быть не может, поскольку заложена в фундамент бытия самим Создателем, который, как известно, если "что открывает, то никто закрыть не может, а если что закрывает, уже никто не сможет открыть" (Откр. 3:7). Таким образом, идеи Творца, в силу этой своей идеальности и в силу того, что их учредил сам Бог, пронизывают все мироздание и по той же причине являются категориями неуничтожимыми: " …возникновение и уничтожение не затрагивает подлинной сущности вещей, эта суть для них недоступна, … и поэтому всё волящее жить, действительно и продолжает жить без конца" (Шопенгауэр "Мир, как воля и представление"). Но согласитесь, что для того, чтобы всем нам – тем, которые "волят" (а это мириады и мириады существ!) - "жить без конца", одной микроскопической точки, коей является наша с вами планета в бесконечности пространства-времени, явно недостаточно, "Маловато будет! " - как утверждается в известном новогоднем мультфильме. По этой причине и наделил нас Творец, у которого "обителей много", неисчерпаемым разнообразием вещественных сфер: накапливай, расширяй горизонты свои и выбирай, в буквальном смысле, чего душа пожелает. Стремитесь к своему идеалу, ибо он достижим, "ищите и обрящете", каждому найдётся задушевный угол, свой отчий дом, близкий ему мир!

Словом, вы, у кого душа тоскует по великой российской державе, не думайте, что времена ее канули в вечность, в небытие. Живет она, родимая, процветает в своем "золотом веке" и в обновлённом своём качестве, матушка! Творят там великие Ломоносов, Пушкин, Гоголь или такие же как они гении. Вы, чье сердце исходит печалью о славных советских годах, утешьтесь. Совершают свои трудовые подвиги где-то Павка Корчагин, Стаханов, Паша Ангелина, на ратном поле бьются Александр Матросов, Гастелло, герои панфиловцы или такие же как они ратники. И это не повторение нашей истории, не ее клон, а другой, более высокоуровневый вариант. А если мы храним в себе верность всему этому, то в силу вышеупомянутого закона соответствия непременно это и обретём! Ведь, повторяю, в соответствии с ним, тому, что у нас внутри обязательно должно соответствовать то, что снаружи нас; и то, что вы выстроили в себе как внутренний свой мир, будет рано или поздно вас окружать и в мире внешнем! И окружение этого истинного бытия будет тёплым и ласковым, благосклонным и заботливым, в отличие от холодного и колючего, мертвящего окружения инобытия

1.0x