Игра льда и пламени
Авторский блог Андрей Коробов-Латынцев 13:21 1 июня 2019

Игра льда и пламени

мы досмотрели, пожалуй, самый главный сериал современности
2

Ну вот и все. Вперемежку с внезапно возникающим на экранах наших мониторов Василием Бастой, рекламирующим шампунь, чтобы волосы его и наши были нежными и шелковистыми, мы досмотрели, пожалуй, самый главный сериал современности. Информационные порталы уже начинают рекомендовать книги и фильмы, которые помогут людям справиться с тоской по Игре Престолов (см., например, замечательный обзор Егора Холмогорова на «Царьграде»). История окончилась, и была она действительно хороша. Даже не смотря на последние несколько сезонов, снятых без участия Дж.Мартина и напоминающих местами стандартное фентазийное кино с людьми/эльфами и орками/нежитью.

Не притворяйтесь, что вы не смотрели или что вы смотрели без удовольствия. Позволю себе привести цитату из замечательной обзорной статьи публициста Ричарда Семашкова о предыдущем сезон Игры престолов: «Ты один не смотришь лучший фэнтезийный сериал последних лет. Ты один остаешься в стороне, пока все обсуждают самый эпохальный и важный продукт, окончательно изменивший суть многосерийных экранизаций. Да, это ты не смотришь сериал с постановкой на уровне миллионных голливудских блокбастеров, ведь ты крутой и не поддаешься мейнстриму. Ты виртуозно бравируешь своим невежеством. Ты не такой, как все». Хороша эта цитата, и обойдется без комментариев. Всё – по делу. Что можно сказать по делу еще?

Создателям сериала удалось не снять второго Властелина колец. Концовка сериала более чем достойна. Королем стал тот, кто этого не хочет (помимо Джона Сноу второй такой в сериале это Трехглазый ворон Бран Старк); хитроумный карлик Тирион, наивный дурачок-мудрец Сэм, головорез Брон, дева-рыцарь – все по своим местам в новом королевском совете. Санса Старк – королева Севера, Арья уплыла исследовать Запад  - скорее всего в Средиземье, а Джон Сноу покочевал с фрименами куда-то далеко на Север в Скайрим… А магия почти совсем ушла из мира: дети леса все почиканы ходоками, сами ходоки почиканы людьми, дракон улетел куда-то далеко со своей почиканной Джоном Сноу матерью....

Все претензии фанатов и ценителей, что в финале совсем убрали всю магию (мол, не объяснили ходоков, их мотивы и проч., не исполнили все пророчества и т.д.), на мой взгляд, безосновательны. Во-первых, как объяснить магию в жанре фэнтази? Абсолютное зло оно зло просто потому что оно зло, это не требуется объяснять, просто оно должно быть. А магия – это условное допущение. Просто есть такая штука, как в нашем мире есть техника, например. Объяснить магию – значит устранить магию. Так что все сделано как следует: дети леса, ходоки, драконы, пророчества, варги и т.д. – пусть все это остается на своих местах, т.е. без объяснения. Художественный текст не обязан придумывать объяснения таким вещам, он должен дарить впечатление, а не объяснение. А впечатление от сериала огромно и замечательно. Прекрасна концовка с новым правительством Вестероса (Трехглазый король, королевский совет из  старых знакомых), прекрасна концовка с судьбой Севера (отвоевали-таки независимость свободолюбивые северяне), хороша концовка с Джоном Сноу, который, по сути дела, победил и лед (он ведь на протяжение всего сериала только и делал, что занимался организацией будущей войны с ледяными мертвецами), и пламя (обезумевшую матушку драконов). И кстати в этом смысле пророчество об Азор-Ахае вполне применимо к нему: он обагрил свой меч (пусть кинжал, и пусть уже после победы над злом) кровью любимой, он же победил зло/смерть (и свою собственную, воскреснув, и смерть в виде белых ходоков, ведь без него не было этой победы). Так что все сходится. Королем ему быть не надо, потому что он ничего-то не знает, войну свою он уже выиграл, судьбу свою реализовал, и все что ему остается - это уйти подальше от цивилизации далеко в снега вместе с вольным народом.

Конечно, печальна судьба матери драконов, но лично мне линия с этим персонажем вообще не нравилась с самого начала сериала /книг; персонаж мне казался искусственным, и для меня ее кончина вполне логична. Ну а для фанатов этого персонажа можно сказать так: судьба Дэйенерис иллюстрирует мораль, что можно в одно мгновение сбиться с правильного пути, когда средства начнут превалировать над благой целью, и «власть ради будущего добра» превратиться во «власть ради власти» / «власть ради себя»  (такова и судьба матери драконов – она хочет не просто нового доброго мира, но нового доброго мира, которым управляет она, только она и никто другой, пусть даже законный претендент на престол).

Жаль Ночной дозор как организацию, ночные братья вызывали наибольшую симпатию из всех существующих в мире Льда и пламени орденов и организаций. Но раз ходоков более нету, то и дозор ни к чему. Ведь не для того же существовала эта благородная организация, чтобы туда ссылать бастардов и преступников, как выразился Тирион в финале (да и в самом начале сериала он говорил то же самое). Так что судьба главного персонажа выглядит вполне логичной: вернувшийся (сосланный после спасения мира) обратно в Черный замок, он покидает его и уходит за стену -  туда, откуда когда-то пришла главная (одна из главных, вместе с драконами) опасность. Хронотоп сериала, который лично меня привлекал даже больше, чем судьбы героев, принципиально изменился, и теперь смотреть / читать про Стену в спин-оффах будет, кажется, совсем неинтересно.

Ну вот и все. Кончилась игра престолов. Бедняге Дж. Мартину теперь дописывать книжки, и я очень надеюсь, что он удивит читателей иным финалом, гораздо более кровожадным.

 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Загрузка...

Комментарии Написать свой комментарий
2 июня 2019 в 12:29

А по мне, так южнокорейские исторические сериалы, типа " Мечты Великого Царя ", " Владыка морей ", Тэ Чжоен, и др. так на голову выше этой голливудской заумщины.

2 июня 2019 в 16:47

Строго говоря, магия начала загибаться уже в шестом сезоне.
Но концовочка всё-таки была смазана сценой выбора короля и далее, как-то совсем уж очевидно торчат уши аллюзий с современностью. Хотя, может, такова и была цель всего сериала: показать будущее как прошлое, по словам А.И.Фурсова. Совсем недавно в нашу жизнь вошло понятие "Окна Овертона", а сегодня это стало уже расхожей фразой. Глаз бы не замылился, ибо, если это и есть часть глобальной задачи надстрановой элиты, то она реализована безупречно. И нам трудно сегодня представить себе что-то более захватывающее и безупречное по исполнению. Но мне тут подсказывают, что впереди нас ждут ещё более захватывающие и масштабные зрелища.