Авторский блог Людмила Лаврова 00:00 14 марта 2013

Игра в ящик

Когда видишь, с ка­кой ре­гу­ляр­но­с­тью цир­ку­ли­ру­ют в эфи­ре ТВ од­ни и те же за­ру­беж­ные филь­мы, — ото­ропь бе­рет. Уж ес­ли за­пу­с­тят на ка­ком-то ка­на­ле ли­ней­ку бо­е­ви­ков, на­при­мер, со Сти­ве­ном Си­га­лом или Лунд­гре­ном, так по­том по всем ка­на­лам они ра­зой­дут­ся. Се­рь­ез­ные и зна­чи­тель­ные ра­бо­ты ино­ст­ран­ных ма­с­те­ров ки­но, тем бо­лее от­но­си­тель­но но­вые — нын­че ред­кость. На ми­нув­шей не­де­ле и вы­де­лить не­че­го. Ска­жут: глав­ное — рей­тинг.

Когда видишь, с ка­кой ре­гу­ляр­но­с­тью цир­ку­ли­ру­ют в эфи­ре ТВ од­ни и те же за­ру­беж­ные филь­мы, — ото­ропь бе­рет. Уж ес­ли за­пу­с­тят на ка­ком-то ка­на­ле ли­ней­ку бо­е­ви­ков, на­при­мер, со Сти­ве­ном Си­га­лом или Лунд­гре­ном, так по­том по всем ка­на­лам они ра­зой­дут­ся. Се­рь­ез­ные и зна­чи­тель­ные ра­бо­ты ино­ст­ран­ных ма­с­те­ров ки­но, тем бо­лее от­но­си­тель­но но­вые — нын­че ред­кость. На ми­нув­шей не­де­ле и вы­де­лить не­че­го. Ска­жут: глав­ное — рей­тинг. И до глу­бо­кой но­чи на НТВ де­мон­ст­ри­ру­ют­ся "рей­тин­го­вые" "Мор­ские дья­во­лы" — по су­ти, па­т­ри­о­ти­че­с­кая "ро­ле­вая иг­ра", где в без­раз­мер­ном по­то­ке со­бы­тий и взры­вов то­нут все кон­цы и на­ча­ла, а пи­тер­ский 5 ка­нал пре­вра­ща­ет­ся в се­ри­аль­ный "от­стой­ник" на­ше­го со­вре­мен­но­го де­тек­тив­но­го при­ми­ти­ва. То, что в по­след­нее вре­мя ста­ли боль­ше по­ка­зы­вать оте­че­ст­вен­ную ки­но­про­дук­цию под де­ви­зом "пусть хоть пло­хонь­кое, но свое" — оче­вид­но. Кон­вей­ер до­мо­ро­щен­ных кри­ми­наль­ных се­ри­а­лов как за­пу­с­ти­ли с кон­ца 90-х го­дов, так по сей день он толь­ко на­ра­щи­ва­ет мощ­ность. Мно­гие из этих се­ри­а­лов поч­ти не­раз­ли­чи­мы по дра­ма­тур­ги­че­с­ко­му ма­те­ри­а­лу, ак­те­ры, как фиш­ки, пе­ре­ме­ща­ют­ся из од­но­го в дру­гой, и да­же сю­жет­ные хо­ды на­вяз­чи­во по­вто­ря­ют­ся. За­то со­вер­шен­ст­ву­ют­ся спецэф­фек­ты, на­ра­с­та­ет же­с­то­кость в ка­д­ре, а уни­вер­саль­ный ар­хе­тип сле­до­ва­те­ля по­сте­пен­но вы­тес­ня­ет­ся сле­до­ва­те­лем с "лич­ны­ми про­бле­ма­ми", но от это­го ка­че­ст­во по­доб­ной про­дук­ции не улуч­ша­ет­ся. Об­щий по­сыл боль­шин­ст­ва та­ких по­де­лок — ста­рая пес­ня на но­вый лад: "кто-то кое-где у нас по­рой че­ст­но жить не хо­чет". Есть, мол, от­дель­ные злые струк­ту­ры и ко­вар­ные лич­но­с­ти, не при­зна­ю­щие ни­че­го свя­то­го и пре­тен­ду­ю­щие на все­доз­во­лен­ность. Де­ло зри­те­ля — не за­ду­мы­вать­ся о том, как пе­ре­де­лать об­ще­ст­во или о при­чи­нах и кор­нях во­пи­ю­ще не­га­тив­ных яв­ле­ний, а не­от­рыв­но сле­дить за уси­ли­я­ми "на­сто­я­щих му­жи­ков" по ус­т­ра­не­нию кон­крет­ной гря­зи и еди­нич­ных по­след­ст­вий из­веч­но­го об­ще­ст­вен­но­го не­со­вер­шен­ст­ва. При­ят­ное ис­клю­че­ние на этом фо­не — "Чу­жой рай­он" (реж. А. Кор­шу­нов, М. Бри­ус), иду­щий на НТВ (пре­мье­ра со­сто­я­лась в 2012 г.) Эта­кая не ли­шен­ная юмо­ра и бле­с­тя­щих де­та­лей "мен­тов­ская сказ­ка" с сим­па­тич­ным ге­ро­ем — мни­мым про­ста­ком ка­пи­та­ном Фро­ло­вым в удач­ном ис­пол­не­нии Де­ни­са Рож­ко­ва. Впро­чем, и весь ак­тер­ский со­став это­го се­ри­а­ла пред­став­ля­ет со­бой ор­га­нич­ный, яр­кий ан­самбль в раз­во­ра­чи­ва­ю­щих­ся че­ре­дой то за­бав­ных, на гра­ни анек­до­та, а то и жут­ко­ва­тых со­бы­ти­ях на ок­ра­и­не нев­ской сто­ли­цы.

Те­ле­ви­зи­он­ное со­бы­тие не­де­ли — пре­мье­ра се­ри­а­ла С. Со­ло­вь­е­ва "Ан­на Ка­ре­ни­на". И ес­ли уж го­во­рить о "свя­щен­ной ко­ро­ве" те­ле­ви­зи­он­щи­ков — рей­тин­ге, кар­ти­на со­бра­ла к по­след­ней се­рии до 16% те­ле­а­у­ди­то­рии, что яв­ля­ет­ся хо­ро­шим по­ка­за­те­лем для эк­ра­ни­за­ций клас­си­ки. В об­суж­де­нии этой пре­мье­ры на раз­ных сай­тах и в СМИ сра­зу про­яви­лась од­на осо­бен­ность, ко­то­рая, по мо­е­му мне­нию, рас­кры­ва­ет ос­нов­ную при­чи­ну не­удов­ле­тво­рен­но­с­ти зри­те­ля ра­бо­той из­ве­ст­но­го ма­с­те­ра. Все от­ме­ча­ют, и с этим нель­зя не со­гла­сить­ся, по­гру­жен­ность в ат­мо­сфе­ру кни­ги Тол­сто­го, бле­с­тя­щую иг­ру О. Ян­ков­ско­го в ро­ли Ка­ре­ни­на, став­ше­го в се­ри­а­ле прак­ти­че­с­ки глав­ным ге­ро­ем, на­ко­нец, пре­лесть ко­с­тю­мов и де­та­лей ин­те­рь­е­ра в не­ко­то­рых эпи­зо­дах и сце­нах, глу­би­ну на­ст­ро­е­ния пей­за­жей. За­ме­тим по­пут­но ин­те­рес­ный мо­мент: в по­след­нем, ан­г­лий­ском, ва­ри­ан­те "Ан­ны Ка­ре­ни­ной" (реж. Джо Райт), рос­сий­ский зри­тель, в об­щем, про­хлад­но вос­при­няв­ший фильм, так­же вы­де­лил Ка­ре­ни­на (в ис­пол­не­нии Джу­да Лоу). Но ау­ди­то­рия кар­ти­ны С. Со­ло­вь­е­ва по­сле пе­ре­чис­ле­ния ее до­сто­инств тут же со­сре­до­та­чи­ва­ет­ся на том, что пред­став­ля­ет­ся не­уда­чей ре­жис­се­ра: не­со­от­вет­ст­вие воз­ра­с­та ак­те­ров и пер­со­на­жей Тол­сто­го, осо­бен­но Та­ть­я­ны Дру­бич в ро­ли Ан­ны, вы­зы­ва­ет не­до­уме­ние и вы­бор ак­те­ра на роль Врон­ско­го. Зри­те­лю не­воз­мож­но за­быть нерв­ную, тон­кую кра­со­ту и ари­с­то­кра­тизм Врон­ско­го-Ва­си­лия Ла­но­во­го в филь­ме А. Зар­хи 1967 го­да. Воз­ни­ка­ет во­прос: по­че­му впе­чат­ле­ния лю­дей дро­бят­ся, по­че­му се­ри­ал раз­би­ра­ет­ся и оце­ни­ва­ет­ся ими в от­дель­ных мо­мен­тах ки­но­по­ве­ст­во­ва­ния? Воз­мож­но, от­вет за­клю­ча­ет­ся в сло­вах дру­го­го за­ме­ча­тель­но­го ки­но­де­я­те­ля, ска­зан­ных, прав­да, сов­сем по ино­му по­во­ду: "рас­сма­т­ри­вать ки­но не­воз­мож­но, со­пе­ре­жи­вать — да". В со­ло­вь­ев­ской вер­сии ро­ма­на Тол­сто­го не вы­се­ка­ет­ся ис­кра зри­тель­ско­го со­пе­ре­жи­ва­ния про­ис­хо­дя­ще­му на эк­ра­не в це­лом. Ес­ли бы бы­ло ина­че, мы, за­хва­чен­ные энер­ге­ти­кой филь­ма, его дви­же­ни­ем, стра­с­тя­ми ге­ро­ев, не за­ме­ти­ли бы про­сче­тов его со­зда­те­лей и про­сти­ли им мно­гое из то­го, что сей­час "рас­сма­т­ри­ва­ем" имен­но как ил­лю­с­т­ра­цию, во всех де­та­лях. И все же по ны­неш­ним вре­ме­нам нуж­но быть бла­го­дар­ны­ми С. Со­ло­вь­е­ву за его пи­е­тет в под­хо­де к тек­с­ту Тол­сто­го. Он не пы­тал­ся в по­го­не за мо­дой раз­вер­нуть пе­ред зри­те­лем "эн­цик­ло­пе­дию" ком­плек­сов, ма­ний и ду­хов­ной пу­с­то­ты, что сей­час "про­дви­ну­ты­ми" в оцен­ке раз­ру­ши­те­лей рус­ской клас­си­ки кри­ти­ка­ми вос­тор­жен­но име­ну­ет­ся "па­ли­т­рой ре­жис­сер­ских" при­емов и "но­вым про­чте­ни­ем".

На те­ку­щей не­де­ле от­ме­ча­ет­ся сто­ле­тие со дня рож­де­ния С.В. Ми­хал­ко­ва. К этой да­те ка­нал "Куль­ту­ра" при­уро­чил ряд пе­ре­дач, а 13 мар­та на том же ка­на­ле со­сто­ит­ся транс­ля­ция тор­же­ст­вен­но­го ве­че­ра, по­свя­щен­но­го па­мя­ти по­эта-граж­да­ни­на, из Боль­шо­го те­а­т­ра. Сре­ди филь­мов не­де­ли — 16 мар­та зна­ме­ни­тая кар­ти­на Лар­са фон Три­е­ра "Ме­лан­хо­лия" на Пер­вом. Вы­зы­ва­ют ин­те­рес ве­чер­ние до­ку­мен­таль­ные про­грам­мы ТВЦ: 12 мар­та "Боль­шая про­во­ка­ция" — "По­ве­ли­тель вол­ков" и 14 мар­та "Хро­ни­ки мос­ков­ско­го бы­та" — "Ку­рорт­ный ро­ман". На НТВ про­дол­жа­ет­ся се­ри­ал "Чу­жой рай­он".

1.0x