Авторский блог Юрий Рябинин 14:13 8 июля 2019

И боги спускались на землю

В московском отделении казахстанского издательства «Foliant» вышел роман молодого писателя Ильи Пряхина «Бегство из рая».

Среди прочих вечных испытаний, предлагаемых автором литературного произведения своим героям, неизменно остается нравственная дилемма: как герой поступит, оказавшись перед выбором – оставаться ли ему во всяком случае благородным и совестливым, но при этом в силу известных обстоятельств отказаться от каких-то радужных перспектив, или же ради последних пренебречь всякими старомодными представлениями о достоинстве и чести.

В новом остросюжетном романе Ильи Пряхина «Бегство из рая» главный герой Макс поставлен перед решением именно этой проблемы. Но такая дилемма была бы слишком незамысловатой, безнадежно банальной схемой реализации персонажа. И тогда вряд ли вообще роман Пряхина представлял бы интерес для критики в плане его оригинальности. Но автор усложняет традиционную конструкцию, почему и произведение его выделяется из общего ряда.

Макс – альпинист-гид. Он водит в горы любителей экстремального времяпрепровождения и, случается, спасает жизнь некоторым переоценившим свои возможности удальцам. Один такой спасенный, оказавшийся повелителем целой финансовой империи, призревает, как говорится, спасителя: сажает на удел, и, выдав за него возлюбленную дочь, возводит, таким образом, этого счастья баловня в цесаревичи. Но для окончательного утверждения зятя в качестве своего преемника дряхлеющий кащей решается предъявить его прочим сильным мира, чтобы, так сказать, ввести в круг. В некоем отдаленном имении, этаком таежном Версале, собираются новые наши хозяева жизни – всякие высшей гильдии мироеды и лихоимцы. И вот туда – на смотрины – должен явиться Макс.

Но почти добравшись до цели, Макс неожиданно меняет первоначальные планы, а вместе с этим лишается и перспективы наследования престола тестя. Вблизи имения он встречает подозрительную девушку «с обломанным ногтем», которая, как выяснилось, только что сбежала из этой малины, где она стала свидетельницей кровавого преступления, и теперь – гонимая и страждущая – вынуждена лишь уповать на чье-либо милосердие и великодушие. Естественным образом, Макс, воспитанный на моральных ценностях гор – надеемся только на крепость рук, на руки друга и вбитый крюк и т.п. – немедленно отрекается от престола и жертвенно кладет душу за други своя, как говорится – за случайную знакомицу. Он решается ее спасти.

Как и полагается в остросюжетном произведении, они убегают, их преследуют какие-то безжалостные кровожадные злодеи. Беглецы же по законам жанра ловко от них ускользают, прячутся где-то по чужим углам – у всяких встречных доброхотов. И вот в одном таком «углу» случается то, что решительно переиначивает образ героя…

Заметим, Макс состоит в законном браке и у него имеется младенец-сын. Даже если брак с наследной принцессой был для него адищем и голгофой, во что, впрочем, автор отнюдь не посвящает читателя, то и такие обстоятельства едва ли могут служить оправданием выхода на сторону. Доблесть героя – терпеть и смиряться. Нести крест! Тогда он становится просто-таки идеальным, – хоть в лике святых его прославляй! Да, – это так должно быть по стандартной схеме реализации персонажа. Пряхин же решительно ломает схему, крушит стереотип «положительного героя». Его безупречный Макс превращается в Макса падшего. Оказавшись ввечеру в укромном месте наедине с красоткой, хоть и с обломанным ноготком, парень сразу раскис – и вниз. Что же делать, и боги спускались на землю…

Долли Облонская говорит своему блудному Стиве: ты помнишь детей, чтобы играть с ними, а я помню и знаю, что они погибли теперь! Адюльтер – это погибель детей. Ибо это пожизненное клеймо, припечатанное им кем-то из недальновидных родителей, которое, как шило в мешке, обычно невозможно утаить. Ну вот таким Пряхин делает своего героя.

Смело распоряжается судьбами персонажей автор? – чрезвычайно! Будет ли доверять ли такому повороту читатель? – осмелимся предположить, – вполне! Потому что ничего нетипичного или надуманного в падении Макса нет. Увы. Полюбит ли читатель такого героя? – а вот это уже зависит от индивидуальных представлений каждого о добре и зле. Но каково бы ни было это представление, никто не скажет, что Макс автору не удался. И самый омерзительный герой, в сущности, симпатичный, если он вышел живым, натуральным, не фальшивым.

Авторскую манеру Пряхина отличает совершенная – не побоимся сказать! – техника построения крупного прозаического произведения. Композиция, переплетение линий повествования в романе почти безупречны. Автор умеет оборвать главу на самом интересном месте, а затем вовремя вернуться к прерванному и эффектно преподнести заинтригованному читателю информацию уже гораздо более насыщенную, чем это было бы, если бы сюжет раскрывался строго последовательно. Все это делает «Бегство из рая» Ильи Пряхина заметным современным произведением.

1.0x