Авторский блог Георгий Павленко 10:18 13 сентября 2016

И Вера, и дело

Дивеевский монастырь как хозяйственный комплекс

Из Послания апостола Иакова, глава 2, ст. 26 –

«Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва».

Из второго Послания апостола Павла к Фессалоникийцам, глава 3, ст. 10 –

«Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь».

Там, где сходятся три губернии - Тамбовская, Нижегородская и Рязанская - расположилось живописное село Дивеево. Здесь, двести лет назад, благодаря усилиям и молитвенному подвигу полковницы А.С. Мельгуновой возник женский Дивеев монастырь, который православный народ наш называет "четвертым жребием Богородицы", почитая первыми тремя - Афон, Иверию и Киев.

В двенадцати верстах от Дивеева находится город Саров, где подвизался в служении Господу земной и небесный заступник дивеевских сестер Преподобный Серафим Саровский. К началу XX века, в пору расцвета монастыря, в нем находилось 900 монахинь, девять храмов располагалось на его территории. Поражал своей классической красотой Свято-Троицкий Собор площадью 1000 кв.м., на 10-ть сажень (около 22 м) возносилась ввысь колокольня с пятнадцатью колоколами. Но вернемся к началу его истории.

Основательница Дивеевской обители Агафия Семеновна Мельгунова (ок. 1730 г. – 1789 г.) была богатой вдовой, помещицей, владевшей 700-ми душами и землями в Ярославской, Владимирской и Рязанской губерниях, капиталами и поместьями. По благословлению саровских старцев она отрешилась от всего своего имущества - отпустила на волю крестьян (за сто лет до Реформы 1861 года) и продала земли. Часть денег она положила вкладами в монастыри и церкви, 12 зданий были достроены на ее средства или отремонтированы. А в1767 году она приступила к строительству каменного храма в Дивееве во имя иконы Казанской Божией Матери. По смерти своей она оставила послушницам мешочек с золотом, мешочек с серебром и два мешка меди, суммою в сорок тысяч.

После смерти наставницы опеку над сестрами принял на себя тогда уже отмеченный горним светом, будущий любимый русский святой, батюшка Серафим.

Серафим Саровский родился в 1759 году 19 июля и наречен Прохором, Его родиной был губернский город Курск, где его отец Исидор Мошнин имел кирпичные заводы и занимался в качестве подрядчика постройками казенных зданий, церквей и жилых домов. Исидор Мошнин, богатый именитый купец, слыл за человека честного, усердного к храмам Божиим. За десять лет до своей смерти он взялся построить в Курске новый храм во имя Преподобного Сергия по проекту знаменитого зодчего Растрелли. Закладка храма состоялась в 1752 году. Исидор Мошнин скончался в 1762 году, когда была уже закончена нижняя церковь с престолом во имя Преподобного Сергия. Впоследствии, в 1833 году, храму был придан статус кафедрального собора.

Все свое состояние Исидор передал жене Агифии (знаменательно – тёзке Мельгуновой!), женщине очень набожной и человеколюбивой. Агафия Мошнина в течение многих лет продолжала постройку, начатую мужем, и лично наблюдала за работой. В 1778 году храм был окончательно отделан, и семейство Мошниных приобрело особое уважение между гражданами Курска.

В самом конце 1825 года о. Серафим - по указанию самой Божией Матери - решил построить новую обитель, недалеко от общины, основанной Мельгуновой. Весной 1827 года на облюбованном месте стали строить мельницу, которая летом того же года, накануне праздника Казанской Божией Матери, начала действовать. Вскоре к Казанской церкви была пристроена церковь Рождества Христова для сестер дивеевской общины. Сооружена она была на средства М.В. Мантурова.

Михаилу Васильевичу Мантурову будущий монастырь обязан многим. Помещик Нижегородской губернии, много лет прослуживший в Лифляндии в военной службе, после того, как его дочь была исцелена о. Серафимом от смертельной болезни, перед которой медицине была бессильна, решил посвятить свою дальнейшую жизнь Господу, во всем споспешествуя отцу Серафиму и сестрам дивеевской обители. Он продал имение, также как и А.С. Мельгунова, дал вольную крестьянам и поселился с женой близ Дивеева. Ему-то и поручил Преподобный строительство первой церкви.

Весной 1828 года о. Серафим велел окружить монастырскую землю канавою, глубиной три аршина и насыпать вал такой же высоты с внутренней стороны. О. Василий Садовский писал в своих воспоминаниях: "Много чудного говорил батюшка Серафим об этой канавке. Так, что канавка эта - стопочки Божией Матери! Тут ее обошла Сама Царица Небесная! Эта канавка до небес высокая! Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица. Тут... и Афон, и Киев, и Иерусалим..."

Сохранился набросанный рукою батюшки первоначальный план монастыря и его пояснения. "С юга, против собора Св. Троицы будет корпус треугольником... С севера... напротив его, точно такой же треугольный корпус, должен быть трапезной. Возле жилого... корпуса с юга же корпус начальнический, правильным продолговатым четырехугольником. Напротив его с севера точно таким же правильным продольным четырехугольником должен быть корпус клиросный. С юга против Казанского собора, рядом с начальническим корпусом такой же продольный четырехугольный корпус - просто жилой… Опять с одной стороны корпус правильным треугольником, половина которого будет окнами в ограду, это будет жилая монастырская половина, а другая ... окнами наружу, будет служить гостиницей…» и т. д.

По построении Рождественских церквей (Господа Бога и Богородицы), о. Серафим занялся приобретением земли под будущий собор. Для этого он призвал своего верного помощника - М.В. Мантурова и поручил ему вымерить и пометить землю, которую впоследствии выкупили у помещика Жданова за триста рублей.

Монахиня Евпраксия рассказывала, что однажды батюшка предсказал ей: "Вот этот лес, что Горячев ключ-то называется, это наш лес будет! - что и исполнилось в 1869 году, - Там могут быть и пчелки у нас, потому что хороший приют тут будет, и вода близко, и всякий цвет! А воск-то запонадобится нам... свечки Богу работать..."

"Дивеевская обитель в 1833 году,- говорится в Летописи Серафимо- Дивеевского монастыря, составленной архимандритом Серафимом (в миру Леонид Михайлович Чичагов, 1856-1937), - представляла из себя две разнохарактерные общины, расположенные на расстоянии 100 - 150 сажень друг от друга. Казанская общинка, основанная матерью Александрой (Мельгуновой), держалась строгого Саровского устава и имела всего 1332 кв. сажени земли, на которых было уже в то время 17 келий и огород. Она управлялась начальницей, избираемою между своими сестрами... В обитель поступали по выбору начальницы и старые и малые, и вдовы и девицы. В 17-ти келиях жили в то время до 113 сестер.

Вторая общинка Серафимо-Дивеевская или Мельнично-девичья занимала принадлежавшую ей землю, пожертвованную генеральшею Постниковой в количестве трех десятин, на которой стояло 19-ть келий. К ней принадлежало 60-ть десятин земли, огородной и пахотной, купленной у г-на Жданова и пожертвованной М.В. Мантуровым и Н.А. Мотовиловым. Кроме девиц и малолетних детей никто сюда не принимался, в 19-ти келиях жило в то время до 125 девиц".

Обе дивеевские общины были - против воли сестер - слиты указом от 28 июля 1842 года. Для обители начались нелучшие времена, уж очень разными были они и по составу послушниц, и по своим правилам. Тем не менее, летом 1848 года состоялась закладка главного собора.

К 1850 году обитель насчитывала 390 сестёр. Однако до начала шестидесятых годов община пребывала в упадке. В 1864 году новопосвященная в сан игуменьи Е.А. Ушакова начала приводить в порядок монастырские дела и озаботилась возобновлением строительства главного собора. За неимением вблизи кирпичных заводов и материалов для его постройки пришлось устроить завод на монастырской земле и вырабатывать свой кирпич. В брошюре, изданной в Нижнем Новгороде в 1887 году и посвященной 25-летию заведывания монастырем матерью Марией (Ушаковой), говорится о дальнейшем ходе событий. Так, «неожиданно» нашлись щедрые благодетели, и в короткое время отстроился благолепный собор... За сим, в скором времени, по ходатайству и усиленным хло­потам... игуменьи, нарезаны были от казны в разное время два лесных участка в вечное пользование, и приобретена... еще одна лесная дача; потом приобретено было и Каратаевское имение. После приобретения лесных дач, игуменья Мария занялась устройством обители внутри и возведением новых построек и корпусов, которые, появлялись один за другим, в скорое время украсили обитель и доставили большие удобства,.. Ею же украшены и ремонтированы и прочие храмы, ...устроен и свечной завод, а также усовершенствовано живописное искусство, улучшено скотоводство и полевое хозяйство..."

Как и в каждом большом хозяйстве, случались в обители и несчастья. Так, в 1890 году сгорела трапезная, в 1891 году - дома священника и диакона. Тяжелым бременем на монастырское хозяйство лег голод 1893 года. Своя запашка в те годы кормила хлебом только два месяца в году, а в остальное время для пропитания 900 сестер приходилось закупать до 15000 пудов хлеба. Число построек, мостов, заборов требовало значительных капиталов для постоянного поддержания и ремонта. Недаром преосвященный Иоанникий говаривал про обитель: "Это область, а не монастырь!"

К началу века в монастыре было девять храмов: теплый Собор во имя Святой Троицы, Тихвинская деревянная церковь, Церковь в честь Иконы Божией Матери "Утоли моя печали", Церковь Преображения на кладбище, в богадельне - домовый храм в честь Иконы Божией Матери "Всех скорбящих радосте", в игуменском корпусе домовый храм Равноапостольной Марии Магдалины, в трапезной был храм в память Великого князя Александра Невского и еще два Рождественских храма - во имя Спасителя и Божией Матери.

Больших и малых корпусов монастырь насчитывал около 70-ти, несколько из них были полукаменными, а остальные - деревянными. В корпусах располагались жилые кельи и мастерские. Сестры жили послушанием, и обычно кто где жил, там и нес соответствующее послушание.

Монастырь имел свою мельницу, возле которой помещались житницы. Хлеб пекли в хлебном корпусе, в просфорной пекли просфоры. Свечи делали в свечном корпусе, а в лесу на речке Ломовке промывали, топили и отбеливали воск. В рукодельном послушании сестры шили гладью на пяльцах, в портной шили одежду. В ризной - шили и чинили ризы, плели русское кружево на коклюшках, украшали иконы рукодельными цветами. В вязальном корпусе - вязали на машинах, в мантейной - пряли из овечьей шерсти и шили мантии.

Более 80-ти сестер жили и работали в литографической мастерской. По году подготавливали специальные камни, накалывали изображения, печатали и сушили картины. Здесь же из алебастра отливали фигурки Преподобного с медведем и раскрашивали. Изготавливали разнообразные игрушки и поделки. При монастыре была большая живописная мастерская, многие сестры имели живописное образование, полученное в Санкт-Петербурге. В мастерской не только писали иконы, но и заготавливали для них доски, золотили и чеканили.

Имелись также своя больница и аптека. Врачами работали сами сестры, которые лечили не только послушниц, но и обращавшихся к ним за помощью крестьян. 4 зубных врачихи лечили зубы и изготавливали протезы.

Обширным хозяйством ведали благочинная и ее помощница. Монастырю принадлежали хутора и подворья, молочные фермы, пчельники, покосы, прачечная, огороды, парники, молотильня. От главной водокачки по водопроводу во многие корпуса подавалась вода.

В некоторых мастерских, таких как шорная, слесарная, столярная, костяная, а также в конюшне работали наемные рабочие. Как уже говорилось выше, при монастыре был построен свой кирпичный завод.

На территории, монастыря располагались иконная, бакалейная и мануфактурная лавки. Всё самое необходимое сестры могли приобрести, не выходя за ограду монастыря. Больших капиталов монастырь не имел, жил своим трудом и целиком обслуживал сам себя. При этом на его иждивении находилась двухкорпусная больница, где жили десятки нетрудоспособных старушек, а также приют для девочек. В приюте жило до шестидесяти сирот от двух-трех до четырнадцати лет. При приюте была создана четырехклассная школе, где преподавали сами сестры и монастырское духовенство.

После революции монастырь какое-то время существовал как коммуна, а потом пришёл в полное запустение и распад. И лишь относительно недавно, с 1988 года стала возрождаться из забвения эта Жемчужина Русской Земли, святые места подвижничества Серафима Саровского и дивеевских сестер. Так сбывается предсказание Преподобного о том, что возрождение России начнется с Дивеева, которое выбрала себе в удел Сама Богородица.

И в завершение мне хотелось бы напомнить об одной культурологической инициативе, принадлежащей газете «Завтра» и лично А. А. Фефелову, а также Православному братству во имя Преподобного Серафима Саровского. Речь идёт о дополнении символов «Царь-Пушка» и «Царь-Колокол» третьим знаковым символом - «Царь-Бомба». В статье от 27 августа прошлого года «Царь-бомба русского народа» Андрей Александрович писал: «В Акафисте Серафиму Саровскому, написанному в самом начале ХХ века, есть такие строки: "Радуйся, Отечеству нашему щит и ограждение"…

Многие сведущие люди утверждают, что ядерный щит России создавался под незримым покровительством великого старца, чье имя с библейского языка переводится как Огненный».

Есть, видимо, какая-то мистическая, божественная логика в этом соседстве – Саровской пустыни, ставшей «Арзамасом-16» и Дивеевского монастыря. Физики-ядерщики продолжают свою необходимую стране работу, в Троицком храме служатся службы, а по дивеевской канавке движутся паломники…

1.0x