Авторский блог Николай Юрлов 14:59 30 сентября 2017

Их песня метала душу...

О чём кричали царственные птицы

Ох уж эта «Матильда»! Столько о ней шума и разговоров ещё до выхода на экраны, хотя самого Учителя лишь с натяжкой можно называть первопроходцем темы, для многих художников просто неподъёмной. В искусстве всё, как в жизни: о зачинщиках узнают потом…

И кто же они? Создатели семейной картины, судя по титрам: в авторах сценария не только сам режиссёр Глеб Панфилов, но, разумеется, и жена (Инна Чурикова) и даже сын-ресторатор, которого с детства приучали к игровому кино. В их фильме «Романовы. Венценосная семья», вышедшем в свет в 2000 году и получившем национальный приз «Золотой овен», Кшесинская хотя и появляется только на фотографиях, но эти два знаковых эпизода являются своего рода кинематографической предтечей.

Сначала «заветные» карточки Матильды, спрятанные в книгу с малиновым окладом, император трепетно разглядывает в царском поезде, следующем в Ставку в канун роковых петроградских событий. Ещё немного, и монарх, взбодрённый коньячком, расчувствуется и пустит слезу...

Фотографическая деталь не только тенденциозна, но и недостоверна: она не является историческим фактом. Зато какую несёт нагрузку! Матильда — это любовь до Ипатьевскогодома, до последнего вздоха, в чём зрителя настойчиво пытаются убедить создатели... У нас ведь так: «шёл в комнату — попал в другую», где правит бал Радзинский и тихо, славно наговаривает пикантные подробности из жизни Дома Романовых.

Затем эти карточки, как чеховское ружьё, «стреляют» снова, когда поезд с царской семьёй, следуя в Сибирь, делает остановку прямо у реки, а мужчины решают искупаться.

И здесь улики против мужа тут как тут: они веером падают из кармана офицерской гимнастёрки и сразу же оказываются в поле зрения Александры Фёдоровны.

— Что это? Что за создание? — негодующе вопрошает она.

— Это… лебедь, — собирает рассыпавшиеся фотокарточки обескураженный супруг и босыми ногами семенит за уходящей женой. — Аликс, ты неправильно меня поняла…

Нигде, ни в каких источниках, я не нашёл запротоколированные подробности этого эпизода, хотя остановка на северной ветке Транссиба всё-таки была: «3-го августа. Проехали Пермь в 4 ч. и гуляли за г. Кунгуром вдоль реки Сылве по очень красивой долине» («Дневник Николая Второго»). А если «гуляли», стало быть, и купались, — почему не допустить некоторые фривольности?

И всё, дело сделано — образ мужа-шкодника создан и любовный треугольник обозначен! И пусть историки потом гадают: было это по дороге в Тобольск или не было, или же снимки примы Императорского театра, возникшие вдруг в пути, плод фантазии семьи Панфиловых.

Что ж, пусть фотографические эпизоды спорного не только в мелочах фильма останутся на совести двух профессионалов. А теперь уже и третьего — режиссёра Алексея Учителя. Приступая к «Матильде», ему было «делать жизнь с кого».

И вот ведь странное дело: теперь даже стойкие, казалось бы, оппоненты пошли на попятную и публично заявляют, что фильм Учителя снят профессионально. Если это единственный критерий, то я решительно против такого искусства: в основе «первой древнейшей» тоже, как известно, лежит профессионализм. Не это ли имел в виду Андрей Тарковский, когда обозначил своё творческое кредо: «Для меня кино — это занятие нравственное, а не профессиональное»?

Нравственную сторону проблемы предельно рельефно обозначило событие, случившееся ранним утром 31 июля 1917 года. В этот день, когда семья Романовых навсегда покидала Царское Село, на пруду кричали чёрные лебеди.

«Это были протяжные, певучие вскрики тоски, безысходной печали, рыдания по невозвратно уходящему, необъяснимо прекрасному, неоценимо дорогому и незаменимо родному, — уже в эмиграции вспоминал командир гвардейских стрелков полковник Николай Артабалевский. — Их песня метала душу... Тогда, когда не может быть места человеческому голосу, — царственная птица взывает к Богу».

Наш мир перевернулся: грациозная птица, вместе с Царственными мучениками улетевшая в вечность, выше и чище современного человека!

Николай ЮРЛОВ,

КРАСНОЯРСК

1.0x