Авторский блог Александр Братерский 00:35 1 марта 2017

Их дядя самых честных правил

"Оскар" - 2017 как триумф политкорректности

Прошедшая 26 февраля в голливудском театре Dolby 89-я торжественная церемония вручения кинопремии "Оскар" ознаменовалась весьма показательным инцидентом: впервые в истории уже объявленный победителем фильм "Ла‑ла‑лэнд" был заменён "Лунным светом" якобы по "ошибке жюри".

Несмотря на воцарение в Белом Доме неполиткорректного Дональда Трампа (а может быть, именно поэтому), премия "Оскар" этого года стала триумфом "политкорректности". Награду за лучший фильм получила картина с непритязательным названием "Лунный свет" — история мальчика со дна Майами, где так любят отдыхать и покупать "недвигу" российские знаменитости.

В душещипательном фильме соблюдены все пропорции: кроме того, что мальчик чёрный, он ещё оказывается и геем, над ним издеваются приятели-хулиганы, и под защиту его берёт местный чёрный бандос, который учит его жизни и даже даёт уроки плавания и отвращает от наркотиков. "Cудьбу не выбирают" — звучит девиз фильма. Похоже "голубая" и "радужная" тема для американских киноакадемиков значит примерно то же самое, что некогда значила "партийность" для их советских коллег.

Что же касается чернокожих парней, то и на них был "социальный заказ" — ведь на прошлой церемонии организаторов премии громко обвинили в расизме, поскольку среди номинантов оказались сплошь белые и ни одного чёрного — вот и пришлось "заглаживать вину". То, что главное — не цвет кожи, а актёрский талант, организаторы давно забыли, а ведь первым чернокожим актёром, получившим премию в 1964‑м за роль в фильме "Полевые лилии", был блистательный Сидней Пуатье, хорошо известный советскому зрителю по драме "Скованные одной цепью". При этом один из классиков американского кино, который бойкотировал Оскар за отсутствие там чернокожих, — единственный афроамериканец-режиссёр первого ряда. Cняв несколько первоклассных фильмов, он получил свой "Оскар" лишь в 2015 году, причём за документальную ленту.

Однако великие негритянские актёры, ещё заставшие времена реальной расовой сегрегации и дискриминации, вряд ли думали о торжестве политкорректности — их актёрский талант стал для них пропуском в большое американское кино, которое называют "золотым веком Голливуда".

Попыткой — хотя и достаточно слабой — воспеть этот золотой век стал фильм‑мюзикл "Ла‑ла‑лэнд", который получил восторженные отклики либеральной прессы и считался фаворитом "Оскара". Актеры уже вышли на сцену, чтобы получить награду, но выяснилось, что победителем в категории "Лучший фильм" стал всё-таки "правильный" "Лунный свет".

Правда, не обидели академики и "Ла‑ла‑лэнд": его режиссёр Дэмьен Шазелл завоевал "Оскар" за лучшую режиссуру Посмотрев эту ленту, я не увидел в ней ничего, что могло бы вызывать столь бурной восторг — милая безделица, которую забываешь, выйдя из кинотеатра. Вспомнилось лишь, как усатый вождь, попыхивая трубкой, сказал Максиму Горькому о поэме "Девушка и смерть": "Эта штука посильнее "Фауста" Гёте. Любовь побеждает смерть". Здесь оказалось иначе: любовь победили деньги. Молодой человек предпочёл играть джаз вместо того, чтобы быть с любимой.

Да, у "Оскара" были славные времена, когда премию получали пронзительная и страшная "Американская красота" и "Полёт над гнездом кукушки", "Молчание ягнят", "Крамер против Крамера" и "Последний император". Все эти фильмы можно пересматривать по многу раз, но вряд ли та же участь ждёт "Лунный свет" и "Ла‑ла‑лэнд". Но тогда фильмы не снимались только для того, чтобы получить премию, хотя, конечно, об этом мечтали. Снимали для красоты, для того, чтобы что-то сказать, для кассовых сборов, естественно, — но не для того, чтобы только соответствовать "премиальным стандартам", которые удачно высмеяли американские комики в популярном видео "21 шаг к тому, чтобы сделать фильм для "Оскара". Среди рецептов обязательно, чтобы в кадре звучало пианино, ходила красивая девушка, но в уродливой одежде, а на стене висел какой-нибудь религиозный символ — желательно, крест.

Два отечественных фильма: "Москва слезам не верит" Владимира Меньшова и "Утомлённые солнцем" Никиты Михалкова — также получали свои "Оскары" не на почве политической корректности. Один завоевал симпатии публики, так как показывал жизнь обычной, пусть и состоявшейся в "деле" советской женщины, другой без чернухи и порнухи продемонстрировал людские судьбы в тяжёлую эпоху 1930-х годов. Раньше всех, в 1969‑м "Оскар" получил Сергей Бондарчук за "Войну и мир" — фильм, где советские и западные актёры продемонстрировали высочайший класс игры. А вот снятый будто специально для того, чтобы получить "Оскар" за "рашку-говняшку" "Левиафан", конкурс проиграл, хотя голливудские академики вроде бы должны были оценить "страдания юного Вертера".

Интересно, что единственный "наш" голливудский режиссёр, снявший вполне достойный Оскара "Поезд-беглец", называет "Оскар" "результатом очень большого маркетинга": "Он переоценен. У нас вообще сходят с ума по поводу "Оскара", — сказал Андрей Михалков-Кончаловский в одном из своих интервью.

Известно, что премия "Оскар" получила своё имя благодаря тому, что одна из актрис узрела в наградной золотой статуэтке черты своего родного дяди. Сегодня этот "дядя самых честных правил" играет по правилам, которые интересны только ему одному.

Фото: Christopher Polk / Getty Images

1.0x