Авторский блог Владимир Бондаренко 11:55 28 апреля 2017

«Ильич всегда живой…»

о партийности в литературе
11

Для меня Владимир Ильич Ленин — безусловно, великий русский политик, государственник и революционер ХХ века. Но никто не может объять необъятное.

Величайший политик может не знать высшей математики, плохо разбираться в биологии и даже недопонимать в литературе.

В советское время, когда шла откровенная идеализация Ленина, его объявляли и крупнейшим философом, и теоретиком культуры. В статье "Критические заметки по национальному вопросу" (1913) Ленин теоретически обосновал классовые корни культуры в буржуазном обществе. Владимир Ильич писал: "В каждой национальной культуре есть, хотя бы не развитые, элементы демократической и социалистической культуры… В каждой нации есть также культура буржуазная… притом не в виде только "элементов", а в виде господствующей культуры".

Но так ли это? Неужели не существует единой национальной русской культуры, единой французской, немецкой, китайской? Надо ли и впрямь "взять всю буржуазную культуру", затем её критически переработать и использовать в интересах развития подлинно пролетарской культуры? Так можно и много ценного за бортом оставить.

К прошлому русской культуры как культуры загнивающего капитализма Ленин относился с беспощадной критикой: многое в ней возбуждало его гнев, ненависть и презрение. В статьях кипит возмущение Ленина старой культурой и поднимается вопрос о "партийности литературы". Таких осуждений культуры прошлого у него можно встретить огромное количество.

Я даже принимаю ленинский тезис о той или иной "партийности литературы", но в рамках единой национальной культуры. В конце концов, и все члены тех или иных партий обладают единой национальностью, единым языком, тем или иным полом.

Вот и в культуре, конечно же, могут преобладать те или иные и классовые, и партийные, и национальные, и даже половые интересы, но Александр Пушкин и Марина Цветаева, Владимир Маяковский и Сергей Есенин, Иосиф Бродский и Татьяна Глушкова всё же являются неотъемлемой частью русской национальной культуры. Я не знаю, как определить классовость поэзии Николая Гумилёва и чем она отличается от классовости его советских последователей Владимира Луговского или Николая Тихонова.

Великий русский философ Николай Александрович Бердяев, отмечая ряд привлекательных черт в характере и облике Ленина, в то же время утверждал: "Тип культуры Ленина был невысокий, многое ему было недоступно и неизвестно… Он много читал, много учился, но у него не было обширных знаний, не было большой умственной культуры". Он не был ни профессионалом, ни специалистом в области культуры, его вкусы были типичны для средней русской провинциальной интеллигенции конца ХIХ—начала ХХ веков: демократическая публицистика 60-х—70-х гг., Некрасов и поэты-искровцы, классические русские романисты, любовь к Чернышевскому, Добролюбову, Писареву, живопись русских передвижников и т. п.

По-настоящему любить и понимать искусство ему мешал всё тот же узко-классовый подход абсолютно ко всему и неприятие новых форм. Спасало же его то самое русское природное начало. Не случайно же соорганизатор Октябрьской революции, ближайший его сподвижник Лев Троцкий усматривал в Ленине прежде всего национально-русскую основу: "свободу от рутины и шаблона, от фальши и условности, решимость мысли, отвагу в действии", "страшную" простоту, утилитарность и аскетизм — как "внешнее выражение внутреннего сосредоточения сил для действия", "хозяйскую мужицкую деловитость — только в грандиозном масштабе", "интуицию действия", что "по-русски зовётся сметкой", — "мужицкую сметку, только с высоким потенциалом, развернувшуюся до гениальности" (Троцкий Л.Д. К истории русской революции. М., 1990, с. 234-236). Отсюда и его отношение к "буржуазной культуре" как к ненужной "роскоши", своего рода "барству", отсюда и его сведение культуры к прикладным средствам политики и орудиям пропаганды…

Наиболее чётко ленинская концепция культуры была им изложена в статье "Партийная организация и партийная литература" (1905), опубликованной в легальной газете "Новая Жизнь", издававшейся М.Горьким, и ставшей определяющей для всех советских теоретиков культуры чуть ли не на сто лет. Ленин выдвинул теорию "двух культур" в рамках одной национальной культуры и использовал её для полноты власти, что пробило колоссальную брешь в русской национальной культуре и привело к почти полувековому существованию соцреалистического канона в искусстве.

Со своих классовых позиций Ленин судит о Некрасове и Тургеневе, Гончарове и Щедрине, Чехове и Горьком, Розанове и Суворине, Маяковском и Д. Бедном… Чересчур уж унитарный и прагматичный подход, исходя из которого Владимир Ильич смело вычёркивал из списков русской культуры и "архискверного" Достоевского, и Соловьёва, и Большой театр, "остаток помещичьей культуры", и многих других русских гениев.

Концепция "двух культур" стала главной помехой в развитии русского искусства в ХХ веке, привела к появлению диссидентов и, в конечном счёте, — к развалу Советского Союза.

В своё время Ленин в споре с Горьким утверждал, что и Короленко хорошо бы посидеть в тюрьме, он же рекомендовал высылку из России в 1922 году около трёхсот крупнейших философов, профессоров, писателей; интеллектуальную национальную элиту страны — по мнению Ленина, сплошь "крепостников" и "черносотенцев" — поспешно заменяли неофиты, вышедшие из-за черты оседлости.

Его мало интересовали общемировые ценности и культура, не связанные с политическими интересами. В книге старого большевика Николая Валентинова "Мои встречи с Лениным", написанной им в 1953 году, автор вспоминает, как пытался узнать у Ленина, читал ли он Шекспира, Байрона, Шиллера. Тот отвечать не стал, а когда Валентинов спросил его о Достоевском, он вообще бурно отреагировал: "На эту дрянь у меня нет свободного времени".

Какая-то удивительная схожесть с Чубайсом.

Николай Бердяев высказался ещё более жёстко: "В философии, в искусстве, в духовной культуре Ленин был очень отсталый и элементарный человек, у него были вкусы и симпатии людей 60-х и 70-х годов прошлого века. Он соединял социальную революционность с духовной реакционностью".

Отсюда и его абсолютное отрицание авангарда в культуре, от стихов Маяковского до живописи футуристов. Ещё один перл вождя из области культуры — т. Луначарскому: "Все театры советую положить в гроб" (26.08.1921). Позже добавил: "Неловко, Анатолий Васильевич, содержать такой роскошный театр, как Большой, когда у нас не хватает средств на содержание самых простых школ в деревне. Опера и балет — остаток чисто барской культуры".

Признаем и мы: конечно же, есть высокое искусство, мало доступное широким массам, есть массовая культура, часто весьма примитивная и убогая, потрафляющая самым низменным инстинктам, но определяет всё талант любого мастера — и чем выше талант, тем более общенациональным становится его творчество, независимо от условий жизни.

Происходил как бы идейный поединок высоких соперников. Пётр Аркадьевич Столыпин говорил: "Народ, не имеющий национального самосознания, — есть навоз, на котором произрастают другие народы". Конечно же, он говорил о едином русском национальном самосознании. Ленин же противопоставил ему иное отношение к нации: "Есть две нации в каждой современной нации… Есть две национальные культуры в каждой национальной культуре. Есть великорусская культура Пуришкевичей, Гучковых и Струве, — но есть также великорусская культура, характеризуемая именами Чернышевского и Плеханова", — писал Ленин в 1913 году

Идея разделения русской национальной культуры на два враждебных друг другу лагеря не претерпела изменений и тогда, когда победила революция, она стала руководством к действию. Немало есть сторонников ленинской теории двух культур и в наше время, как у патриотов, так и у либералов. Мол, в видоизменённом состоянии теория и сейчас подтверждается, вот журнал "Наш современник" и вот журнал "Знамя", вот Александр Проханов и вот Андрей Битов. Либеральное направление и почвенническое, национальное и космополитическое. Направления такие есть, но никто не мешает переходить из одного в другое, или как-то совмещать их, да и сами талантливые книги как патриотов, так и либералов останутся в рамках единой русской национальной культуры. Все классовые и политические разделения в культуре условны и временны.

Когда сегодня господствующие до сих пор в культуре и литературе либералы хотят чисто по-ленински объявить патриотическую культуру "отживающей", выносят ей суровый приговор, они уподобляются ленинским пропагандистам, ставившим "Мать" Горького и статьи Чернышевского выше прозы Достоевского и статей Аполлона Григорьева или Бердяева.

"Мертвый хватает живого", — приводит Луначарский старое изречение, характеризуя соотнесённость разных враждебных культур. — Да, мёртвый класс хватает живого; социальный мертвец, мёртвый класс, мёртвый быт, мёртвая религия могут ещё долго существовать как вампиры: им давно уже нужно быть на кладбище, а они ещё тут, среди нас. Они лезут из могил, если их не пристукнули осиновым колом, они выходят чадом из трубы крематория и вновь опускаются на землю чёрной нечистью…"

Сказано сильно, но не точно. Наша православная культура определяла в целом даже советское искусство, определяет и сейчас, и советское искусство никуда не исчезнет, ибо шедевры бессмертны. И книги Проханова будут стоять на полках рядом с книгами Пелевина и Петрушевской. Национальная русская культура — едина!

Единомышленником Ленина в теории двух культур стал и Лев Троцкий со своей книгой "Революция и литература", вышедшей в 1923 году. Он отбрасывает прошлую национальную русскую культуру как ненужную, мешающую развитию. "Повторим ещё раз: история нашей общественной мысли до сих пор даже клинышком не врезывалась в историю мысли общечеловеческой. Это малоутешительно для национального самолюбия? Но, во-первых, историческая правда — не фрейлина при национальном самолюбии. А во-вторых, будем лучше наше национальное самолюбие полагать в будущем, а не в прошлом".

Поэты тогда писали: "Во имя нашего завтра, сожжём Рафаэля…" И жгли, как жгли и в 1991-м — только уже советское искусство — лютые антисоветчики, не видящие в советском искусстве ничего достойного. Мол, в будущем создадим великое. Крупнейший литературный критик и советский чиновник Александр Воронский писал по поводу этих идей Троцкого: "В среде пролетарских писателей нередко пытаются ослабить смысл этих утверждений указанием, что это личное мнение тов. Троцкого. Нетрудно, однако, показать, что это не так. Всякий, кто вспомнит последние зимние и весенние выступления в печати тов. Ленина, обязан признать полный контакт их с точкой зрения тов. Троцкого".

Неплохо бы это помнить и нынешним либеральным разрушителям русской национальной культуры.

Меня эта ленинская теория двух культур ударила и конкретно, в самом начале моей литературной деятельности. В журнале "Север" № 11 за 1982 год была опубликована моя статья "Сокровенное слово Севера". Я писал о вологодской ссылке в царские годы Анатолия Луначарского и Бориса Савинкова, Николая Бердяева и Алексея Ремизова. Это было признано недопустимым: "Главлит СССР сообщил Карельскому обкому КПСС о своих замечаниях, в связи с чем решением бюро обкома обращено внимание главного редактора т. Гусарова Д.Я. "на недопустимость публикации материалов, содержащих ущербные в идеологическом отношении сведения…"

Описывая вологодскую ссылку Бердяева и Луначарского, Савинкова и Богданова, я цитировал из эмигрантских изданий и Бердяева, и Савинкова, и Ремизова. Я и знать не знал, что упоминать их в то время было запрещено, — тем более они были в одной политической ссылке царских времён. Думаю, не знал этих имён и карельский цензор, которого за публикацию моей статьи выгнали с работы.

Дальше — больше. В главной тогда газете "Правда" появилась обширная статья главного идеолога Союза писателей СССР, русофобствующего марксиста Юрия Суровцева с резкой критикой в адрес "молодого критика Владимира Бондаренко" за его "антиленинскую позицию" по русскому национальному вопросу, выраженную в полемических заметках "Сокровенное слово Севера". Было объявлено об отрицании мною ленинской теории двух культур. И принято решение Карельского обкома КПСС о недопустимости таких статей. Постановление об ошибочности статьи было цензурным Главлитом разослано по всем литературным изданиям страны, а в Москве состоялось заседание секретариата Союза писателей СССР, посвящённое идеологическим ошибкам журнала "Север". Так либералы сразу же и загнали меня в русский патриотический лагерь.

Честно говоря, я тогда эту ленинскую работу о двух культурах ещё и не читал. И не понимаю, как её можно было приложить к моей статье. Я ведь писал о единой вологодской ссылке молодых тогда марксистов Бердяева и Ремизова, Савинкова и Луначарского. Потом они разошлись во взглядах, но в ссылке-то все были, даже говоря ленинским языком, в рамках одной пролетарской культуры.

Интересно и то, что после перестройки все эти советские марксистские идеологи типа Суровцева стали либералами и демократами, но всё также разрушающими единую русскую национальную культуру. Помню, в конце семидесятых годов на совещании молодых литераторов СССР всё тот же Юрий Суровцев исчеркал мою рукопись пометками: "Почему он пишет русский писатель, а не советский писатель?", "Что за современная русская литература?". Она же, по ленинской теории, должна была давно отмереть — да ещё с "православной прокладкой". Естественно, после перестройки он стал уже комиссаром демократов и проповедником "россиянства". Как и большинство партийной элиты. Удивительно, ни одного диссидента после перестройки до власти не допустили. Все — свои.

Так что, при всех согласиях и несогласиях с ленинской теорией двух культур, она и сегодня дискуссионна во всех смыслах. "Ленин всегда живой…" — соглашаешься ты с ним или нет!

Илл. Алексей Лавров. Плакат «Сбылись мечты народные!» (1950)

 


Загрузка...
Комментарии Написать свой комментарий
28 апреля 2017 в 12:25

Клевета на Ленина. Ленин называл Толстого самым великим русским писателем. Он любил много кратно его перечитывать Несмотря на критику политической позиции Толстого.
Ленин был высокообразованным, высококультурным человеком. Он знал 5 языков. И он говорит о классовости в культуре. Что есть в искусстве певцы, воспевающие буржуазную власть, а есть истинно народное искусство. И только истинно народное искусство остается в веках. А подхалимы умирают вместе с уходящей властью. Великими становятся только те, кто отражает чаянья народа. Тот кто живет с народом одной жизнью. Такими были Пушкин, Лермонтов, Некрасов и т.д. Они писали на народном языке и воспевали народ. Жили болью и страданиями народа. Пушкин многократно был в ссылках, преследовался царем. И был убит по приказу царя.
Что касается Короленко, Булгакова. То от них всегда несло монархизмом. Непониманием своего народа. И отношением к своему народу как к быдлу. Особенно в этом отличился Булгаков со своими Шариковыми и Воландами.
Есенин, Маяковский писали поэмы Ленину.
Ленин любил искусство, понимал его важность. "Самым важным из всех искусств является кино." В.И.Ленин
Поэтому большевики создали музеи, реставрировали архитектурные и культурные ценности.А этот факт является прямым доказательством, что Ленин придавал огромное значение искусства для народа.
В отличии от сегодняшних варваров, который хотят уничтожить памятники возле Кремлевской стены и мавзолей Ленина. Чистое дикарство! Чистым дикарством является ликвидация музея Исаакиевского собора.

28 апреля 2017 в 16:41

Ирине К.

"Собачье сердце Булгакова называют евангелием русофобов.

Талантливо? Да. С благими намерениями написано? Предположим.
Но эффект то противоположный , и практика развала СССР это показала.

А "танцевать" вокруг гения с замечаниями как то не вежливо.

Классовый подход позволял отделять овец от козлищ.

С уважением и пожеланием удачи.

28 апреля 2017 в 12:57

Ирине

Глубокий, обстоятельный, весомый комментарий... Признательность и уважение...
Конечно же, есть "неточности", но это - для более серьёзного диалога...

28 апреля 2017 в 13:49

"Л Е Н И Н - ВСЕГДА Ж И В О Й !!!"
******************************************

1. https://youtu.be/C-ZQBqFH8Ug

2. https://youtu.be/kU-BNFHf7A8

3. https://youtu.be/6zTb_AF2rq8
___

"П У Т И Н - ВСЕГДА С ТОБОЙ !!!"

4. https://youtu.be/EQKrySFD4DA

5. https://youtu.be/GFZTanE4Uk8
.

28 апреля 2017 в 14:22

"Референдум, Конституция и другие ответы на вопросы"

10.12.2016

https://youtu.be/08rJZnk6d2o
.

28 апреля 2017 в 16:41

Создаётся скверное настроение от кривобокого мышления Бондаренко. Как будто генерал - замухрышка Волкогонов выполз из гроба.

28 апреля 2017 в 16:43

Бондаренко пришёлся не ко двору.
Может он с двойным дном?
Ну, да ладно.

28 апреля 2017 в 22:17

Краткая история, сам придумал:
Сидит Ленин, слушает "Аппассионату" (Соната для фортепиано №23 f-moll, Op.57) Бетховена, подходит Лев Троцкий, не мельхиседек посвященный, а просто Лева для Володи и спрашивает:
- Нравится?
- Что-то это мне напоминает 7/40...
- А я всегда говорил что настоящее пролетарское искусство всегда кошерное.
_______________

Лева, как там мельхиседеки, революцию думают устраивать, а в ваш иконостас мельхиседекский Ленин с Троцким входят, любопытствую так сказать...

ТТ.

29 апреля 2017 в 16:26

Культура народа отражает его духовное (не только исключительно мистическое, религиозное) развитие, историческое развитие, развитие талантов народа, его культурного потенциала, потенциала его мыслей и чувств. Культурное лицо народа позволяет ему самоидентифицироваться и быть заметным среди других народов. Кулььтуры проникают друг в друга, влияют друг на друга, поэтому народные лица теряют индивидуальность, становятся похожими, сильная культура может , вовсе, стереть какое нибудь маленькое культурное лицо с с культурной палитры. Поэтому государственная власть должна заботиться о сохранении культурного лица народов и его развития, облагораживания и придания ему определённого выражения, в том числе и политического. Поэтому Ленин был прав, говоря, что власть должна иметь политику в культуре. Советская власть хотела сделать советского человека свободным от раболепия, мистицизма, от психологических комплексов неполноценности, от копания в потёмках своей души, хотела развивать мысли и чувства светлые и чистые, сделать человека творцом нового коммунистического общества. Поэтому запрещали Достоевского и достоевщину, Фрейда и фрейдизм и т.п. Советские чиновники от культуры, воспитанные волей товарища Сталина изрядно перегибали, тем не менее советский соцреализм, по сравнению с сегодняшним кабстракционизмом гораздо человечнее. Идеология капитализма отправляет культуру на рынок, где человек потребитель. Увы, человек любит пощекотать свои органы чувств, любит остренькое, кисленькое, сладенькое, не прочь, даже, в грязи и гнили покувыркаться. Особое ожесточение вызывает столкновение мистических культур, религий. Прав был товарищ Ленин, мудрец, хоть и молодой.

29 апреля 2017 в 17:08

Дискуссия показывает, что да, Ленин-таки живой... Он, кстати, умел и преодолеть, и отказаться от односторонного подхода (неоднократно это демонстрировал), что многие по сю пору не могут. А ведь должно быть стыдно, так как наука со времён Ленина много дала материала для подтверждения диалектики и материализма в ленинском понимании. И нечего на Бондаренко пенять, что он обращает внимание на односторонность каких-то взглядов Ленина. Это доказывает только, что Ленин - живой человек, а не идол, не икона, как бы со многих сторон не пытались его таким представить.