Авторский блог Людмила Лаврова 00:00 17 апреля 2014

Игра в ящик

Боюсь называть это тенденцией, но с российского телеэкрана в последнее время исчезли такие одиозные мастера по пошиву исторических мифов, как Л. Млечин, Н. Сванидзе или Э. Радзинский. А. Пивоваров несколько раньше перестал засорять собственными версиями советской истории федеральный эфир

Боюсь называть это тенденцией, но с российского телеэкрана в последнее время исчезли такие одиозные мастера по пошиву исторических мифов, как Л. Млечин, Н. Сванидзе или Э. Радзинский. А. Пивоваров несколько раньше перестал засорять собственными версиями советской истории федеральный эфир. Сванидзе теперь в основном встречаешь с "особым мнением" на одной из радиостанций, но никакой такой оригинальной "особости" в суждениях его не просматривается, звучат все те же, знакомые по 90-м годам, заклятия по поводу тоталитаризма и "совковости". А Млечин стал, похоже, специализироваться на казусах жизни американских "звезд" и политиков. Не знаю, насколько достоверны его изыскания, к примеру, в личной и актерской судьбе Джека Николсона или Патрика Суэйзи, но хоть не так возмущает, если что и окажется перевранным. Пожелаем же ему успеха на этом поприще!

Хочется настоятельно призвать телезрителей слезть с "иглы" телесериалов, этих суррогатов реальности, или, во всяком случае, стать разборчивее в выборе того, что смотреть, и переключиться на документалистику. Тем более, что примеров ярких работ в этом жанре ныне множество, практически, на всех федеральных каналах. Из последнего надо отметить весьма интересные, снятые на высоком профессиональном уровне масштабные работы А. Денисова (Россия1), сделанные с комментариями квалифицированных историков, с привлечением множества малоизвестных и совсем неизвестных широкой аудитории исторических материалов. Все это помогает лучше разобраться в нынешнем раскладе политических сил в Европе и мире, позволяет приобрести необходимую ясность, в частности, и в связи с тем, что мы наблюдаем на Украине. "Трагедия Галицкой Руси", "Первая мировая. Самоубийство Европы", "Балканский капкан". Тайна Сараевского покушения" — далекие от любой конъюнктуры ленты, обладающие большим эмоциональным зарядом, а главное — побуждающие думать и размышлять над собственной историей и сегодняшним днем, чтобы не оказаться профанами в ведущихся против России информационных и психологических войнах. Отличать "данайцев" со своими "дарами" в том потоке событий, фактов и мнений, что ежедневно воздействует на наше сознание.

За минувшие двадцать лет можно по пальцами пересчитать достойные работы о Великой Отечественной в жанре художественного кино. Есть в этом некая тайна. Вроде благими намерениями руководствуются режиссеры и сценаристы, когда берутся снимать картины на эту святую тему, во всяком случае в своих интервью они складно говорят о патриотизме, о подвиге советских солдат, да и всей страны в те тяжелейшие годы. А на выходе получается, в лучшем случае, однодневка, и формат 3D не спасает… И опять выручает документалистика. Подлинностью… В ленте "1944. Битва за Крым" (Россия 1) тебя буквально погружают в атмосферу тех сражений, ты видишь, как советские войска готовятся к штурму, даже как будто чувствуешь дрожь обожженной земли… На Перекопе пока еще гитлеровцы, а за ними — оккупированный Крым. Фронт уникален, он протяженностью всего 16 километров, но там сконцентрированы 600 тысяч человек и 10 тысяч орудий. Как же удалось будущему маршалу Советского Союза Ф. И. Толбухину и его солдатам нанести немцам сокрушительное поражение? В чем загадка этой выдающейся операции? Картина смотрится на одном дыхании, так же, как и другой фильм "Огонь, батарея, Неизвестная драма Севастополя" (реж. Е. Дюрич) о легендарной 35-й береговой батарее, бойцы которой значительно ослабили наступление фашистских войск под Сталинградом. Одна из лучших армий Гитлера, 11-я армия Манштейна, споткнулась на "русском Гибралтаре" и была вынуждена приостановить наступление, напоровшись на советские береговые орудия. Именно здесь в июне-июле 1942 г. приняли свой последний бой 80000 защитников города-героя. Именно здесь в те страшные дни находился штаб севастопольского оборонительного района… Именно об этой трагической странице Великой войны пел в 1943 году Леонид Утесов: "Холодные волны вздымает лавиной широкое Черное море. Последний матрос Севастополь покинул — уходит он, с волнами споря…".

В актуальной кинодокументалистике привлек внимание фильм "Полярный приз" (реж. О. Солдатенков), посвященный проблемам Арктики. Россия пока лидирует в освоении этих мест. Мы первыми начали ее обживать, у нас самые протяженные арктические границы. Но сегодня на свою часть "арктического пирога" претендуют около 50 стран. И в этой "гонке преследования" ставки огромны. В фильме авторитетные эксперты — политики и ученые из разных стран — исследуют и анализируют сегодняшнее состояние дел в Арктике, описывают свои сценарии арктического будущего планеты.

Значительно интереснее стал работать канал ТВЦ, где заметно выделяются острые дискуссии под рубрикой "Право голоса" с ведущим Р. Бабаяном. Отмечу, из последнего, и специальные кинорепортажи, сделанные журналистами канала "Украина. Восточный вопрос" и "Гнать майдан", представившие широкий спектр мнений об украинской ситуации в основном самих жителей Украины. РЕН ТВ под рубрикой "Вам и не снилось" показал занятную сатиру в документальном жанре "Дорогая, у меня революция", проявив необычный подход в интерпретации майданной смуты.

Смотрим документальные фильмы, товарищи!

1.0x