Авторский блог Людмила Лаврова 00:00 11 апреля 2013

Игра в ящик

Одер­жи­мые "злой ми­с­ти­кой ус­пе­ха", по­го­ней за ма­те­ри­аль­ным бла­го­по­лу­чи­ем, ко­то­рое вы­тес­ня­ет у нас за­ча­с­тую "са­му ду­шу жи­ву", от­ри­нув­шие, как бес­по­лез­ную ар­ха­и­ку, по­ня­тия до­б­ро­де­те­ли и гре­ха, мы, дай Бог, ес­ли со­хра­ни­ли спо­соб­ность со­пе­ре­жи­вать и под­дер­жи­вать сво­их род­ных. А тех, кто тут, ря­дом, и не за­ме­ча­ем…

Подсаженный на сериалы и все­воз­мож­ные шоу "по­тре­би­тель" ТВ ча­с­то об­хо­дит вни­ма­ни­ем в про­грамм­ной ли­ней­ке до­ку­мен­таль­ное ки­но. Ко­неч­но, я здесь не имею в ви­ду по­ли­ти­че­с­кие агит­ки вро­де филь­мов Мле­чи­на и пр. К со­жа­ле­нию, не уви­дишь и яр­кой рек­ла­мы, пред­ва­ря­ю­щей по­каз до­ку­мен­таль­ных кар­тин. Ис­чез­ла ку­да-то ру­б­ри­ка на ка­на­ле "Куль­ту­ра" "Смо­т­рим, об­суж­да­ем", от­крыв­шая для зри­те­ля ра­нее не ве­до­мые ему ми­ры и че­ло­ве­че­с­кие ис­то­рии, вро­де не­за­бы­ва­е­мой "Каб­ба­лы в Ка­бу­ле" Дэ­на Алек­си (Бель­гия, 2007). До­ку­мен­таль­ное ки­но во­об­ще ото­дви­га­ют на ноч­ные ча­сы, по­то­му и уве­ре­на: ма­ло кто ви­дел на ми­нув­шей не­де­ле по ТВЦ горь­кую и тро­га­тель­ную кар­ти­ну "Из­ви­ни­те, мы не зна­ли, что он не­ви­ди­мый" (ав­тор и ре­жис­сер А. За­мыс­лов), рас­ска­зы­ва­ю­щую о том, как наш, еще со­вет­ский, ра­кет­ный ком­плекс сбил у юго­слав­ской де­рев­ни не­уло­ви­мый "Стелс", сим­во­ли­зи­ру­ю­щий аме­ри­кан­скую мощь кон­ца ХХ ве­ка.
Но хо­чу на­де­ять­ся, что по­след­ний "За­кры­тый по­каз", где бы­ло пред­ло­же­но по­смо­т­реть и об­су­дить фильм Лю­бо­ви Ар­кус "Ан­тон тут ря­дом" (опе­ра­тор А. Ха­мид­хо­д­жа­ев), со­брал боль­- шую ау­ди­то­рию. Есть та­кие те­мы и про­бле­мы, при­кос­но­ве­ние к ко­то­рым ес­ли и не ме­ня­ет что-то в тво­ей ду­ше, то обя­за­тель­но за­став­ля­ет за­ду­мать­ся. Тем бо­лее, что ра­бо­та Л. Ар­кус — это не про­сто ма­с­тер­ски сня­тый до­ку­мен­таль­ный фильм о судь­бе маль­чи­ка-ау­ти­с­та Ан­то­на Ха­ри­то­но­ва и его близ­ких. Это фильм-по­сту­пок, со­бы­тие, пе­ре­во­ра­чи­ва­ю­щий мно­гие пред­став­ле­ния о том, как че­ло­ве­ку сто­ит жить, про­ры­ва­ю­щий ко­ро­с­ту рав­но­ду­шия и эго­цен­т­риз­ма, по­ра­зив­шую на­ше об­ще­ст­во. Одер­жи­мые "злой ми­с­ти­кой ус­пе­ха", по­го­ней за ма­те­ри­аль­ным бла­го­по­лу­чи­ем, ко­то­рое вы­тес­ня­ет у нас за­ча­с­тую "са­му ду­шу жи­ву", от­ри­нув­шие, как бес­по­лез­ную ар­ха­и­ку, по­ня­тия до­б­ро­де­те­ли и гре­ха, мы, дай Бог, ес­ли со­хра­ни­ли спо­соб­ность со­пе­ре­жи­вать и под­дер­жи­вать сво­их род­ных. А тех, кто тут, ря­дом, и не за­ме­ча­ем…
В филь­ме Ар­кус слу­чи­лось не­по­сти­жи­мое чу­до. За­пе­чат­лев­шая жизнь Ан­то­на на про­тя­же­нии не­сколь­ких лет ка­ме­ра из­ме­ни­ла свое про­фес­си­о­нальное на­зна­че­ние и ста­ла под­лин­ным мос­том к дру­го­му су­ще­ст­ву, та­ин­ст­вен­ным ка­на­лом пе­ре­да­чи люб­ви от серд­ца к серд­цу. Ав­тор уз­на­ет сво­е­го бу­ду­ще­го ге­роя не­за­дол­го до то­го, как его мать смер­тель­но за­бо­ле­ва­ет. Впе­ре­ди Ан­то­ну гро­зит ин­тер­нат для ума­ли­шен­ных, где лю­ди с та­ким ди­а­гно­зом, как у не­го, об­ре­че­ны окон­ча­тель­но по­гру­зить­ся в жи­вот­ное со­сто­я­ние и ско­ро уме­реть. Но борь­ба за бу­ду­щее маль­чи­ка со­став­ля­ет лишь внеш­ний сю­жет филь­ма, в то вре­мя, как вну­т­рен­ний — глав­ный сю­жет, фор­ми­ру­ет имен­но ка­ме­ра, ко­то­рая шаг за ша­гом со­кра­ща­ет рас­сто­я­ние меж­ду ав­то­ром и ге­ро­ем. И на­сту­па­ет мо­мент, ког­да ав­тор не мо­жет не вой­ти в кадр и стать дей­ст­ву­ю­щим ли­цом этой ис­то­рии о лич­ном вы­бо­ре, о люб­ви и тер­пе­нии, о гра­ни­цах меж­ду Че­ло­ве­ком и Че­ло­ве­ком. О том, как по­чув­ст­во­вать не­вы­но­си­мую боль Дру­го­го… И мы са­ми ста­но­вим­ся ау­ти­с­та­ми, ког­да нет это­го Дру­го­го…
Но что нам из­ве­ст­но об ау­тиз­ме, кро­ме то­го, что уви­де­ли в зна­ме­ни­той дра­ме Бар­ри Ле­вин­со­на 1989 го­да "Че­ло­век дож­дя" с Да­с­ти­ном Хофф­ма­ном в глав­ной ро­ли? В ис­то­рии с хо­ро­шим кон­цом, но, как пи­са­ла кри­ти­ка, "из­бе­жав­шей со­блаз­на дать сен­ти­мен­таль­ные от­ве­ты на слож­ные во­про­сы, ко­то­рые за­да­ет жизнь". Дол­гое вре­мя не толь­ко у нас, но и в ми­ре да­же ди­а­гно­за та­ко­го не бы­ло. Оце­ни­ва­ли по­доб­ных лю­дей как не под­да­ю­щих­ся со­ци­а­ли­за­ции. В об­щем, и в филь­ме Ар­кус Ан­то­на пе­ре­бра­сы­ва­ют из при­юта в при­ют имен­но по этой при­чи­не: он не адап­ти­ру­ет­ся в кол­лек­ти­ве и не сле­ду­ет ус­та­нов­лен­но­му ук­ла­ду. Зна­чит, без­на­де­жен, и пре­бы­ва­ние в пси­хин­тер­на­те для не­го един­ст­вен­ный вы­ход, вы­ход в смерть? Да и за­чем та­ким жить? Но ког­да ты ви­дишь, что со­тво­ря­ет с его ду­шой лю­бовь и при­вя­зан­ность к од­но­му из во­лон­те­ров в ре­а­би­ли­та­ци­он­ном по­се­ле­нии в Ста­рой Ла­до­ге, как это мы­ча­щее в пер­вых ка­д­рах филь­ма су­ще­ст­во те­перь с про­свет­лен­ным ли­цом чи­та­ет Лер­мон­то­ва "Бе­ле­ет па­рус оди­но­кий", ох­ва­ты­ва­ет ужас от то­го, сколь­ко ми­ров по­ги­ба­ет во­круг, не­рас­по­знан­ных, оди­но­ких, стра­да­ю­щих от от­сут­ст­вия по­ни­ма­ния и до­б­ра.
Кста­ти, во­прос "за­чем та­ким жить?" про­зву­чал на об­суж­де­нии этой кар­ти­ны в вы­ступ­ле­нии жур­на­ли­с­та А. Ни­ко­но­ва, из­ве­ст­но­го сто­рон­ни­ка эв­та­на­зии всех: от ин­ва­ли­дов до без­дом­ных жи­вот­ных. Си­дел се­бе Ни­ко­нов в ус­т­рич­ном ба­ре в Ниц­це, а тут ему по­ка­за­ли та­кое… По­на­ча­лу ду­ма­ешь вме­с­те дру­ги­ми уча­ст­ни­ка­ми пе­ре­да­чи: "За­чем это­го про­во­ка­то­ра-не­лю­дя при­гла­си­ли в сту­дию?". А за­тем по хо­ду дис­кус­сии, пе­ре­би­рая в па­мя­ти эпи­зо­ды филь­ма, сня­тые в пси­хин­тер­на­те, и кое-что из лич­но­го опы­та со­при­кос­но­ве­ния с про­бле­мой де­тей-ин­ва­ли­дов, по­ни­ма­ешь, что по­доб­ная точ­ка зре­ния, к со­жа­ле­нию, при­сут­ст­ву­ет в об­ще­ст­ве. Толь­ко не все ос­ме­ли­ва­ют­ся вы­ска­зать её вслух.
Что же де­лать? Ес­ли от­бро­сить ник­чем­ные "сен­ти­мен­таль­ные от­ве­ты", ос­та­ет­ся од­но — "де­лать". Лю­бовь Ар­кус, ее съе­моч­ная груп­па, дру­зья спас­ли вот это­го от­дель­но­го маль­чи­ка, вы­ве­ли его из мра­ка са­мо­за­мк­ну­то­с­ти к све­ту и жиз­ни. Но что ожи­да­ет де­сят­ки по­доб­ных ре­бят, ког­да уй­дут их ро­ди­те­ли или опе­ку­ны? В об­суж­де­нии прозвучало, что в Аген­ст­ве РИА-Но­во­сти взя­ли на ра­бо­ту двух ау­ти­с­тов. Са­ма Ар­кус со­зда­ла фонд по­мо­щи та­ким де­тям. И мож­но с ней со­гла­сить­ся, ког­да она го­во­рит в кар­ти­не, что у нее нет пре­тен­зий к ра­бот­ни­кам спе­цин­тер­на­тов, те де­ла­ют свое труд­ное де­ло, как мо­гут. У нее, да и у всех не­рав­но­душ­ных лю­дей, есть пре­тен­зии к на­ше­му пра­ви­тель­ст­ву, ма­ло оза­бо­чен­но­му со­зда­ни­ем и под­держ­кой эф­фек­тив­ных про­грамм по ре­а­би­ли­та­ции и со­ци­а­ли­за­ции де­тей-ин­ва­ли­дов. Вот толь­ко мо­жет ли быть ина­че в си­с­те­ме тор­же­ст­ву­ю­ще­го эко­но­ми­че­с­ко­го ли­бе­ра­лиз­ма и ком­мер­че­с­кой вы­го­ды?
Из сочинения Антона Харитонова «Люди»: «Люди бывают добрые, весёлые, грустные, хорошие, благодарные, большие люди, маленькие. Гуляют, бегают, прыгают, говорят, слушают… Читают. Смотрят. Мёрзнут. Купаются. Покупают. Греются. Стреляют. Убивают. Считают, решают… Теряются. Рыжие. Глубокие. Люди сдирают кожу. Люди ремонтируют домик, сарай. Люди потерпят. Люди рисуют, пишут. Лесные. Люди колют дрова, пилят, топят. Люди ещё здороваются, говорят, прыгают, бегают. Люди конечные. Люди летают».

1.0x