Авторский блог Александр Маслов 19:16 26 июня 2018

И «да», и «нет»

Что показал приезд в Минск "первой четвёрки" руководства РФ

19 июня в Минске прошло очередное ежегодное заседание Высшего Государственного Совета Союзного государства России и Беларуси.

В белорусскую столицу для участия в этом мероприятии отправились не только президент Владимир Путин, но также премьер-министр Дмитрий Медведев, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко и председатель Государственной Думы Вячеслав Володин. Беспрецедентность данного факта специально отметил президент Республики Беларусь Александр Лукашенко в ходе совместного заявления для прессы по итогам прошедшего заседания: "Знаете, это дорогого стоит — наверное, нигде, ни в какую страну всё высшее руководство России вот так не приезжает, как в Беларусь". И это действительно так: одновременный приезд в Минск всей "первой четвёрки" руководителей российского государства лишний раз подчёркивает, что Белоруссия в Москве не рассматривается как иностранное государство.

Следует отметить, что, начиная с 2014 года, российско-белорусские отношения переживали далеко не лучшие времена. Прежде всего, эти сложности были обусловлены расширением интеграционных процессов на постсоветском пространстве под эгидой России. Насколько это важно для официального Минска, продемонстрировала следующая фраза Александра Лукашенко: "В последнее время решение актуальных вопросов зачастую переводится из одного интеграционного формата в другой — например, на площадку Евразийского экономического союза. Думаю, что нам не следует делать этого впредь… Для нахождения консенсуса незачем обсуждать отдельные вопросы со странами, которые в них не задействованы".

Вторым важным фактором стал "евромайданный" государственный переворот на Украине в феврале 2014 года и его последствия в виде воссоединения Крыма с Россией, гражданской войны в Донбассе, антироссийских санкций со стороны США и их союзников, контрсанкций РФ и т.д. Всё это фундаментально изменило статус Республики Беларусь: как политический, так и экономический. "Коллективный Запад" начал активно обхаживать "батьку" Лукашенко, а глобальные СМИ, словно по команде, перестали называть его "последним диктатором Европы" — этот "почётный титул" западной пропаганды на долгое время перешёл к российскому президенту. Минск оказался главной переговорной площадкой для урегулирования украинского политического кризиса (Минские соглашения), а белорусская территория — важной "перевалочной базой" для поставок в Россию товаров, произведённых в странах, попавших под российские контрсанкции. При этом белорусский президент нередко высказывался в пользу антироссийского киевского режима и явно смягчил, согласно просьбам-требованиям Запада, политику в отношении белорусских националистов, что привело к взрывному росту антироссийской пропаганды и настроений на территории республики, одновременно остро реагируя на любое противодействие, словом или делом, со стороны Москвы.

В итоге в двусторонних отношениях Минска и Москвы возник достаточно серьёзный конфликтный потенциал, обнулить или значительно снизить который и был призван нынешний путинский визит. Удалось ли достичь этой цели? Ответ на поставленный выше вопрос, скорее всего, нужно сформулировать так: и да, и нет.

Да — потому что, как показал опыт почти двадцати лет, лидеры двух государств хорошо изучили друг друга и прекрасно взаимодействуют между собой. Видимо, поэтому российский президент и прибыл в Минск со столь представительной делегацией — её присутствие позволило проработать конкретные решения по всем конфликтным позициям, что специально отметили оба лидера в своих выступлениях.

Путин подчеркнул, что пуск двух блоков Островецкой АЭС, первый из которых должен дать ток уже в конце следующего года, позволит Беларуси избавиться от необходимости закупать необходимые для её экономики киловатты на Украине, — Россия вложила в это строительство около 10 млрд долл. Также будет модернизирована нефтегазотранспортная система Беларуси (ещё 3,5 млрд долл.). Анонсирован также ряд других проектов общей стоимостью в 400 млн долл. То есть Россия проинвестирует белорусскую экономику почти на 14 млрд долл. — в 3,5 раза больше, чем накопленный объём нынешних российских инвестиций (3,9 млрд долл.).

Нет — потому что, как уже отмечалось выше, Беларусь по-прежнему не намерена участвовать в интеграционных процессах с Россией на основе только общих многосторонних соглашений. Но, видимо, предложенная в ходе заседания Высшего Госсовета Союзного Государства российской стороной программа была настолько привлекательной для Беларуси и настолько жёсткой, что после этого Александр Лукашенко заявил о возможности включения республики "в состав другого государства". И, скорее всего, одним из требований РФ была обязательная координация внешней политики Минска и Москвы, что следует из весьма корректной по форме, но жёсткой по существу формулировке Путина: "Ключевым направлением деятельности Союзного Государства считаем выработку и продвижение общих подходов к актуальным проблемам международной повестки дня". Иными словами внешняя политика Беларуси отныне должна согласовываться с Россией. "Активизацию" этого момента, зафиксированного в тексте Союзного договора 1999 года, но доселе "спавшего", видимо, и следует считать главным итогом нынешнего визита президента РФ в белорусскую столицу.

1.0x