Авторский блог Илья Титов 00:56 3 октября 2018

Маски сброшены

Илон Маск покинул пост гендиректора компании Tesla в рамках сделки со следствием

Первая половина прошлого века была временем небывалого технологического прыжка. Американским олицетворением этого стремительного прорыва был Генри Форд — человек, ставший символом американской мечты. Начав со сборки двигателей внутреннего сгорания в компании Эдисона, спустя десятилетия трудностей и рисков он стал главой крупнейшей автомобильной компании, определившей облик американской промышленности на годы вперёд. Эпоха бешеного развития, начатая Фордом, завершилась таким же ярким человеком. Говард Хьюз был идеалом американца. Красавец, появлявшийся на публике с обворожительными киноактрисами, продюсер, поставивший самый дорогой фильм, инженер, построивший самый амбициозный гражданский авиапроект своего времени, он достиг невиданных высот и был низвергнут с них собственной упёртостью, твердолобостью и самым настоящим безумием. Успех Форда, равно как и взлёт и падение Хьюза, сформировали облик американского прогресса — пробивного, мощного и не считающегося с потерями и рисками. Этому образу старались соответствовать многие инженеры — нет числа историям успеха крупных компаний, якобы начинавшихся со сборки примитивных механизмов двумя "ботаниками" в гараже. Самым крупным пиар-проектом, нацеленным на изображение "современного Форда" и "Хьюза наших дней", стал Илон Маск.

Для начала стоит отделить Маска-человека от Маска-символа. Его слава изобретателя и инженера — не более, чем пиар-трюк, его профессия состоит совсем в другом. Маск — некогда талантливый инвестор, он умел вкладывать деньги в перспективный проект и мог видеть его потенциал ещё на ранних стадиях разработки. Тем не менее годы управления крупными компаниями доказали, что руководитель из него никудышный. То, что Tesla до сих пор на плаву — заслуга вмешательства высших сил и правительств некоторых штатов США, излишне увлечённых экологией и поэтому субсидирующих покупку каждой "экологически чистой" машины чеком на несколько тысяч долларов. Пока Tesla теряла десятки миллионов и с огромным трудом выходила "в ноль", Маск купался во всеобщем обожании — его превозносили как надежду Америки, как ключ к возвращению тех времён, когда американские машины пользовались уважением во всём мире, а не собирались в Китае и Мексике, когда вера в свои силы и упорный труд могли сделать из детройтского механика главу крупнейшей корпорации. Маск был призван воскресить американскую технологическую мечту, раздавленную инновациями, рождёнными в Азии и неспособностью Кремниевой долины дать им внятный ответ. Но за ширмой широких улыбок, постоянных интервью и выходов в свет с киноактрисами и певицами явно проглядывалось отсутствие новой американской технологической идеи, способной увлечь тысячи талантливых инженеров. Маск оказался пузырём — ярким, цветастым, лоснящимся фейком, пафосным фасадом без здания. После отстранения Маска от руководства компанией “Tesla” в самом конце сентября этот пузырь лопнул — Маск в одночасье оказался простым смертным. Сразу же всем вспомнились его недавние выходки, будь то высказывания в поддержку Трампа или курение марихуаны в ходе одного из интервью. Маску — символу прогресса позволялось всё, но теперь ему предстоит сполна ощутить на себе всю ответственность за былые грехи.

Можно долго рассуждать о том, кто стоял за отстранением опального миллиардера от руководства созданного им предприятия. Одни винят во всём демократов, которые таким образом "слили" потенциально мощного союзника Трампа. Другие видят его увольнение результатом козней конкурентов: богатейший человек мира Джефф Безос, протягивающий свои "щупальца" во все возможные виды предпринимательства (от интернет-торговли с Amazon до авиакосмической отрасли с Blue Origin ) не упустит шанса раздавить Маска. Самым логичным, однако, выглядит вариант, при котором всё обстоит именно так, как кажется на первый взгляд: Маска отстранили инвесторы, уставшие постоянно рисковать огромными вложениями ради неумелого управления и причуд миллиардера, которому слава и всеобщее внимание вскружили голову настолько, что он сам, казалось, уверовал в себя как в надежду Америки. Эта надежда Америки на новую технологическую мечту оказалась столь же эфемерна, как перспективы Маска; а устремлённость этой мечты в будущее, страсть к прогрессу любой ценой — цветастой картонкой без идейного содержания, как и сам Маск.

Несомненно, нас ждёт новый Маск. Очередной амбициозный проныра будет кривляться и выдавать себя за гениального изобретателя, надежду всего мира на светлое будущее и надежду Америки — на место в авангарде этого будущего. Пока неизвестно, будет ли это один из тех гаражных "ботаников", собиравших компьютеры из спичек и желудей или харизматичный красавчик, конструирующий самолёты и бросающий вызов гравитации и здравому смыслу. Одно можно сказать наверняка: "новый Генри Форд" будет ещё более дутым пиар-блефом, чем Маск, ещё одной нелепой попыткой возродить веру в мощь американских технологий, оставшуюся в далёком прошлом, где-то вместе с самолётами Хьюза и машинами Форда.

1.0x