Авторский блог Людмила Лаврова 00:00 16 мая 2013

Игра в ящик

Вершина праздничных телевизионных программ — прямая трансляция парада на Красной площади 9 мая. За последние двадцать с лишним лет это было по-настоящему торжественное и масштабное действо, а впервые размещенные на военной технике камеры создавали иллюзию вовлеченности зрителя в ее величавый марш. Телевизионщики даже избавили нас в этот день от навязших в зубах интерпретаций Великой Отечественной, связанных со штрафбатами, "зверствами" смершевцев, не пытались вникнуть в мотивации власовцев, насаждать утверждения, что Победа была одержана вопреки "растерявшемуся" Верховному Главнокомандующему

Вершина праздничных телевизионных программ — прямая трансляция парада на Красной площади 9 мая. За последние двадцать с лишним лет это было по-настоящему торжественное и масштабное действо, а впервые размещенные на военной технике камеры создавали иллюзию вовлеченности зрителя в ее величавый марш. Телевизионщики даже избавили нас в этот день от навязших в зубах интерпретаций Великой Отечественной, связанных со штрафбатами, "зверствами" смершевцев, не пытались вникнуть в мотивации власовцев, насаждать утверждения, что Победа была одержана вопреки "растерявшемуся" Верховному Главнокомандующему. Вслед за парадом на канале "Россия 1" был показан документальный фильм "Пост №1. Неизвестный солдат" (реж. Олег Моросеев, Алексей Китайцев), где рассказывалась история возникновения идеи памятника "Могила Неизвестного Солдата" в Александровском саду в Москве. А на "Культуре" прошла серия замечательных документальных фильмов "Рассказы о героях" писателя С.С. Смирнова, он первым в нашей стране начал поиск пропавших в годы войны её неизвестных героев, многое сделал для восстановления доброго имени солдат, побывавших в плену.
9 мая, как никогда, очевидно торжество мастеров советского кинематографа, создавших самые искренние и захватывающие картины о величайшей победе духа нашего народа над силами вселенского зла. Эти ленты, порой незатейливые по сюжету, запоминаются драматизмом, яркой игрой актеров, прекрасной музыкой, подлинностью сердечного чувства героев, их непреодолимым стремлением сокрушить врага. В лучших советских фильмах о войне органичен сплав пережитого их творцами героического и человеческого, и в мировом кинематографе им мало равных. "Парень из нашего города" (1942, реж. Б.Иванов, А. Столпер, А. Птушко), "Жди меня" (1943, реж. А. Столпер), "Летят журавли" (1957, М. Калатозов), "Живые и мертвые" (1964, реж. А. Столпер), "Хроника пикирующего бомбардировщика" (1967, Н. Бирман), "Судьба человека" (1959, реж. С. Бондарчук), "Был месяц май" (1970, реж. М. Хуциев), киноэпопея "Освобождение" (1968-1972, реж. Ю.Озеров), "В бой идут одни старики" (1973, реж. Л. Быков) — в каждой из этих картин, показанных в 68-ю годовщину Победы на каналах ТВ, запечатлена частица правды о величайшем подвиге нашего народа, не "окопной", а той большой правды, которая не дает покоя нынешним переписчикам истории, пытающимся любыми средствами умалить значение советской эпохи, погасить ее огонь, а заодно и стереть память о поколении победителей.
Предложенные телезрителю ко Дню Победы современные сериалы о событиях войны: "Наркомовский обоз" (реж. Влад Фурман) на Первом, "Катя" (реж. Э. Ишмухамедов) на НТВ, "Все началось в Харбине" ( реж. Лео Зисман) и "Смерш" на "России 1" (премьеры), — в общем, добротные работы. Эмоциональное напряжение некоторых эпизодов даже рождает ответный отклик. Однако в итоге все эти сериалы оставляют впечатление "фанеры". Вызывает досаду, а то и смех, затянутость и натужная многозначительность неуместных в контексте происходящего мелодраматических коллизий, фальшь любовных томлений персонажей, но самое главное — ты не чувствуешь атмосферы того сложного и великого времени. Драматические истории, о которых повествуется в названных лентах, подаются облегченно, без необходимой внутренней динамики в кадре. Особенно разочаровал финал сериала "Все началось в Харбине". Трагические судьбы харбинцев, служащих на КВЖД, — малоизвестная страница нашего прошлого, и она требовала от создателей фильма немалой отдачи творческих сил, душевного проникновения в материал. Но этого нет. Сериал рассыпался на неравнозначные эпизоды, некоторые сцены в лагере с исполнявшим главную роль Д. Козловским, причесанным, как для модной вечеринки, смотрелись просто комично. Да и "хождение по мукам" семьи Эйбоженко, вернувшейся в Советский Союз из оккупированного японцами Харбина и испившей горькую чашу обрушившихся на них репрессий, вряд ли уместно было заканчивать отвязным чарльстоном.
Всеобщая "фишка" телеканалов в праздники — "пакетное" программирование. Людям же надо отдохнуть… И в эти дни эфирное время с утра до полуночи, а то и до часа ночи оказывается почти целиком забито полными выпусками передач или сериалов, причем уже многократно показанных. На этом рынке "вторсырья" имелись и свои "перлы" вроде посредственного сериала "Знахарь" на РЕН-ТВ с 9 утра до 0 часов 11 мая, пошлейшего реалити-шоу "Холостяк" на ТНТ — с 10 до 23 –х 12-го и сериала про неувядаемого сыщика Гурова, занявшего эфирную сетку НТВ на три дня — с 10 по 12 мая до поздней ночи! Питерский Пятый канал отметился полным собранием "Вечного зова" 10-го и безразмерными "Операми" — 11-го. Первый канал не удержался от повторения 12-го мая, опять же "пакетом", показанного двумя неделями ранее фильма и передачи "Пусть говорят" о таинственной гибели группы Дятлова. В тот же день на "России 1" целиком прошел сериал "Мастер и Маргарита". Похоже, "пакетное программирование" — дело заразное, иначе чем объяснить, что практически ни один из каналов, кроме ТВЦ, не удержался от этого? Верхом абсурда программной политики стал заявленный СТС в пасхальную ночь "Санта Клаус -2".

1.0x